lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Дети и история

28.05.2015 "Липецкая газета".
// Образование
Фото Ольги Беляковой.

Молодежь гордится героическим прошлым своей страны, но плохо его знает. Такие данные показал социологический опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения. Школьники и студенты откровенно «плавают» в теме Великой Отечественной войны, путаются в событиях и датах, искренне полагая, что Вторая мировая началась не в 1939-м, а в 1941-м. В качестве противников Советского Союза кто-то из опрошенных называет Польшу, другие — Украину и даже Австро-Венгрию, которая распалась еще в 1918 году. О гораздо более ранних эпохах и других странах молодые россияне и вовсе не знают, давая тем самым поводы для многочисленных шуток сатириков и невеселых рассуждений старшего поколения.


Кто виноват в том, что молодежь плохо знает историю? И что делать, чтобы сегодняшние мальчишки и девчонки не превратились в Иванов, родства не помнящих? Как пробудить интерес к истории? Об этом сегодня размышляют участники нашего родительского собрания.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Знать прошлое ради будущего


Владимир Богодухов, Герой России, депутат Липецкого областного Совета депутатов, директор областного Центра патриотического воспитания населения:


— Есть очень хорошее и точное высказывание: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». И это напрямую касается воспитания молодежи. От того, как мы сегодня преподнесем подрастающему поколению историю нашей страны, зависит будущее развитие России.


Да, в истории нашего Оте­чества — как и любого другого государства — были разные периоды. В том числе и трагические, и те, что до сих пор вызывают споры в обществе. На этом любят спекулировать те, кто хочет очернить наше прошлое. Порой дело доходит до откровенной фальсификации. И вся эта информация сегодня доступна для подростка. Значит ли это, что родители должны ограничивать доступ ребенку в Интернет, запрещать читать что-либо, кроме учебника? Разумеется, нет. Но задача взрослых — объяснить наследникам, в чем подлинная правда, опираясь на официальные источники информации, на свидетельства очевидцев, участников событий. К примеру, наш центр организует в школах области уроки мужества, которые проводят ветераны. И многие дети с интересом слушают их, делают правильные выводы.


После распада Советского Союза взгляд на прошлое нашего государства поменялся. Причем доходило до крайностей: издание школьного учебника истории могло финансироваться иностранными некоммерческими организациями. Какая правда о России могла быть в этой книге, изданной на заграничные деньги? Сегодня, к счастью, ситуация меняется. Разрабатывается единый учебник истории — это очень правильно, потому что, несмотря на разные точки зрения, основа должна быть.


Личный пример очень важен в воспитании. Мой отец был фронтовиком, и я многое о Великой Отечественной войне узнавал из его уст. Хорошо помню 25-летие Победы, когда к нам пришли пионеры с горном, барабаном и прибили на наш дом звездочку в знак того, что здесь живет ветеран. Я гордился этим. И потом стал летчиком, 34 года прослужил в армии. Чтобы ребенок интересовался историей, начните с себя, с истории своей семьи. Кем были ваши предки, как их судьба связана с судьбой Родины — расскажите об этом своим детям. Совсем недавно мы отпраздновали уже 70-летие Победы, и прошедшая 9 Мая акция «Бессмертный полк» показала: у всех нас, людей разных поколений, есть то общее, что всех нас объединяет. Это преклонение перед подвигом наших отцов, дедов. Вот это же должно быть и основой для бесед с ребенком об истории страны.


Нельзя скакать галопом по Европам


Галина Юрова, учитель истории и общество­знания средней школы № 51 г. Липецка:


— Историческое образование сегодня — один из наиболее сложных и противоречивых элементов системы образования. Одной из причин является, пожалуй, смена модели преподавания с линейной на концентрическую. Раньше изучение истории начиналось в 4-м классе с эпизодических рассказов, а заканчивалось в 10-м. Объем информации увеличивался постепенно, соблюдался хронологический порядок: от прошлого к современности. Учитывались и возрастные особенности. Сейчас мы заканчиваем изучение всего курса в 9-м классе, а затем углубленно повторяем в двух старших классах. А часов на изучение предмета стало меньше. Поэтому произошло смещение возрастных и идеологических тем.


В качестве оправдания школьников стоит сказать и о колоссальной нагрузке, которая ложится на их плечи, когда приходится осваивать очень большие по объему параграфы, порой доходящие до 20 страниц. А ведь это не художественная литература! Справиться с таким объемом информации нелегко и взрослому. Ученик должен уметь выдавать материал по сквозной тематике, то есть обладать понятийным знанием сразу нескольких параграфов. И справляются с этим единицы. К тому же подростку трудно с гражданской позиции осмыслить исторические события, дать им оценку. Вот и теряется интерес к предмету. Дамоклов меч висит и над учителем тоже. В процессе преподавания мы вносим коррективы под алгоритм выполнения заданий в формате ЕГЭ или ОГЭ, настраивая учеников на то, как преподнести ответ, чтобы получить максимально возможный балл.


Обилие разноплановых учебников, порой содержащих не только диаметрально противоположные точки зрения на спорные исторические события, но и фактические ошибки, тоже вносят неразбериху. Чтобы исключить подобное, сейчас разрабатывается проект историко-культурного стандарта, содержащего порядок дат, имен, обязательный минимум событийного материала, теоретические и фактические подходы к изучению. Ряд вопросов — их обозначили как трудные — предполагает альтернативные точки зрения.

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

Павел Ягодзинский, заместитель начальника отдела Пенсионного фонда Липецкой области:


— Сын интересуется историей, ему нравится читать. Но с сожалением констатирую: мы, учась в школе, знали и читали намного больше. Несмотря на то, что сейчас вроде бы множество источников информации, на расширение исторического кругозора те же средства массовой информации стали работать совсем недавно. Начали появляться фильмы. Поколение 90-х, когда от старых идеалов отказались, а новых еще не было, в этом плане, я считаю, потеряно. На кого они ориентировались? Супермен, Терминатор, Шварценеггер… И засилие американского кинематографа, вымышленных персонажей вытеснило настоящих героев.


Убежден: семья должна взять на себя ответственность за воспитание своих детей. Рассказывать о предках, советовать, какую книгу прочитать или фильм посмотреть. Зерно, брошенное в почву, со временем обязательно прорастет. Потому что мы в ответе за то, что будет происходить в нашей стране через 20-30 лет.



Татьяна Коренева, менеджер по работе с клиентами, г. Липецк:


— Когда я училась в школе, у нас все было четко и понятно. Была одна правда на всех. Сейчас разных точек зрения много. Но, мне кажется, учебники истории пишут недостаточно доступно для учащихся. Отсутствует логика. А сумбур в учебнике создает сумбур и в головах. И стоит ли удивляться тому, что знания большинства далеки от идеальных?


В мою бытность преподавание велось одинаково для всех, но знаний хватало для поступления в любой вуз. Теперь для этого необходимо углубленное изучение. Значит, базовый уровень значительно ниже требуемого. И все же, думаю, при желании можно освоить предмет. Моему сыну история дается довольно легко. Хотя в данном случае немалая заслуга принадлежит его школьному учителю.



Вера Калинина, домохозяйка, г. Липецк:


— Учеников мне искренне жаль. В наше время, 20 лет назад, уже был учебник «Новейшая история», сколько же должно было добавиться еще учебников за этот период? Вообще, это глобальная проблема, и молодежь не знает (или не хочет знать) не только историю, но еще и традиции, родной язык. Откуда тогда получать информацию? По ТВ одни сериалы и криминальные новости, а познавательных передач почти не осталось. Да и не тянет нашу молодежь на такие передачи. Дети учат то, что им интересно, а тут даже учителя не знают, что преподавать — учебники меняются чуть ли не каждый год!

НА ЗАМЕТКУ!

Самый большой вопрос для многих — как выучить даты по истории, так как это часто непосильная задача. Разделите лист бумаги на две колонки и записывайте в левую — дату, а в правую — события. Несколько раз перечитайте даты и попытайтесь воспроизвести их. Закройте правую колонку и попытайтесь вспомнить, какой дате какое событие соответствует. Затем то же самое проделайте, закрыв левую колонку.

Тема следующего выпуска: «Дети и отпуск»



Близится середина лета — пора каникул у тех, кто учится, и отпусков у тех, кто работает. Как родителям провести эти свободные дни вместе с детьми, чтобы после остались только хорошие впечатления? Куда отправиться вместе с ребенком? Чем занять его в дороге? На что обратить внимание при планировании путешествия? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания».


Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-67.

Подготовили Софья Вобликова и Марина Кудаева.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество



  Вверх