lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Воспитание по-русски

28.05.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Люди, которым доводилось подолгу бывать в зарубежных странах, непременно отмечают, как по-разному ведут себя дети разных национальностей. Впрочем, те же самые люди говорят и о том, что родители совершенно особенным образом общаются с детьми и реагируют на их непослушание и проступки.



Передо мной лежит книга «Почему французские дети не капризничают». Ее автор, американка, поражается послушанию маленьких французов и все пытается отыскать его секрет. Одновременно она старается применять почерпнутые методы в воспитании собственных дочерей. Несмотря на ее многочисленные восторженные «отчеты» после подобных опытов, ответа на вопрос, означенный в названии книги, я так и не нашла. Да, французские дети четко знают слово «нельзя» и реагируют на него с первого раза. А почему? Почему не пропускают его мимо ушей, не разражаются в ответ истерикой? А кто его знает. Опять же, изменившееся поведение ее дочек меня тоже не очень-то убеждает: вероятно, они стали вести себя по-другому, потому что пока живут во Франции. А что будет, когда вернутся в Америку? Понятно, что в разных странах разное воспитание. Существует ли своя система у нас? Какая из систем лучшая? Об этом беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой:


— Наверное, говорить о какой-то лучшей и оптимальной системе воспитания нельзя. Все зависит от общества, в котором живет ребенок, от культурных и семейных традиций этой страны, от менталитета людей. И было бы смешно пытаться автоматически перенимать чужие методы и правила воспитания. Растение, перенесенное в чужеродную почву, просто погибнет.


— Понятно, что в каждой стране свои особенности. А есть ли какая-то «система воспитания по-русски»?


— Я бы сказала, что главная суть нашей системы в ее отсутствии. Ну, если не принимать во внимание такую нашу особенность, как страсть помогать детям, даже будучи уже пенсионерами. Но системы, как таковой, нет. И связано это с многочисленными сломами в нашей истории, когда предыдущий опыт признавался насквозь ошибочным и порочным. Вместе с этим опытом отбрасывались и мудрость, накопленная поколениями, и традиции. А ведь система воспитания формируется и передается из поколения в поколение, причем пятьдесят или семьдесят лет — это не срок, чтобы сформировать что-то незыблемое, что нельзя было бы в одночасье разрушить.


— Мне кажется, что традиции воспитания во многом связаны с вероисповеданием народа…


— Безусловно. Вера во многом помогает сохранять и традиции, и ритуалы. И в этом смысле семьдесят лет насаждаемого атеизма не могли пройти бесследно. Хорошо, тогда ставилась цель воспитать строителя коммунизма, прививалось коллективистское начало, принципы интернационализма, гордость за державу. Вроде бы система. Но в девяносто первом нам опять говорят, что все, что было, — абсолютное зло. Вдруг выясняется, что гордиться нам абсолютно нечем, коммунизм начинают приравнивать к нацизму, а на смену интернационализму приходит национализм скинхедов. За что зацепиться, на что опереться? И тут нам дают новую установку — на крайний индивидуализм и потребительство. Но ведь для этого требуются совершенно иные принципы воспитания, которые надо срочно каким-то образом выработать! И вот уже ребенку начинают внушать, что человек человеку не друг, а волк.


— Обратите внимание, в тех же республиках Северного Кавказа вековые традиции воспитания сохранились куда лучше, чем в Центральной России…


— Да, потому что там все это время сохранялись очень прочные мусульманские корни, которые никогда не обрубались. И традиции воспитания там основываются именно на исламе. И какой бы век не стоял на дворе, молодежь там будет уважать стариков, младшие братья — слушаться старших. Так заведено. А у нас старики потеряли ценность, потому что они не поспели за технической революцией и не умеют пользоваться компьютером. Знания, мудрость, которые должны передаваться от поколения к поколению, оказались вытеснены постоянно меняющейся информацией. Информация стала ценнее мудрости. Правда, шествие «Бессмертного полка» зародило во мне надежду на то, что все еще не поздно вернуть: в этом было столько искренности, столько ощущения собственной сопричастности победам и жертвам своих дедов и прадедов!


— И все-таки, в чем же ключ к послушанию детей? Вот в Японии детям до пяти лет разрешается делать все, что душе угодно. Если ребенок обжегся или порезался, то мама его не ругает, а извиняется за то, что не уберегла. Казалось бы, после такой вседозволенности к шести годам ребенок должен стать сущим наказанием для окружающих. Во всяком случае, у нас было бы именно так. Но нет! Японские дети чрезвычайно послушны и ответственны. Как это объяснить?


— Знаете, есть такая поговорка: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети — это же наше зеркало. В японской культуре, где чрезвычайно важны ритуалы, где веками культивируются взаимная вежливость и взаимное уважение, дети просто не увидят у взрослых асоциального поведения. Но ведь копируют они именно взрослых! А что будут видеть и копировать наши дети? Ругающихся матом мужиков? Девушек, распивающих пиво «из горла»? Скандалы мамы и папы? Вот вам и ответ. У японских детей «вседозволенность» никогда не приведет к нарушению норм поведения, которые они видят с самого рождения. Традиции — великая вещь. Американская молодежь не выносит родительского диктата и стремится от него уйти. Китайские подростки признают, что их матери оказывают на них очень сильное давление, но при этом не испытывают никакого дискомфорта. Потому что для них это норма. Но ведь в Штатах сами взрослые настраивают детей на скорейшую самостоятельность и обособленность, а в Китае культивируются тесные родственные связи.


— Но ведь есть какие-то особые черты, характеризующие именно нашу систему воспитания?


— Понятно, что и в Японии, и у нас есть разные семьи. Но мы давайте поговорим о некой общей преобладающей тенденции. Я бы начала с того, что наше «коллективистское начало» то и дело приводит к нарушению личного пространства и вносит далеко не лучшие коррективы в воспитание детей. Да, коллективизм у нас в крови, в генетическом коде, но должны же быть какие-то границы.


— А вы могли бы пояснить это на каком-то примере?


— Пожалуйста, вот пример из моей личной жизни. Я иду с младшей дочерью из детского сада, мне надо зайти в аптеку. А Танечке не хочется, ей хочется побыстрее домой, к игрушкам, к старшей сестре. По этому поводу она начинает откровенно капризничать и реветь на всю улицу. Лично я считаю, что в четыре года ребенок уже должен уметь потерпеть и подождать, если маме срочно нужно что-то сделать. И я всякий раз объясняю это дочери. Но в тот раз к ней вдруг кинулась какая-то женщина со словами: «Будешь плакать, я тебя заберу!» На что я ей сказала, что сейчас вызову полицию, поскольку она собирается похитить моего ребенка. Вы не представляете, какое у нее было лицо!


— Так ведь она это сделала из лучших побуждений!


— Я понимаю. Но я не хочу воспитывать своего ребенка страхом: «тебя тетя заберет», «тебя бабайка утащит». Я хочу, чтобы ребенок понимал, почему надо так, а не иначе. А воспитание страхом — вполне типично для нашего социума. И представьте, как все эти детские страхи могут потом сказаться на психике. Так вот, та женщина просто вторглась в мои отношения с дочерью со своими «пугалками». Да, она хотела помочь, но в итоге на тот момент помешала мне выстраивать эти отношения.


— А какую еще черту вы можете назвать типичной для нашего воспитания?


— Всеобщая жалостливость. Причем не только к своим детям, но и к чужим. Вот опять же конкретный пример из моей жизни. В магазине, куда мы ходим, есть автомат по продаже жевательных резинок. Я такие вещи принципиально не поощряю, и мои дети это знают. Но Танечка пока еще пытается «надавить» на меня при помощи слез. Так было и в тот раз: я сказала, что не куплю жвачку, она разревелась. Мы уже шли к выходу, когда нас догнала девушка с криком: «Девочка, не плачь, не плачь, на, возьми жвачку!» Спрашивается, кто ее просил? Она же прекрасно понимала, что у меня найдутся пять рублей. И если я не покупаю, значит, имею на это весомые причины. Так какое она имела право нарушать мои решения, мои правила и нормы поведения? Только потому, что ей было жалко плачущего ребенка? Конечно, чувство сострадания — это прекрасно, но должна быть какая-то элементарная культура. И еще: мы в методах воспитания склонны шарахаться из крайности в крайность. Вот сейчас от многих слышу: «Мой ребенок читает только русские народные сказки!» Спрашивается, почему? Что за такой странный квасной патриотизм, из-за которого ребенка надо лишать сказок Андерсена, Шарля Перро или братьев Гримм? Ну, крайности — это в нашей натуре. Потому мы и кричим на своих детей чаще, и целовать их чаще кидаемся.


Я думаю, если уровень культуры в обществе станет выше, если мы снова почувствуем свою связь с предками, то сумеем восстановить и традиции воспитания.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество



  Вверх