lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Не вдохновение рождает мастеров

23.05.2015 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Сразу два известных мастера-скульптора отмечают свои юбилеи в последнем месяце весны. Народному художнику России, академику Российской академии художеств, почетному гражданину Липецка Юрию Дмитриевичу Гришко исполнилось восемьдесят лет, а его коллеге, народному художнику России, председателю правления Липецкой региональной организации Союза художников РФ Александру Евгеньевичу Вагнеру — шестьдесят пять. Значимым датам приурочены персональные выставки юбиляров. В областном художественном музее развернута экспозиция Юрия Гришко «Мои современники», в Доме Мастера — выставка Александра Вагнера «Ars Longa». Накануне их открытия корреспондент «Липецкой газеты» встретился с юбилярами.


— Это мой последний «молодёжный» юбилей, — шутит Александр Вагнер, — серьезные даты ещё впереди. Приятно, что год складывается одним из самых интересных и удачных в творческом плане. Почивать на лаврах некогда, новый проект помогает быть в тонусе. Я сейчас работаю над масштабным военным памятником, посвященным Елецкой наступательной операции. Невероятно интересная задача, но и ответственность огромная. Нынешняя выставка — это своего рода ретроспектива, не подведение итогов, а очередной творческий этап. Несколько совсем свежих работ, малая пластика, портреты, эскизы, репродукции монументальных композиций, всего порядка сорока экспонатов.


Хочу показать зрителям, с чего начинался мой творческий путь. Сорок лет назад, студентом, я сделал работу «Металлурги». Кое- кто сейчас считает, что тема человека труда была связана с конъюнктурой. У меня же тогда и в мыслях такого не было. Меня переполняло искреннее желание рассказать всем о Липецке и его жителях, о том, чем мы, липчане, по праву гордимся. Эту работу заметили, она дала импульс моему дальнейшему творчеству.


— За сорок лет произошли огромные перемены в стране и обществе. Каким вы видите своё творческое кредо сегодня?


— С молодости я думал, что жизнь дана художнику, чтобы учиться и расти до самого последнего дня. Ни в коем случае нельзя «забронзоветь», остановиться в развитии, почувствовать себя умудрённым опытом мэтром. Всегда надо искать новые впечатления от окружающего тебя мира и времени. В этом и проверяется человек. Свою выставку я не случайно назвал «Ars Longa», что в переводе с латыни значит «искусство вечно». Жаль, что сегодня нередко из нашего повседневного обихода исчезает само понятие искусства. Памятники становятся похожими. Раньше первым правилом художника было во всех обстоятельствах оставаться самим собой, всё делать по-своему. Если этого нет, то какой тогда смысл в творчестве? Сегодня многим кажется, что можно обойтись без серьёзной музыки, литературы, живописи, главное — решить какие-то насущные задачи. Я считаю, что культура и искусство — это основа основ воспитания, фундамент, на котором держится всё наше общество. Убери его — и всё тут же рухнет.


— Обращаясь к разным формам и жанрам, вы остаётесь верны монументальной скульптуре. Чем она вас привлекает?


— Монументальные работы — самые любимые для меня. Это отдельное свойство скульптора — увидеть масштабные вещи. Станковая скульптура тоже очень важна, но в полной мере я могу раскрыть свои идеи в крупном формате. Монументы — как вехи жизни. Годы бегут, памятники остаются людям. Монумент заполняет пространство на века, поэтому ответственность на тебе лежит колоссальная.


— Вы видите в молодых коллегах своих единомышленников и продолжателей традиций?


— Хочу поделиться ещё одной своей радостью: я не помню, чтобы когда-то с таким удовольствием давал рекомендации для вступления в Союз художников. За пару лет к нам влился целый отряд молодёжи — совершенно разной, и при этом одинаково сильно одержимой творчеством. Для них оно — смысл жизни, а не способ получения комфорта и материальных благ. Их работы — не робкие попытки самовыражения, а серьезные заявки на право называться хорошим художником.


— Суета вокруг юбилея и выставки страшнее атомной войны, — признался в нашей беседе Юрий Гришко. — Скорее бы пережить всё это. У меня это, наверное, пятнадцатая выставка по счёту. Не люблю персоналки, гораздо интереснее выставляться с кем-то. У меня только с Сорокиным было семь выставок, а ещё с Дворянчиковым, Шевченко… Раньше даже классики выставлялись лишь раз, в конце жизни. Если бы не юбилей — ничего бы не стал затевать.


— Какие из представленных в экспозиции работ разных лет для вас самые знаковые?


— Все они по-своему дороги мне. Когда художник начинает работу над новой вещью, то кажется, что делает самое лучшее своё произведение. А потом, со временем, оно становится одним из многих. И снова появляется надежда сделать свою главную работу. Наиболее знаковая для меня моя первая серьезная вещь — «Проба чугуна» начала шестидесятых. Тогда она попала на Всесоюзную выставку молодых художников в Москве в Музее Пушкина. Работу отметили премией, московский молодой архитектор Гаспарян предложил её разместить в Магнитогорске на площади у нового кинотеатра по его проекту. Предполагалось сделать семиметровый монумент из бронзы, мне давали мастерскую в столице, но я отказался. Мало было опыта, не хотел провалить ответственное дело, и не жалею, надо брать дело себе по силам. Вы можете увидеть эту скульптуру на выставке. На таких мужиках-работягах держится весь мир, они — соль земли. Наши доменщики как атланты, им памятник надо ставить при жизни.


— Над чем работаете сейчас?


— Недавно закончил три работы, посвященных эпохе Возрождения. Их можно тоже увидеть в экспозиции. Это портреты Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Историческую тему продолжил «Судом Соломона». Исторические сюжеты мне всегда интересны. Без прошлого нет настоящего и не будет будущего. Может быть, нет той активности и азарта, как в юности, но тем не менее без мастерской я не представляю свою жизнь. Прихожу сюда каждый день. Не люблю слово «вдохновение». Не должно быть его в лексиконе художника. Должно быть настроение работать. Настоящий мастер настроения не ждет, просто берёт и делает, а уже в работе приходит определённый настрой. Всю жизнь вкалываю, воспитывая в себе соответствующий настрой. Начальников надо мной никогда не было, некому было меня подгонять. Я и сейчас продолжаю в себе воспитывать желание каждодневного дела. Без этого жизнь теряет смысл.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +3C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Аристократ духа

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru
// Культура

Забвению вопреки

Роман Ромашин, romanromashin@ yandex.ru
// Общество

А вот кому «спасатель» от денег?

Анастасия Карташова, тел. 50-17-35
// Общество

Пятый век обители


// Общество
Даты
Популярные темы 

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Без фальстарта с надеждой

Денис Коняхин // Спорт

«Лабиринт» для умников

Ольга Журавлева // Образование

Быстрый гол! И крепка оборона…

Иван Афанасов // Спорт

Без намёков на сенсацию

Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх