lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Трудное дело — читать

21.05.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура
Фото Сергея Литаврина

Сожаления по поводу того, что современная молодежь мало читает или же не читает вовсе, стали уже общим местом. Сегодня многие предлагают просто смириться с тем, что нынешняя молодежь другая, не похожая на старшее поколение, у нее другие интересы и ценности.



В свое время не было компьютеров, Интернета, всевозможных гаджетов, вот мы и не расставались с книгой, наивно считая ее лучшим подарком. Так что пора уже оставить в покое поколение next и смириться с тем, что домашние библиотеки, так любовно собираемые всю жизнь, благополучно отправятся в небытие после того, как не станет их владельцев.


Но вот ведь какой интересный нюанс: так рассуждают, как правило, те, кто никогда и не пытался открыть молодым прекрасный и необъятный мир литературы. Зато те, кто и сегодня несет детям художественное слово, смотрят на ситуацию куда оптимистичнее. Наша собеседница — руководитель Творческой мастерской Липецкого филиала РАНХиГС Елена Мистюкова-Севостьянова.


— В этом году мы седьмого мая играли в Нижнем парке для ветеранов спектакль «А зори здесь тихие». Я была просто шокирована, когда одна очень пожилая женщина с целым «иконостасом» из орденов и медалей вдруг кинулась ко мне, повторяя: «Я никогда не думала, что молодые люди могут вот так все это прочувствовать и пропустить через себя». А ведь год назад началось все с того, что я обнаружила: наши студенты даже не слышали об этой гениальной повести Бориса Васильева. И это тоже было для меня шоком. Но времени на постановку спектакля у меня было очень мало, и поэтому я попросила ребят хотя бы посмотреть потрясающую советскую экранизацию. На следующую репетицию они пришли просто перевернутые, не поверите, у них глаза были другие, когда они говорили о фильме! И после этого они сами, без всякого принуждения с моей стороны прочитали и эту повесть, и другие произведения Васильева. Сегодня у них самих это самая любимая постановка, причем выступать они любят именно перед ветеранами, даже сами просят меня об этом.


— Иными словами, им все это надо открывать с нуля?


— Фактически — да. Вот в этом году мы готовили музыкально-поэтическую композицию к семидесятилетию войны. И когда я стала читать им отрывки из стихотворений, то никто не смог назвать хотя бы одного автора. Но разве это их вина? Если начинать говорить с ними о том, что происходило в те страшные годы, они очень быстро проникаются этим и начинают чувствовать и поэзию, и песни о войне. Хотя, не скрою, тексты многих очень известных песен нам приходилось разучивать. И опять мы возвращаемся к вопросу о том, кто виноват. Кто виноват в том, что военные песни начинают звучать у нас только накануне Дня Победы? Кто виноват, что дети не смотрят фильмы о войне? Наверное, родители, которые сами переключают канал, по которому идет фильм «Судьба человека», на ТНТ или шоу «Уральские пельмени». У меня одна девочка-студентка пришла просто потрясенная после того, как посмотрела фильм «Баллада о солдате». Прекрасно, что они могут так чувствовать и переживать, но ужасно, что такой гениальный фильм они смотрят впервые лишь в студенческом возрасте, что с литературными шедеврами так поздно знакомятся.


— Вообще-то тут сам собой возникает вопрос о том, как и чему их учили в школе.


— Я бы сделала акцент на «как», потому что от этого все и зависит. Конечно, интерес к литературе, к чтению во многом был уничтожен введением пресловутого ЕГЭ. Их столько лет учили правильно ставить галочки! А многие ли учителя старались пробудить в детях любовь к художественному слову? Поверьте, те, кто старался, наверняка получили прекрасный результат — детей, не мыслящих своей жизни без книги. Но ведь это учителя, как правило, старой формации, которых остается все меньше. Знаете, с чем я сталкиваюсь, когда мы готовим поэтические композиции? Ребята читают стихи, словно из пулемета строчат. И мне приходится объяснять, как в устной речи должны звучать знаки препинания. Объяснять, что тире — это дольше, чем точка, и чем отличается точка от многоточия. Но ведь это означает, что их в школе не учили читать стихи, их не учили вдумываться, вчувствоваться в то, что они читают. Ведь, по большому счету, нелепо высчитывать по метроному, сколько длится тот или иной знак препинания. Если человек понимает, о чем это стихотворение, если он проникается его содержанием и переживаниями автора, то все паузы, все интонации начинают рождаться из души, как искренний отклик. К сожалению, сегодня дети зачастую выходят из стен школы умея читать, но не понимая смысла прочитанного. Такое механическое соединение букв в слова, и не более. Возможно, виной то, что их с первого класса начинают натаскивать на скорость чтения. Какая уж тут любовь к слову, какое удовольствие от стиля и языка автора?


— Когда у них появляется интерес к литературе, они просят вас посоветовать, что почитать?


— Да, советуются. Но я, честно говоря, порой теряюсь, что им советовать. Недавно порекомендовала прочитать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Так большинство признались, что не смогли дочитать до конца — дескать, сложно, непонятно.


— А мы-то в свое время читали этот роман взахлеб, за одну ночь, потому что на другой день журналы «Москва», где он был впервые опубликован, надо было передать следующему, стоявшему на очереди… Я еще могла бы понять, что им показалось трудно прочесть «Братьев Карамазовых» Достоевского, но чтобы сложным оказался «Мастер»…


— Знаете, я думаю, что если бы мы решили ставить отрывок из этого гениального романа и начали бы говорить о нем, вместе вчитываться и вдумываться, то они бы загорелись и «заболели» им. И были бы потрясены его невероятной глубиной и многослойностью, и восторгались бы музыкой булгаковского языка. Да, они уже вроде бы взрослые люди, но если в детстве родители не читали с ними вместе, не разговаривали, не обсуждали прочитанное, то кто-то должен делать это сейчас. И если я всех их считаю своими детьми, то с удовольствием беру на себя эту роль. Тем более что в итоге получаю огромную отдачу. В том-то все и дело, что ребята потрясающе откликаются, когда начинаешь открывать им литературные шедевры. Вдруг обнаруживается, что им это очень нужно, что у них существует душевная потребность в прекрасном. Я всегда им говорю, что книги — это как корабли, которые плавают между поколениями и соединяют их друг с другом.


— Иными словами, проблема в том, что не читают родители?


— Безусловно, это одна из главных причин. Судьба распорядилась так, что у большинства детство и отрочество пришлись как раз на лихие девяностые, когда родители были озабочены прежде всего тем, чтобы как-то заработать и прокормить семью. Кто тогда стоял в основном на вещевых рынках? Учителя, воспитатели детских садов. До книг ли тогда было, до воспитания ли художественного вкуса и чувства прекрасного? И когда я слышу от кого-то из ребят «Мы с мамой вместе прочитали» или «Мы с мамой вместе посмотрели», то я радуюсь вдвойне, потому что это означает, что восстанавливается связь поколений. Тем более что толчком к этому становятся наши репетиции, наши занятия.


— Как вы считаете, что сегодня больше всего мешает им взять в руки книгу?


— Я бы сказала, что молодежь нынче слишком настроена на развлечения, на легкую и беззаботную жизнь. Тут нечему удивляться, ведь и телевидение, и вездесущая реклама настраивают их именно на это. А чтение серьезной литературы — это немалый душевный и интеллектуальный труд, это обязательно акт сотворчества, который тоже легко не дается. Но трудиться и напрягаться не хочется. Я никогда не отказываю ребятам, которые хотят заниматься в нашей мастерской. Правда, многие уже после первой репетиции говорят: «О-о-о… у вас тут трудно». Сейчас уже те, кто занимается регулярно, заранее предупреждают новичков, что у нас придется трудиться. Опять же, меня поражает, что их не приучают трудиться ни в семье, ни в школе. Тогда чему удивляться, что они предпочитают играть в компьютерные игры или сидеть в социальных сетях?


— Они меняются в результате занятий в вашей мастерской?


— Да, и это всегда очень радостно. У меня занималась одна девочка из Тербунского района, она и сейчас продолжает к нам приходить. Так вот на Девятое мая она была дома и в клубе читала для ветеранов большое стихотворение. После чего пришла ко мне и говорит: «У многих наших ребят есть машины. Давайте соберемся и проедем по отдаленным селам с нашей программой, людям это так нужно, они так рады!» Понимаете, у ребят появляется не просто потребность в творчестве, но и желание что-то отдавать людям, нести им радость, делать их жизнь ярче. Опять же, когда они знакомятся с поэтической любовной лирикой, читают настоящую прозу, где есть любовь, то они вдруг по-другому начинают смотреть на своих сверстников, на свои собственные отношения с противоположным полом. Потому что когда ты читаешь великие произведения о любви, то невольно начинаешь сравнивать литературных героев с тем, что происходит в твоей жизни. И если кто-то мне говорит: «Ну, это же книга, а на самом деле так не бывает», то я всегда отвечаю: «Ребята, все зависит только от вас самих. Будет ли это высокое красивое чувство, как у Ромео и Джульетты, или пошлятина как в программе «Дом-2». Учитесь говорить о своих чувствах, учитесь делать отношения красивыми и романтичными. Учитесь верности и преданности. Все это есть в великих произведениях художественной литературы».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх