lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Опера Победы

11.05.2015 "ЛГ:итоги недели".
// Культура
Фото Елены Гамовой
Фото Елены ГамовойЕлизавета ЗахароваИлья Селиванов и Ольга ПудоваОльге Пудовой аккомпанирует Лариса Гергиева

В канун всенародного празднования юбилея Великой Победы в рамках традиционного Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева в Ельце в концертном зале колледжа искусств имени Тихона Хренникова прошло беспрецедентное музыкальное событие: солисты академии молодых оперных певцов Мариинского театра представили программу «Песни, опалённые войной»


Московский Пасхальный фестиваль за годы своей истории из музыкального праздника превратился в один из культурных символов общенационального значения. XIV фестиваль воплотил не только духовное начало – посвящение Светлому Воскресению Христову, но и был наделён невероятным патриотическим содержанием – дань Великой Победе. В нынешнем году Московский Пасхальный фестиваль, стартовавший 12 апреля, посвящён двум датам: 175-летию Петра Ильича Чайковского и 70-летию Великой Победы. Торжественный финал гастрольного марафона по городам России состоится 9 мая.


30 апреля крупнейший музыкальный форум страны, ежегодно собирающий десятки тысяч слушателей, остановился в древнем Ельце – Городе воинской славы. В ознаменование бессмертного подвига советских бойцов на Елецком рубеже солисты академии молодых оперных певцов Мариинского театра Ольга Пудова (сопрано), Ирина Шишкина (меццо-сопрано), Илья Селиванов (тенор) и Григорий Чернецов (баритон) исполняли «Катюшу», «Давай закурим», «Случайный вальс», «Синий платочек» и много других популярных песен военного времени. Аккомпанировала им прославленная пианистка, народная артистка России Лариса Гергиева.


Вдоволь насладившись невообразимым пением молодых оперных звёзд и неповторимым, бархатистым звучанием инструмента Ларисы Абисаловны, мы уединились с ней в гримёрной и побеседовали о Победе, опере, воспитании и правильной акустике помещений.



– Миссия Московского Пасхального фестиваля включает в себя такие социальные приоритеты, как благотворительность, образование и просветительство. В канун празднования 70-летия Великой Победы в репертуар вашего коллектива вошли песни военных лет, которые старшие поколения помнят и поют. Преследуете ли вы, таким образом, просветительские цели, ведь наши дети, к сожалению, практически не знают этот пласт отечественной музыкальной традиции?


– Эти произведения – неотъемлемая часть богатейшего культурного наследия России, – убеждена Лариса Абисаловна. – «Катюша», «Синий платочек» или «В землянке» родились в очень непростое для нашей страны время, все они написаны на особом патриотическом подъёме, с непередаваемым чувством. Меня, как человека, воспитанного на песнях военных лет, изу­мляет, насколько они актуализировались именно сегодня. Я рада, что бессмертное фронтовое наследие зазвучало вновь и люди так живо отзываются на него. Сейчас нелёгкая пора в судьбе государства, и такие песни самым непосредственным образом влияют на патриотическое самосознание народа.


Часто замечаю: в какой-то момент на концерте зал начинает подпевать, в том числе – молодёжь и дети. Люди как будто припадают к живительному и чистому роднику. Когда мы составляли программу для нынешнего «Пасхального фестиваля», очень хотелось показать, как чувствуют военный репертуар оперные певцы, причём – молодые. Ребята из нашего коллектива занимаются академическим вокалом, но и песенная форма даётся им замечательно. Они поют с удовольствием. И материал оттого звучит не просто красиво, но и доходчиво.


Приятно слышать комплименты зрителей, они испытывают настоящую гордость за страну, за её историю и за людей, подаривших нам Великую Победу. Когда я играю «Эх, дороги» Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина, ком подкатывается к горлу. А тенор Илья Селиванов, который исполняет эту песню с огромной отдачей, признался, что иногда еле-еле справляется с эмоциями. Великая песня. Хочется надеяться, что в среде композиторов и поэтов наступит момент какого-то подъёма и подобные мощные вещи снова начнут порождаться.


– В советскую эпоху искусство и культура зиждились на могучем идеологическом базисе. Что сегодня способно заменить его пошатнувшиеся сваи?


– Моё глубочайшее убеждение в том, что русская культурная традиция есть совокупность всего лучшего в мире. Верховенство русского искусства признавалось всеми и во все века. Люди часто приходят в Мариинский театр с некоторым предубеждением – возможно, поддаваясь на чьи-то предвзятые суждения. Однако, окунаясь в волшебный мир русской оперы, человек покидает театр преобразившимся. Истинное искусство можно воспринимать только душой, именно она откликается на всё прекрасное. С другой стороны, музыкантам, которые любят свою страну и хотят в ней жить, не мешало бы нести свою любовь слушателям. Так я воспитываю своих учеников. К тому же мы обладаем богатейшим наследством, именуемым русской классикой. Научись играть и петь своё, и ты будешь востребован по всему свету! В Европе, Америке, Японии – кругом любители оперы испытывают колоссальный интерес к музыке Чайковского, Рахманинова, Глинки или Римского-Корсакова.


Кстати, в Елец мы приехали из Монте-Карло, где выступали буквально пару дней назад. Вы не представляете, как публика реагирует на русскую музыку, как они аплодируют, как восхищаются! А завтра рано утром я вылетаю в Италию, где также будет звучать нетленная отечественная классика. Одним словом, если ты родился в своей стране и являешься носителем её величайшей культуры, ты должен любить и уважать её традиции. Должен, подчёркиваю. Не возбраняется рассуждать, анализировать, предлагать, но проецировать вовне исключительно критику – недопустимо.


Знаете, в труппе Мариинского театра люди из разных стран. Есть и украинцы. Когда мы принимали этих ребят в штат, они были скромными и внешне вежливыми людьми. Занимались музыкой, были счастливы тем, что попали на прославленную во всём мире оперную сцену. Но внезапно в них произошла перемена. Стоило начаться печально известным событиям на Украине, как вдруг от наших коллег стала исходить странная агрессия. Резкие высказывания, демонстрация портретов Бандеры, рассуждения о роли так называемых «национальных героев» в судьбе их родины.


Казалось бы, молодые, интересные, творческие. Но, видимо, так учили в школе. Приятно удивила реакция нашего коллектива, члены которого принялись самостоятельно разрешать внезапные противоречия, терпеливо и обстоятельно беседуя с «бунтарями». Лично моё мнение таково: зачем приезжать в Россию, раз тебя с детства воспитывали в такой ненависти к историческим соседям? Ответ прост: потому что у самих негде трудоустроиться. Все последние десятилетия Украина только и занималась политиканством, совершенно забыв о национальных культурных институтах. Молодым талантливым вокалистам стало попросту негде петь! Они десятками стоят на пороге нашего театра в Санкт-Петербурге и просятся на работу. Мы никогда не отказываем категорически и лучших принимаем. Очень надеюсь, что Украина опомнится, пока ещё не всё погибло.


Что касается России, то мне кажется, – страна на взлёте. Увлечение массовой американской культурой постепенно проходит, молодёжь всё охотнее обращается внутрь российского культурного пространства. Могу судить даже по посещаемости наших спектаклей. Все говорят: кризис, а у нас – аншлаги! Репертуарную афишу приходится планировать на два года вперёд. Народ ходит страстно! Мы наблюдаем настоящий оперный бум, пару-тройку лет назад такого не было. Сейчас время созидания. И каждый должен начать с себя. На своём месте что-то создавать, что-то делать, а не просто дожидаться, пока из-за границы привезут апельсины. А искусство – на передовой. Заметим, многие отрасли в нашем государстве сошли на нет, а искусство – держится. И я бы хотела пожелать, чтобы другие сферы вопреки всем сложностям подтягивались за нами. Отдых был слишком продолжительным, пора бы взяться за дело.


– Лариса Абисаловна, расскажите, пожалуйста, как проходит гастрольный тур в рамках традиционного «Пасхального фестиваля»?


– В нынешнем году география поездок охватывает практически всю страну: Владимир, Ярославль, Нижний Новгород, Сибирь, Урал, Воронеж, Белгород, Курск – график плотный. После выступления было приятно услышать множество восторженных отзывов от ельчан – повсюду нас встречают овацией. Я неизменно так настраиваю своих воспитанников: в любом месте, будь то культурная столица – Париж, Лондон, Петербург, Москва – или же крохотный уездный городок, ты обязан выкладываться одинаково – на все сто. Не экономить себя, показывать себя полностью. Ведь ты же артист, и, возможно, тебе уже никогда не выпадет шанс спеть перед этой аудиторией. Пой так, чтобы тебя запомнили навсегда. Люди отплатят искренней благодарностью и будут следить за твоей судьбой. Вообще Мариинский театр, как ни одна другая труппа, предоставляет уникальные возможности для развития. Помимо постоянных гастролей, молодые артисты поют на трёх сценах Мариинского театра и в четырёх наших камерных залах. Крутятся в буквальном смысле как белки в колесе, набираясь бесценного опыта. Поэтому и растут очень быстро, они настоящие счастливчики.


Любопытно отметить, что трое из четырёх выходивших на сцену – победители Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени народной артистки СССР Надежды Андреевны Обуховой, проходящего в Липецке. Так что встреча на липецкой земле особенно волнительна для ребят. Всё-таки конкурс Обуховой – далеко не рядовое событие, это одна из наиболее статусных состязательных площадок в стране, куда попадают только лучшие исполнители. Простой пример – Ольга Пудова, одержавшая победу на этом конкурсе и выступавшая сегодня в Ельце, приглашена открывать сезон в венской «Штатс-Опера». Там она поёт арию Царицы ночи в моцартовской «Волшебной флейте». Надо заметить, что в Вене не очень-то жалуют русских артистов. И у них есть возможность поискать и выбрать голоса. Но серьёзных конкурентов у Ольги не оказалось. В общем, липецкий конкурс послужил стартовым плацдармом для очень многих успешных карьер в мире оперы.


– Маршрут фестиваля прошёл по городам воинской славы. На мой взгляд, есть у этих городов-воинов нечто особенное, отличающее их от «мирных» собратьев, не находите?


– Соглашусь. В таких местах принято рассказывать, что именно у них произошёл коренной перелом в ходе военных действий. Не исключение и Владикавказ, который я представляю. Там разыгрывались одни из самых ожесточённых боёв, там советские войска повернули фашистские орды вспять, там дрался и стар, и млад. Кстати, по статистике больше всего Героев Советского Союза на душу населения именно в Осетии. Важно и нужно присваивать звание «Город воинской славы»: мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками в борьбе за свободу и независимость Отечества, достойны вечных почестей. Особенно – с точки зрения напоминания потомкам о том подвиге, который совершили их деды и прадеды. Мой отец – фронтовик, прошедший всю войну и добравшийся до Берлина. Я, мои брат и сестра воспитывались на его рассказах. И каждый раз, когда отец принимался вспоминать однополчан и одержанные победы на полях сражений, на его глаза наворачивались слёзы. Мы обязаны помнить, что именно наш народ выиграл величайшее вооружённое противостояние в истории, потеряв своих лучших сынов и дочерей. Принижать значение дня 9 Мая ни в коем случае нельзя, праздновать подобает с размахом, громко и торжественно. Благодарить оставшихся в живых и почитать погибших.


Такие концерты, как сегодня, очень нужны. В Ельце, невзирая на его компактный размер, есть какая-то своя аура, мне нравится возвращаться сюда. Особенно почётно оказаться на этой святой земле в преддверии Дня Победы. Вообще, что Елец, что Липецк для меня – особенные точки на карте. И неважно, с какой целью мы оказались в этих краях: с фестивалем, концертом или приехали на конкурс Обуховой, – я с неизменным трепетом предвкушаю очередной визит и ради этого готова корректировать свои планы и туровое расписание. Например, в Ельце мне чрезвычайно симпатичен концертный зал колледжа искусств имени Тихона Хренникова, где мы сегодня выступаем. Здесь великолепная акустика, отличный инструмент. Жду не дождусь, когда же, наконец, и в областном центре откроет свои двери специализированный зал.


Мне уже довелось осмотреть липецкий «Унион», оценить его акустические свойства. Мнение осталось самое положительное. Уверяю вас, не только я, но и множество известных артистов первой величины, регулярно гастролирующих в Липецке, надеются на скорейшее окончание ремонта в «Унионе». Регион, где такая сильная филармония, где уже успели сформироваться такие богатые традиции, в буквальном смысле не может обходиться без собственного стационарного помещения! Условия областного ДК не вполне подходят под специфические задачи, которые стоят перед академическими музыкантами, нужен профессионально оборудованный зал.


Через Липецкую филармонию проходят, наверное, все значимые в отечественной музыке имена, равно как и зарубежные звёзды. К тому же потенциал возглавляемого Наталией Мекаевой учреждения далеко не исчерпан, планов громадьё, но под осуществление некоторых проектов жизненно необходимо приспособленное пространство. И я, и мой брат Валерий Гергиев обращались к главе администрации Липецкой области Олегу Петровичу Королёву с просьбой помочь в обустройстве филармонического зала. Надеюсь, что наши слова были услышаны и вскоре мы будем петь уже в новых стенах.


Беседовал Роман ХОМУТСКИЙ

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх