lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 мая 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Вкус блокадного хлеба

08.05.2015 "Молодежный вестник". Елена ЖУКОВИНА, ведущий архивист Государственного архива Липецкой области
// Общество

«…Утром 6 ноября 1941 года мы прибыли в Ленинград. Дивизия разместилась в районе завода «Большевик», а наше подразделение – в Мурзинке. Около месяца мы переформировывались и отдыхали, если такой отдых можно назвать отдыхом. С 7 ноября началась Ленинградская блокада...» – такие воспоминания оставил после себя Николай Васильевич Марков, фронтовик, освобождавший Ленинград от блокады. 


«Сначала хлеба получали только 250 граммов, он был натуральный, и жить было можно. Но вражеская бомбёжка продуктовых складов уничтожила запасы продовольствия.


Попытки разорвать блокаду и наладить снабжение Ленинграда не увенчались успехом, но всё же Волховский фронт сумел освободить железную дорогу Тихвин – Волхов – Назия. Освободили и восточный берег Шлиссенбургской бухты Ладожского озера. На станции Войбокало была создана продовольственная база, с которой по шоссейной дороге стали перевозить грузы, предназначенные для Ленинграда. Продукты доставлялись на западный берег Шлиссельбургской бухты, грузы везли по воде, а оттуда по железной дороге в Ленинград. День и ночь под обстрелами и бомбёжками ходили тендеры (плоскодонные катера) и баржи, перевозя продовольствие и снаряды, бензин и снаряжение в Ленинград… Так было до начала ноября, пока не начались морозы. Запасов продовольствия создать не удалось.


Самым тяжёлым месяцем стал декабрь 1941-го, мы стали получать один кусочек блокадного хлеба весом 250 граммов. Чтобы представить себе этот хлеб, назовём его состав: 20% муки, жмых или молотое сено, остальное – древесные опилки и хорошо вымоченная и размолотая целлюлоза, вода и соль. Когда эту массу превращали в буханки и отрезали пайку, этот кусок блокадного хлеба по виду напоминал полусырую тёмно-зелёную замазку. Когда хлеб высыхал, он крошился как опилки. Питательность его была невелика, но этот кусочек спасал ленинградских защитников от смерти.


В январе 1942 года по Ладожскому озеру была проложена автомобильная Дорога жизни и мы, военные, стали получать уже по 125 граммов сухарей из натурального хлеба и кусочек шпика (37 граммов). Жить стало лучше. Наша дивизия держала оборону под Колпино. Фронт стабилизировался, и только бомбёжки и артиллерийские дуэли напоминали о войне.


Нашу часть из Колпино отправили на станцию Ладожское Озеро. На этот путь в мирное время потребовалось бы не более двух часов, а мы ехали несколько суток, так как всё время останавливались и заготовливали снег и лёд на воду, дрова на топливо паровозу. 


По прибытии на конечную станцию нас проинструктировали: дорогу бомбили и обстреливали. В Войбокало прибыли рано утром. Нас поразили горы буханок хлеба, мешков и ящиков с продуктами. Всюду работали полевые кухни. Подходи с котелком, ешь, сколько хочешь. Но медики предупреждали, чтобы не переедали. Здесь мы получили полушубки и валенки. Отдохнув немного, после ужина, пешим строем двинулись к месту новой дислокации… После трёхмесячной голодовки, тяжёлого пути по Дороге жизни, без отдыха шли в пешем строю более сорока километров по замёрзшим Назийским болотам. Впервые испытал, что можно спать на ходу, мерно шагая в строю. 


К прорыву готовились до конца марта и в начале апреля, прорвав блокаду немцев, пошли на Любань, но к середине апреля потеряли много живой силы. Наступление остановилось, нашу дивизию заменили новой. А я к 14 апреля 1942 года был ранен в голову, и осколком мины у меня выбило правый глаз.


Сделали несколько операций, удалили глаз. Комиссия признала годным для службы в тылу. В итоге стал инвалидом войны».


Николай Васильевич Марков – инженер, доцент кафедры теплотехники ЛГТУ, краевед. Родился в Вологде в 1912 году. По профессии инженер-теплотехник. Возводил и проектировал электростанции в Сибири. В Липецке работал управляющим трестом «Сельэлектрострой», был директором «Облпроекта». После выхода на пенсию занимался краеведческой работой. Составитель и один из авторов книги «Путешествие по Липецкой области», автор очерков «Липецк. Путеводитель». 


26 сентября 1940 года был призван в ряды Красной армии. Сражаясь под Ленинградом, в апреле 1942 года Николай Васильевич получил тяжёлое ранение в голову, в результате которого лишился глаза. Его отправили в госпиталь, а затем демобилизовали по состоянию здоровья. 


За боевые подвиги в боях за Родину Николай Марков награждён орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». 


Умер в 1992 году в возрасте 80 лет. 


8 сентября 1941 года во время первого массированного налёта фашистской авиации на Ленинград на складах вспыхнул пожар. Длился он более пяти часов. В результате были уничтожены полуторасуточные запасы муки и трёхсуточные – сахара. Остальные продукты, как выяснилось много позже, были заранее рассредоточены на других складах по всему городу. Между тем в городе до сих пор живёт легенда о том, что именно этот пожар стал причиной всеобщего голода 1941-1942 годов.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх