lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 апреля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Шоссе с двухсторонним движением: Санкт-Петербург – Липецк (фото)

27.04.2015 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова
Загадочное слово Эрарта сегодня знает любой поклонник искусства. Выездная экспозиция одного из лучших собраний современной живописи в эти дни приглашает зрителей в Липецкий областной художественный музей



Выставка «Современная  российская  живопись» из собрания самого крупного негосударственного музея современного искусства в России Эрарта, находящегося в Санкт-Петербурге, для липчан имеет поистине символическое значение. Дело в том, что сотрудничество Эрарты с Липецком началось ещё семь лет назад. Тогда эрартовские арт-эмиссары впервые посетили город, чтобы познакомиться с его художественной жизнью, и нашли понимание и поддержку в Липецкой областной картинной галерее (в настоящий момент – Липецкий областной художественный музей).


Опыт оказался интересным и продуктивным. Коллекцию музея Эрарта пополнили произведения липецких художников Сергея Бугровского, Юрия Татьянина и Ольги Буевой. За прошедшие годы Эрарта приобрела уверенный статус лидера российского рынка современного искусства, но о прежних знакомствах эрартовцы забывать и не думают. Своеобразным ответным визитом и стала выставка, в составе которой – более шестидесяти оригинальных картин из собрания петербуржского музея.



Реальность привлекательнее ожиданий


– В экспозиции, которую мы привезли в Липецк, радикальные формы отсутствуют, – рассказывает куратор выставки искусствовед Владимир Олегович Назанский. – Провокация в искусстве не входит в сферу задач и интересов Эрарты. Коллекция музея – не на один вкус. Напротив, мы пытаемся отразить всё многообразие происходящего в современном искусстве. Формируя выставку, мы хотели сделать её яркой и репрезентативной и взяли преобладающую часть работ из действующей экспозиции Эрарты.


В отличие от крупных «казённых» музеев мы не работаем «на склад». Приведу любопытную статистику: в мире экспонируется от пяти до десяти процентов музейных коллекций, остальные пылятся в фондах и запасниках. Мы же постоянно показываем как минимум две трети из того, что имеем. Иначе – зачем это вообще приобретать?! В собрании музея – две с половиной тысячи экземпляров: живопись, графика, скульптура, арт-объекты и прочее. Дебютировать в вашем городе мы решили с живописью. Липецк увидит всё то же самое, что и любой посетитель Эрарты в Санкт-Петербурге.


 – Эрарта начиналась с путешествия арт-десанта музея по провинциальной России в поисках талантливых художников, а теперь мы наблюдаем ваше возвращение, но уже в ином качестве – с выставками.


– Действительно, наша арт-экспедиция бывала в Липецке, и теперь для нас начинается новое открытие Черноземья. Из липецких живописцев в коллекции Эрарты хорошо представлен Юрий Татьянин, есть Сергей Бугровский, сотрудничаем с Ольгой Буевой. Это свое­образный верхний слой, наверняка здесь ещё найдутся оригинальные авторы. Наше собрание изначально задумывалось как всероссийское, и сейчас в собственности музея произведения мастеров из двадцати шести городов. Программа «Россия в Эрарте» развивается уже три года. Это своего рода шоссе с двухсторонним движением. С одной стороны – показ нашей коллекции в городах, где зафиксирована интересная художественная жизнь как факт, в Липецке открывается уже двенадцатая экспозиция. С другой стороны – мы ищем партнёров для организации региональных выставок в Петербурге: Самара, Пермь, Новосибирск, Уфа, Краснодар, Красноярск, Иркутск, Омск, Ижевск – вот лишь неполный список…



– Приятно оказаться наравне с такими крупными культурными центрами! 


– В Липецке живут активные, обаятельные, коммуникабельные художники, и этого вполне достаточно! К тому же руководство музея повело себя достаточно активно, поэтому просто невозможно было проигнорировать ваш город. Проведя здесь всего три дня, я понял, насколько реальность привлекательнее ожиданий. Липецк обладает пусть и непродолжительной, но достаточно самобытной и насыщенной художественной историей. Имена Сорокина, Сорочкина, Дворянчикова, Шевченко составляют гордость вашей земли – я обнаружил для себя целую живописную школу. У нас немедленно возникли идеи возможных совместных проектов.


Например, в пространстве Эрарты замечательно прозвучала бы персональная экспозиция Виктора Семёновича Сорокина – самого яркого представителя липецкой художественной традиции, чьё творчество составило важную веху в летописи отечественного искусства. Неплохо бы смотрелась выставка художников Черноземья. Не могу не упомянуть имя Юрия Татьянина. Его новые работы на ткани с вышитыми лозунгами а-ля «Олигархи всех стран – соединяйтесь!» натолкнули на любопытный образ: почему бы в более широких географических рамках не попробовать собрать воедино работы на тему «Светлое будущее»? Осознание произошло, советская эпоха давно минула, а общество увязло в капитализме по самое не балуйся. Эта новая реальность проявляется и в искусстве в том числе. Возможно, стоит исследовать данный феномен.


Остроумная и тонкая критика современности наверняка обнаружится в творчестве других авторов, помимо Татьянина. Вряд ли художники испытывают особую благостность от того, что Россия по количеству олигархов приблизилась к мировому лидерству. 



Contemporary art из глубинки


– В основном на выставке представлены петербургские художники: Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Елена Фигурина, Анатолий Заславский, Николай Сажин. В экспозиции также работы признанных героев ленинградского андеграунда: Владимира Овчинникова, Владлена Гаврильчика, Анатолия Басина. Среди молодых художников можно отметить Виталия Пушницкого, исследующего «механизмы времени», Илью Гапонова из группы «Непокорённые», Александра Дашевского. Среди значительных региональных художников  –  Владимир Мигачёв из Краснодара, Максим Каеткин из Перми, Владимир Фатеев из Новосибирска. Интересует последняя группа. Любопытно, что же происходит с contemporary art – современным искусством вдали от столичных тематических галерей?


– Современное искусство в глубинке не так уж многочисленно по количественному составу, притом не перестаёшь удивляться, насколько хорошо люди знают друг друга, – рассуждает Владимир Назанский. – Липецкие мастера взаимодействуют с уфимскими, омскими, воронежскими, тамбовскими коллегами. Поражает крепость уз с Москвой и Санкт-Петербургом, будто липчане долгое время варились в столичном культурном котле. Провинция не является таковой в интеллектуальном и творческом смысле. Люди живут в современности, в соответствии с биением пульса века с той лишь разницей, что не в мегаполисах, а в комфортных и более приспособленных для спокойной жизни местах.


Липецк – интересен своим ландшафтом, природой, историей, промышленным комплексом. Всюду, где есть крупные индустриальные объекты, художественная жизнь, как правило, более активна. Возьмём хоть Ижевск или Нижний Тагил. Там наблюдается в буквальном смысле художественная аномалия. Заводы-гиганты требуют технологий, инженерно-технических работников, владеющих не только прикладными, но и интеллектуальными практиками. Это создаёт достаточно сильный креативный фон.


– То есть везде свои региональные особенности? Значит, чтобы представить современное искусство во всей полноте, придётся забраться на самые отдалённые российские окраины?


– В формате публичного музея Эрарта существует всего пять лет. Мы крепнем, растём, расширяем свою географию. Планируем охватить всю территорию страны, дойти до Владивостока. Но цель всё-таки – не просто представить некий географический срез, как в Госдуме – от каждого региона по делегату. Подчеркну, не везде обнаруживается качественный и достойный внимания феномен современного искусства. Далеко не все одинаково интересны. Однако никто не знает, какие сюрпризы таят регионы.


Если посмотреть, откуда многие и многие известнейшие творцы, в графе «место рождения» окажутся весьма экзотические уголки. Основная часть – как раз с периферии, они более активны, зачастую более подвижны и талантливы. В то же время провинциальные художники менее стандартизированы относительно принятых в мегаполисах правил. Хватает примеров и среди первопроходцев: лидер абстрактного экспрессионизма ХХ века Джексон Поллок со своими индейскими корнями вышел из американской провинции. Или гиперреалисты, затеявшие настоящий бунт в глубинке против эстетского нью-йоркского абстрактного минимализма. Простые ребята из Флориды и Калифорнии писали закусочные в брошенных автобусах вдоль дороги, передавая натуру вплоть до мельчайших деталей. Им было суждено перевернуть взгляды на мировые традиции живописи, захватив господство в 60-70-х годах прошлого столетия. Сейчас в российском изобразительном искусстве, как и тогда в США, наметилась тенденция определённой усталости от авангарда. Напротив, наблюдается интерес к тем формам, которые можно объяснить нормальному образованному зрителю без специальных отсылок вглубь концептуальных изысков. 



– Есть мнение, что сегодня происходит закат европейской жанровой традиции в её «чистых» проявлениях. В моде стилевое смешение, фьюжн. Как вы считаете, не означает ли это стремление к форме в ущерб содержанию?


– Мир многослоен, в искусстве развиваются диаметрально противоположные векторы. И публика отличается разношёрстностью. Появилась целая прослойка молодёжи, которую мы называем «поколение новых умных». Это люди, окончившие престижные вузы, владеющие несколькими иностранными языками, путешествующие по земному шару, активно осмысляющие и реагирующие на поля напряжения в теперешнем мире. Усилие понять современность и, конечно, актуальное эпохе искусство – вот что характеризует эту генерацию.


Никогда ещё в России не функционировало столько учебных заведений художественной направленности и никогда, на самом деле, не падало так низко мастерство тех, кто ратует за сохранение классических традиций реализма, как ныне. Также повсеместно в глобальном масштабе происходит музейный бум, всё больше зрителей стремится в залы и галереи.


А на противоположном фланге мы становимся свидетелями известного изоляционизма и дез­ориентации смыслов, когда какой-нибудь преподаватель заштатного худграфа при отнюдь не высоком уровне ремесла полагает себя последним бастионом традиции, абсолютно не желая замечать творящихся вокруг перемен. Вообще основная проблема регионального художника – «выброшенность» из времени. Копируя в ухудшённом варианте искусство полуторавековой давности, они находятся вне связей с действительностью и оказываются невостребованными. В итоге – бросают заниматься искусством, уходя в иные сферы. Это, к сожалению, типичный сценарий для девяноста процентов выпускников  художественных учебных заведений. Тем не менее в России сегодня одни из самых интересных в мире представителей contemporary art, современное искусству у нас «заряжено» особенной энергией, витальностью, индивидуальностью. Что и призвана подтвердить наша выставка. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх