lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 апреля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Воздушный таран над Ельцом

25.04.2015 "Липецкая газета". Андрей Исоченко, подполковник запаса
// Общество
Младший лейтенант Виктор Барковский у самолета МиГ-3.

20 мая 1942 года с аэродрома «Липецк-1» на перехват немецкого самолёта, осуществлявшего воздушную разведку военных и промышленных объектов в районе города Ельца, был поднят истребитель, который пилотировал лейтенант Виктор Барковский. Смело атаковав вражеский «юнкерс», он пулемётными очередями заставил его экипаж маневрировать, сорвав тем самым проводимую фотосъёмку. А вскоре ему удалось и повредить один из его двигателей, после чего воздушное судно развернулось и со снижением продолжило полёт к линии фронта. К тому времени на истребителе Барковского закончился боекомплект, и таран оставался единственным способом остановить вражеский самолёт-разведчик.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины младшему лейтенанту Виктору Барковскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно). Самолёт и его лётчик входили в состав 591-го истребительного авиационного полка (ИАП) войск ПВО, сформированного в городе Липецке в начале Великой Отечественной войны. Младший лейтенант Виктор Барковский стал единственным военнослужащим, получившим такую высокую награду за подвиг, совершенный на липецкой земле.


591-й ИАП был создан осенью 1941 года в нашем городе на базе одной из эскадрилий Липецкого авиационного учебного центра (ЛАУЦ). К началу войны он насчитывал 60 боевых и учебных самолетов, на каждого техника приходилось по 2-3 машины. Боевое дежурство в системе ПВО Липецкого района выполняли шесть летчиков постоянного состава: все остальные слушатели в спешном порядке убыли в свои части. Дежурили парами — два часа в кабине, четыре часа отдыха и снова в самолёт. Через некоторое время количество летчиков прибавилось за счет инструкторов Ульяновской и Одесской летных школ, а также выпускников Качинского авиационного училища..


До лета 1942 года 591-й ИАП в полном составе редко базировался в одном месте. Первоначально 1-я авиаэскадрилья располагалась на аэродроме «Липецк-2» (район «Венеры»), 2-я — на аэродроме «Липецк-1» в черте города, 3-я — на Сокольском аэродроме. Воздушное прикрытие на начальном этапе имело больше моральный, чем практический эффект. Телефонные сообщения службы оповещения поступали с большим запозданием. Зачастую звонок: «В вашу сторону летит бомбардировщик» — раздавался, когда самолёт был уже над аэродромом. Если учесть, что скорости И-16 и основного фашистского фронтового бомбардировщика Ju-88 были почти одинаковыми, то визуальные перехваты практически ничего не давали. Помимо вылетов по воздушному прикрытию выполнялась штурмовка наземных войск. Только за 1941 год лётчиками 591-го ИАП в воздушных боях было уничтожено 20 самолетов противника, а на земле около трех с половиной тысяч солдат и офицеров, много военной техники.


Весной 1942 года заметно активизировалась деятельность вражеской авиации: все чаще и чаще стали появляться самолёты-разведчики, начались бомбежки городов Елец и Грязи. Сил, способных эффективно противостоять немцам, почти не осталось. Не хватало истребителей, большие потери были и в личном составе. В большинстве эскадрилий 591-го ИАП исправными оставались до половины самолетов, и к отражению налетов привлекались даже не предназначенные для этой цели штурмовики Ил-2. Летчики выполняли по нескольку боевых вылетов в день. И только благодаря их мужеству, героизму и высокому профессиональному мастерству ни один мост в зоне ответственности полка не был разрушен, а железнодорожные узлы работали практически бесперебойно.


Несмотря на тяжелую военную обстановку в нашем регионе, полк привлекался и на другие фронты для решения других задач. Так, в апреле 1942 года оперативная группа была направлена на Калининский фронт для прикрытия с воздуха аэродромов нашей бомбардировочной авиации, работавшей по Кенигсбергу, Берлину и городам Финляндии. В середине лета туда же направляется другая группа пилотов. И везде лётчики полка, наземный технический состав, обслуживающий персонал с честью выполняли поставленные перед ними задачи.


В дальнейшем 591-й ИАП участвовал в сражениях в небе над Курской дугой, в боях по освобождению Советской Белоруссии и стран Восточной Европы. Победу его личный состав встретил в польском городе Новы-Двур. После войны и до своего расформирования в 1958 году полк находился на боевом дежурстве в системе ПВО страны. Знамя части сегодня хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве.


Память о героическом пути лётчиков полка жива: в областном центре на одном из зданий в районе Центрального рынка находится мемориальная доска, открытая в честь его формирования в городе Липецке. А в Ельце, где был похоронен Герой Советского Союза младший лейтенант Виктор Барковский, его именем названа улица и установлен памятный знак на одном из корпусов завода тракторных гидроагрегатов.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх