lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 апреля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

"Я родилась в дороге"

24.04.2015 "Золотой ключик".
// Культура

Замечательно, что именно в Липецке в 1941 году родилась  и всё время жила Светлана Мекшен, настоящий поэт, автор более двадцати сборников замечательных стихов. 1 декабря поклонники её творчества поздравили Светлану Васильевну с днём рождения. А 1 апреля она ушла из жизни...


Услышав эту печальную весть, мы решили опубликовать интервью Светланы Васильевны, которое она дала «Золотому ключику» тринадцать лет назад. Та встреча была посвящена 60-летию поэта. Внимательно перечитав интервью, мы поняли, что эта публикация будет в честь «необыкновенно яркого апрельского дня», когда девочка Света Мекшен написала первое стихотворение.


– Светлана Васильевна, традиционный вопрос «Золотого ключика», который мы обычно задаём взрослым, ставшим  известными людьми: было ли у вас в детстве прозвище?


– Не было. Может, потому что в том самом бараке, где я жила с мамой и сестрой, наша комната и наша семья были самыми гостеприимными.  Когда в других комнатах были надраены полы и дети, чтоб не топтать, выгонялись на улицу, у нас они орали, прыгали, смеялись, рассказывали всяческие истории, делились новостями. Позже, по мере взросления, тёмная дверь наша служила нам школьной доской. Мы играли в школу. То есть сами себя готовили к серьёзной жизни. По­этому в школу шли с большой охотой, умея писать, считать, читать, пересказывать прочитанное. Мы играли в театр. Сами придумывали сценарии. Сами шили из старых простынь занавес, костюмы, даже приглашали взрослых, чему они были очень рады. То есть творческая мысль в те годы, отличавшиеся убогостью быта, всё равно билась и искала выхода. И мы сами помогали ей реализоваться.


– Вы предполагали, что станете профессиональным поэтом?


– Мне мечталось о том, что стану музыкантом. Я от звуков музыки дрожала, замирала, слушая фортепиано. Не знаю сама, откуда была во мне, нищей девочке, эта тяга именно к музыке. Когда мне было лет десять, я поняла, что наступил решительный момент для серьёзного шага навстречу музыке. И сама пошла в музыкальную школу № 3, на экзамен. Дождалась, когда, кроме меня, никого не осталось, и, как Филиппок, шагнула в экзаменационный класс.  Комиссия с удивлением встретила моё появление: «Девочка, ты зачем здесь?» – «Я хочу играть на пианино или скрипке». – «А ты с кем пришла?» – «Одна». – «Ну, хорошо. Проверим твои способности: слух, голос, чувство ритма. Повтори. Спой. Простучи… Иди и скажи маме, что ты очень способна к музыке и тебе непременно надо здесь учиться». Окрылённая такой оценкой комиссии, я еле дождалась маму с работы. И рассказала ей, как ходила поступать «на музыку». Мама заплакала и ответила: «Нет, Света, ничего не выйдет. Нет у нас денег, чтобы платить за обучение». Я долго мучилась от такой жуткой несправедливости. И, наверное, именно эти жившие внутри меня музыкальные страдания потом нашли выход, став стихами.


– А помните, когда написали первое стихо­творение?


– Первое стихотворение я написала  в необыкновенно яркий апрельский день. Пришла домой из своего 4 «А» 30-й школы, стала на колени перед табуретом и написала строки о том, что пережила только что, ощутив себя счастливой под ярким весенним солнцем, под глубоким голубым небом…


Я впервые попыталась схватить хотя бы одно перо жар-птицы вдохновения. Позже я поняла, что сочинительство, работа над стихами – если это всерьёз и надолго – одним вдохновением не ограничивается. Это изматывает, но это и завораживает.  Как ежедневная тренировка профессионалов у балетного станка, работа постоянно и всегда над словом, самым нужным, самым необходимым, которое, слившись с другими, станет строками стихотворения. Вот что вошло в привычку, что стало профессией.


–  Как вы относитесь к фразе Пушкина: «Поэзия должна быть глуповатой»?


– Пушкин вовсе не призывает делать стихами глупость, но напоминает, что поэзия должна быть доступна в понимании всем и каждому. Что слова, ставшие стихами, должны нести в себе заряд протяжённости не на миг, а на многие годы.


–  Кому вы особенно благодарны за столь интересно сложившуюся творческую жизнь?

– Прежде всего – своей маме Евгении Александровне Мекшен. Мама была человеком, рождённым вбирать в себя самое красивое на земле, самое интересное, самое творческое. Последнюю копейку она отрывала от еды, когда в провинциальный Липецк приезжали цирк, балет, опера, оперетта, эстрада. Мама была вдумчивым читателем и изумительным рассказчиком. Нам, детям, она прививала любовь ко всему возвышенному, хотя вокруг нередко сквернословили. Она упрямо и настырно вымывала из грязи драгоценные крупицы стремления к красоте, чтобы не замарать душу, не позволить скукожиться детскому сердцу. Наверное, поэтому я научилась вбирать в себя окружающий мир, дополняя и раскрашивая его своими собственными красками.


 Когда стали появляться в газетах, а потом в журналах и книгах мои стихи, мама была потрясена! Печатное слово, вышедшее к большому читателю, приводило её в трепет и уважение к авторам.  Когда она узнала, что я поступила, пройдя огромный конкурс, на отделение поэзии в Литературный институт в Москве и попала к писателю Владимиру Солоухину, мама мной загордилась.


Но был ещё один человек, кто мной гордился, – это мой школьный учитель Аркадий Васильевич, литератор. Он любил мои школьные сочинения и даже нередко читал их вслух одноклассникам. Он учил меня пристально видеть настоящее в книгах и смеялся над вымученными персонажами. И когда я сообщила ему новость о том, что стала студенткой Литинститута при Союзе писателей, он бросился меня целовать – так велико было его счастье, счастье человека, вырастившего из дичка прекрасное дерево.


Я благодарна и многим известным писателям, с которыми сводила меня судьба, кто научил меня не сдаваться ни при каких жизненных невзгодах. «Господь всё управит», – говорила мне Анастасия Ивановна Цветаева. «Ты себе цены не знаешь – такие настоящие в литературе и в жизни, не манерные, не ломаки, – редкость», – убеждал меня Сергей Антонов (автор сценария фильма «Дело было в Пенькове»). «Никогда не разменивайся по мелочам, ты выше всякой суеты!» – наставлял Виктор Астафьев.  «Если хотите достичь чего-то в литературе, сделайте литературу своей профессией, а не хобби», – настаивал в письмах ко мне Владимир Солоухин. Много чего полезного извлекла я из уроков общения с писателями и художниками, артистами и музыкантами. А ещё больше – из самой жизни. Жизнь всё время вырывала меня из застоя, обращая к движению мысли и душу. Я родилась в дороге, в санях, в жесточайший год и день. Именно с того момента – я всё время в движении, в дороге. Это не даёт обледенеть, поленивиться, опостылеть самой себе.


Вопросы задавала Елена МИТИНА.



Мама варила варенье


Мама не мыла раму –

мама варила варенье:

лицо её излучало

радость и удивление.

Рядом пчела летала,

руки норовя коснуться,

и мама ей наливала

сироп на краешек блюдца.

Пчела, сиропу напившись,

над мамой долго кружила,

как будто за угощенье

маму благодарила.

Потом приходили соседи

с последними новостями,

после пчелы – вторыми

вареневыми гостями.

Давали советы дельные,

макая в варенье сдобу.

А то, что не очень раскушали,

брали домой, на пробу.

Потом прибегали дети –

дворовые нехорошки,

и на глазах менялись,

взяв в руки большие ложки.

Варенья наевшись досыта,

они так нравились маме,

когда шептали «спасибо»

слипшимися губами.

А после, совсем уж после

варенье в банки сливалось

и тем, кто его не варит,

дарилось и раздавалось.

А ближе к ночи, за чаем,

от всех и всего уставши,

мама вслух говорила:

«Вот всё. Что осталось – наше».

И, очень собой довольная,

блюдце пододвигала.

Мама варила варенье


И этим сыта бывала.




Бабочка ожила


В полоске просвета узкого,

когда уже ночь прошла,

прочту у поэта русского:

«Бабочка ожила…»

Не домну ввели досрочно,

не вывели вирус зла –

всё это важно

при том, что

бабочка ожила.

Спасти ей не просто было ведь

свою прекрасную плоть –

сачком не успели выловить,

булавкою пропороть.

Страшно подумать даже,

что два прозрачных крыла

сгорали б в пыли бумажной…

Но бабочка – ожила.

Зачем в людскую обитель

настырно она рвалась?

Может, как неба житель

искала с землёю связь?

Может, затем так смело

летела она на свет,

что рассказать хотела

о жизни иных планет.

И я, и она – обрадованы:

земные людские дела

ещё одной жизнью оправданы –


бабочка ожила.




Детства небывалые цветы


Замечаю, стали ускользать

лица тех, с кем связывалось детство,

с кем такое долгое соседство

не всегда сулило благодать.

Но как возмещенье пустоты

стали приходить на память чаще

в красках сладковатых и горчащих

детства небывалые цветы.

Те левкои, флоксы, табаки…

Сколько мы над ними колдовали,

из консервных банок поливали,

ненарочно слёзы проливали,

если им грозили сорняки.

Эти грядки были нам сродни,

где цветы не только не скучали,

но почти воинственно торчали

с тощим георгином впереди.

Не было дороже ничего

в мире среди радостей нечастых

тех цветов кудлатых, голенастых,


что стояли все – за одного.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 15 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Инвестиции в хорошее настроение

Кирилл Васильев, фото автора
// Общество

Георгиевская гвардия

Юлия Мирошниченко
// Образование

Новоселья на потоке

Николай Рощупкин
// Общество

Островок надежды

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх