lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 апреля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Соль земли

23.04.2015 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Общество
Фото из архива Сергея Малюкова
Фото из архива Сергея Малюкова


Липецкая область была образована из территорий, на которых издавна преобладало крестьянское население — основа основ русского народа. О крестьянстве, его роли в истории и культуре России мы беседуем с автором большого количества научных работ по крестьянскому вопросу, доктором исторических наук, профессором исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета Леонидом Земцовым.



— Леонид Иосифович, что представляло собой русское крестьянство после отмены крепостного права в 1861 году?


— Крестьянство испокон веков было основным классом общества. Преобладание городских жителей над сельскими было достигнуто только в СССР в пятидесятые годы прошлого века. В конце же ХIХ века в наших родных губерниях — Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской — крестьянское население составляло 93 и более процентов. Естественно, такая громадная масса народа не могла не влиять на ход исторического процесса хотя бы только самим фактом своего существования. Самая главная проблема, стоявшая в это время перед Россией, — это крестьянский вопрос. Но все попытки власти продвинуться в его решении оказались не очень успешными, как и методы коллективизации 20-30-х годов. Председатель Совета Министров Российской империи Петр Столыпин, инициатор аграрной реформы начала XX века, говорил — «аграрный вопрос у нас в стране решить нельзя, его можно только решать». Причины этого в одном: преобразователи не учитывали ценности самого крестьянства, а предпочитали принимать во внимание интересы господствующего сословия империи или ориентироваться на западноевропейские теории. В итоге после событий 1917 года крестьянство и его традиции стали исчезать, так как не соответствовали вначале движению к коммунизму, а затем условиям рыночного хозяйства.


— Так в чем же заключались характерные особенности русского крестьянства?


— Лет двадцать назад вышла хрестоматия «Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире». Удивительно точное название. Самая главная отличительная черта этого «великого незнакомца» — взаимодействие с природой напрямую, без посредников. Специфика отношения крестьянского общества к окружающему миру, соседям, господам определялась менталитетом, формировавшимся тысячелетиями. Главное в нем — представление о правде-справедливости, приведенной в Священном Писании. На этой основе — формирование главного социального института жизни сельчан — крестьянской поземельной общины. Кстати, сами крестьяне именовали свой коллектив «миром». Слово писалось с исчезнувшей сейчас из алфавита буквой i и означало, согласно словарю Даля, не противоположное войне состояние (писалось — мир), а вселенную и — крестьянское сообщество. Сразу становится понятна русская поговорка — «В мiрѣ жить — с миром жить».


— Чем был крестьянский мир на самом деле — прообразом современного местного самоуправления или мрачным, патриархальным институтом, сдерживавшим развитие частной инициативы?


— Мир обеспечивал равновесие во взаимоотношениях. В центре его находилась, безу­словно, земля. В одиночку землю не обработаешь, а попробуй самостоятельно провести корчевание! Отсюда и коллективная собственность на землю как наиболее справедливая форма распределения. Чтобы нормально работать вместе, необходимо согласие и компромиссы в интересах. Поэтому-то самая важная ценность русского крестьянства — стремление к справедливости-равенству во всем. Если и сдерживалась частная инициатива, то ради интересов большинства, ведь мир всему голова. К XIX веку эта справедливость имела под собой вполне четкую идеологию. Жить справедливо — значит в соответствии с высшей истиной, изложенной в Священном Писании. Библия была практически единственной книгой в деревнях, которую читали все грамотные.


— Актуальны ли сегодня принципы организации самоуправления крестьянской общины, могут ли взять их на вооружение современные муниципальные образования?


— На протяжении сотен и сотен лет крестьянский мир успешно решал свои внутренние проблемы, так почему бы не присмотреться и понять: как он это делал? Все серьезные вопросы решались на крестьянском сходе. Сельский староста не мог не прислушиваться к мнению людей. Если до 1861 года его назначал помещик, то после отмены крепостного права должности сельского старосты и волостного старшины были избираемы. Выбирали их домохозяева на три года, за это время мужики на сходе могли не раз дать оценку его деятельности, не стесняясь в выражениях, да и в суд, в свой, народный, в котором заседали свои же крестьяне, подать, и не факт, что непопулярного старосту переизберут вновь. Эта система управления четко определяла права и обязанности сторон — как писаным законом, так и народными обычаями. На высшей ступеньке крестьянского самоуправления — в волости — вообще существовало разделение властей. Исполнительная власть — волостной старшина, распорядительный орган — волостной сход, судебная власть — волостной крестьянский суд. Все они в совокупности решали, и успешно, насущные крестьянские проблемы.


— Какие вопросы входили в юрисдикцию волостного крестьянского суда?


— Хочу отметить, что все новации, которые происходят сейчас в юридической сфере — обращение к человеку (антропология права), третейское разбирательство, досудебное примирение сторон, медиация, — все это существовало в русском крестьянском судопроизводстве, только называлось по-другому. Волостной суд формировался выборным путем. Избирались на сходе двенадцать человек из числа крестьян-домохозяев. На суде, как правило, присутствовали трое-четверо из них, решая несложные коллизии крестьянской жизни на основании существующих в народе обычаев и правил. Если проблема решалась по справедливости на уровне сельского старосты, с участием авторитетных деревенских стариков, то до волостного суда и дело не доходило — заканчивалось примирением. Это и есть та самая медиация. Я изучал итоги судебных действий в одной из волостей Данковского уезда Рязанской губернии — там, как и в других великорусских губерниях, от трети до половины всех дел заканчивалось примирением сторон. Отметим и еще одну сторону народного суда — ни один российский суд не делал так много для защиты прав крестьянок. Не будем идеализировать мужика, случалось всякое. Но абсолютное большинство дел, связанных с обидой женщин, решалось в их пользу и с наказанием мужа, деверя, а то и свекрови.


— А каково было положение женщины в крестьянской общине? Насколько к ней прислушивались?


— Русские крестьянки занимали очень важное место в сельскохозяйственном производстве — жали, вязали снопы, ухаживали за животными, ведь семейный союз — это и производственная ячейка. Они держали на своих плечах и заботу о доме, кормили, обшивали и одевали мужа и детей. Были той опорой, без которой семья просто не могла существовать. Если у мужика умирала жена, он стремился как можно быстрее жениться повторно, ведь семья не может без женского труда, нужна и мать, и работница… И женщина знала свои права и могла их отстаивать, споры о домашнем насилии инициированы в суде самими крестьянками. Всё это никак не вяжется с повторяемыми до сих пор стереотипными рассуждениями о забитой и бесправной деревенской бабе.


— Хватало ли доходов крестьянина обеспечить достойную жизнь своей семье?


— Ну что можно понимать под достойной жизнью? Все жили по-разному… Вот сведения конца XIX века, собранные тамбовскими статистиками: 11,8 процента крестьянских дворов своего хлеба — а это основное питание трудящегося крестьянина и его семьи — хватало до Рождества; еще 52,9 процента доедали хлеб к Благовещению. Надо покупать, а где деньжат заработать? Сытые весь год своим хлебушком — всего-то 1,8 процента. А уж если хлеб купишь, то на другое-то денег уже и нет. Но это — реалии конца XIX века. Сейчас идут среди историков жаркие дискуссии по поводу благосостояния населения в начале ХХ века. Уже упомянутый мной историк из Санкт-Петербурга Б.Н. Миронов утверждает, что шло медленное улучшение положения крестьянства — уменьшались налоги, больше производили хлеба. Но многие ему резонно возражают, а выходят эти споры на важнейшую проблему: если благосостояние улучшалось, то почему же случились революции? Дискуссия ведется очень активно, но окончательное решение вопросов пока впереди.


В Воронежской губернии, по данным воронежского исследователя М.Д. Карпачева, в хороший, урожайный год некоторые крестьянские хозяйства тяжким физическим трудом могли заработать до 600 рублей. Это верхняя планка, чаще — меньше, а бывали и совсем скудные года, когда всерьез стоял вопрос о выживании крестьянской семьи. Посмотрите старые фотографии крестьян: толстячков вы среди них не увидите — худые, поджарые, жилистые без всяких диет.


— Крестьянская община традиционно опиралась на консервативные православные ценности в противовес идеям либералов и революционеров. Почему же государство столь недальновидно игнорировало ее интересы, не решая по справедливости вопрос с землей?


— Землепользование на общинной основе уже изживало себя, но в представлениях крестьян оставалось главное — землей должны пользоваться те, кто на ней работает. Показательно, что наиболее четкая программа в этом вопросе была у трудовиков (в массе — тех же крестьян), выражавших интересы сельских тружеников, поэтому они получили значительное количество мест в первой Государственной думе в 1906 году. А партия социалистов-революционеров, отражавшая в своих программных установках требования крестьян, получила большинство на первых свободных выборах в России в 1917 году — в Учредительное собрание.


Власть же не считала возможным провести принудительное отчуждение земли. Пытались что-то сделать для крестьян, но при этом ни в коей мере не ограничивая интересы дворян. Не получилось.


Реформа Петра Столыпина пыталась по-своему решить аграрный вопрос, не затрагивая интересы помещиков, и вызвала сильнейшие протесты крестьянства. Наш земляк, из тамбовских крестьян, митрополит Вениамин (Федченков), писал, вспоминая родную деревню начала века: «Спасать русский народ лишь буржуазным соблазном личной корысти было совсем неглубоко, недуховно, негосударственно. Православный великорусский народ привык к общинному укладу жизни». Преобразования по Столыпину сопровождались массовыми волнениями крестьян, протестовавших против разрушения общины, и одно из самых кровавых произошло в селе Волотово Лебедянского уезда (тогда Тамбовской губернии) в 1910 году — 6 убитых и 10 раненых.


— Кто же, тем не менее, выходил из общины и по каким причинам?


— Две категории. Самые беднейшие и самые зажиточные. Богатым было выгоднее работать исключительно на себя, бедные хотели продать свою землю и отправиться в поисках лучшей доли. На Дальнем Востоке находилось громадное количество земли, которую можно было бесплатно получить от государства для обработки. Когда-то так поступили и мои родственники.


Но ведь главную силу в деревне составляли трудящиеся крестьяне, обычно именуемые «середняками». Именно они — та часть русской деревни, которая накануне мировой вой­ны приняла самое активное участие в широко развернувшемся кооперативном движении — здесь сказался мирской коллективизм, который содействовал его развитию.


— Мы много говорили о заметной роли русского крестьянства в историческом процессе, а каков, на ваш взгляд, его вклад в русскую культуру?


— «Музыку создает народ, мы ее только аранжируем», — хорошо сказал наш выдающийся композитор-классик Михаил Глинка. В русской культуре было немало увлеченных певцов крестьянского труда. Некрасов, Григорович, Тургенев, а еще раньше — Карамзин с его «Бедной Лизой». Как так, крестьянские девушки, оказывается, умеют любить! Для просвещенного общества идея повести — крестьяне тоже люди — стала тогда культурным шоком.


А после отмены крепостного права? Показательное проявление сочетания достижений городской культуры и в первую очередь народной крестьянской — феномен Сергея Есенина.


Самые широкие социальные слои России на рубеже веков убедились, что по своим духовным и нравственным ценностям, высочайшей культуре взаимодействия с природой крестьян недаром называли «профессорами земледелия». Хочется верить, что, несмотря на некоторые стороны современных процессов, главные ценности наших предков — труд, семья, вера, коллективизм, убеждение в конечной победе справедливости — все еще сохраняются в нашем народе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх