lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 апреля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Герои прошлого и настоящего

10.04.2015 "Золотой ключик". Павел Жуков
// Общество
Дмитрий Иванович Барашев.
Дмитрий Иванович Барашев.Встреча с начальником штаба 10-го авиационного полка, 
К.П. Григорьевым.Фрагмент памятника Герою Советского Союза Д.И.Барашеву«Воздушный искатель» Толя Панфилов.Герой России 
Анатолий Тихонович Панфилов.Толя Панфилов со своей семьёй.

В двух предыдущих выпусках «Ключика» мы рассказали о начале поисковой работы экспедиционного клуба «Воздушные искатели» 19-й липецкой школы. Вы, дорогие читатели, уже знаете, что «эквисовцы» занялись поиском истории 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. Это определило программу работы клуба и повлияло на судьбы его воспитанников.   


БАРАШЕВ


В 10-м гвардейском авиационном полку служил Дмитрий Иванович Барашев, которому 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий присвоили звание Героя Советского Союза. На тот момент лётчику было всего двадцать три года…


А незадолго до этого он бомбил Будапешт – столицу Венгрии, которая находилась в союзе с фашистской Германией. Уже в самом конце операции самолёт Барашева сбили, и экипажу пришлось катапультироваться. 

Барашев приземлился недалеко от Будапешта. Чтобы не попасть в плен, добрался до железной дороги и спрятался в вагоне с углём. На этом же поезде добрался до Белоруссии, которую оккупировали немцы. С большими трудностями, минуя фашистские патрули, добрался до ближайшего леса, разыскал партизан и с их помощью перебрался через линию фронта. Затем нашёл расположение своей части. И уже на следующий день совершил боевой вылет!   


Дожить до Великой Победы Дмитрию Ивановичу не довелось. Он погиб в августе того же 1943 года. Возвращаясь ночью на свой аэродром, который базировался недалеко от села Хлевное, его самолёт столкнулся… с нашей, советской крылатой машиной. Как такое могло произойти – до сих пор остаётся загадкой. Хотя всего за несколько секунд до столкновения Дмитрий Иванович выходил на связь со штабом… 


Похоронили Героя Советского Союза Барашева в Липецке, в сквере рядом с площадью Революции.

Услышав эту историю, один из «искателей» тихо спросил:


– А памятник Барашеву там есть?


Памятника не было, только небольшая пирамида на могиле и ветхая ограда… 


Сначала «эквисовцы» решили установить памятник в виде металлического самолёта. С этой идеей они пришли в политотдел Липецкого авиацентра. Начальник отдела идею одобрил, но сказал, что самолёт поставят они сами, и это будет памятник всем липецким лётчикам, не вернувшимся из полёта. 


«Искатели» согласились с  таким решением, но не оставили идею о памятнике именно Барашеву. На собрании клуба решили сначала установить три бюста Дмитрию Ивановичу. Один – в своей 19-й школе, второй – на родине Героя Советского Союза в селе Княжево Тамбовской области, а третий отвезти в Полтаву, в музей полка, где после войны дислоцировалось это лётное подразделение.      


Все дни весенних каникул 1968 года «эквисовцы» трудились дворниками. Заработанных денег на три бюста хватило. А летом «искатели» отправились на велосипедах в Севастополь через Полтаву, то есть по боевому пути 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. 


Вернувшись из похода, стали зарабатывать деньги на обелиск Герою. Ребята собрали более сорока тонн металлолома! И уже в сентябре начали готовиться к торжественному открытию монумента, которое должно было состояться в октябре. 


В назначенный день приехали отец и сёстры Дмитрия Барашева, сослуживцы из Полтавы. И никто из гостей не знал, что открытие обелиска чуть было не сорвалось из-за непогоды. Тот октябрь выдался холодным и снежным. Поэтому штукатурка на постаменте не высыхала. И тогда Владимир Александрович вместе с мальчишками разожгли по периметру костёр и дежурили около него всю ночь. 


Нетрудно представить, что чувствовали «эквисовцы», когда с обелиска было снято белое полотно… И радость, и гордость… И то «спасибо, ребята», которое прозвучало от родственников и сослуживцев Барашева было не абстрактным и дежурным, а конкретным, адресованным именно им.  


А в декабре того же 1968-го года Липецк взбудоражило известие о гибели двух лётчиков - Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова. Во время их полёта неожиданно отказал двигатель самолёта. У пилотов был выбор: катапультироваться - и тогда «уронить» крылатую машину на жилые дома, либо как можно дальше увести самолёт, но погибнуть самим. Кривенков и Шерстобитов выбрали второй вариант… 


В августе следующего года на площади Авиаторов открыли памятник – самолёт, о котором мечтали воспитанники Меркурьева. Его воздвигли в честь лётчиков, воевавших в Великой Отечественной войне, и двух героев мирного времени – Кривенкова и Шерстобитова. Начальник политотдела Липецкого авиацентра сдержал своё слово.


Потом на мемориальной доске этого монумента стали появляться имена других липецких военных лётчиков, не вернувшихся из полёта.


ШЕЛЫГАНОВ


Через 17 лет после открытия памятника-самолёта на мемориальной доске появилось имя одного из бывших «искателей» - Петра Васильевича Шелыганова. 


Пётр стал «воздушным искателем» сразу, как только образовался клуб. При этом он очень любил физику и постоянно требовал от Владимира Александровича, чтобы тот давал ему самые сложные задачи, не входившие в обычную учебную программу. 


Окончив школу, Пётр поступил в Харьковское высшее авиационное училище. После его окончания служил сначала в Польше, затем - в родном Липецке. Здесь продолжал общаться со своим учителем. Но уже не в своей школе, а в «Прометее», где в то время работал Владимир Александрович.


Третьего октября 1986 года Петра Шелыганова не стало… 


В тот день майор Шелыганов испытывал новый самолёт МиГ-29. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа неожиданно подул мощный боковой ветер. Машина вышла из управления. Руководитель полёта Александр Николаевич Харчевский незамедлительно дал команду: «Катапультируйся!». Но майор Шелыганов ослушался: лётчик не мог бросить крылатую машину, не попытавшись спасти её. 


…Пётр Васильевич всё-таки выровнял самолёт и вывел его на посадочную полосу. Лётчики и техники облегчённо вздохнули. Но перед самой полосой находилась газоотражательная стенка… Самолёт врезался в неё. И случилась катастрофа. 


Эксперты выяснили, что именно сильный порыв бокового ветра привёл к беде. А Пётр Васильевич ценой своей жизни помог выявить серьёзный недостаток новой машины. Самолёт потом доработали. Сейчас он надёжно служит России.



ПАНФИЛОВ


Тот самый Толя Панфилов, который сообщил искателям о том, что в Липецке живут ветераны 10-го авиационного полка дальнего действия, лётчиком не стал. Судьба повела его не по воздушному, а по водному пути. 

Окончив военно-морское училище, Анатолий Панфилов служил на кораблях. Потом учёба в академии. И снова на флот, но теперь уже подводником. Служит командиром большой субмарины «Б-82». 


Вскоре Анатолия Панфилова переводят в Главное управление глубоководных исследований Министерства обороны СССР, затем Российской Федерации. 


Кстати, те материалы военных глубоководных исследований до сих пор носят гриф секретности. Направлены они в основном на изучение обнаружения вероятного противника. 

За годы службы Анатолий Тихонович сам совершил множество глубоководных погружений в водолазных костюмах и в специальных аппаратах-батискафах, стал опытнейшим акванавтом. 


В 1996 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новой военно-морской техники в условиях, сопряжённых с риском для жизни, капитану 1-го ранга Анатолию Тихоновичу Панфилову было присвоено звание Героя Российской Федерации. А через восемь лет он удостоился звания контр-адмирала. 

Так бывший воспитанник «Воздушных искателей» прошёл путь от командира штурманской боевой части надводного корабля до заместителя начальника Главного управления глубоководных исследований, от лейтенанта до контр-адмирала. 


В 2005 году Владимир Александрович Меркурьев и Анатолий Тихонович Панфилов встретились в Москве. Вспомнили былые времена, походы, уроки мужества и стойкости… А в мае 2007 года контр-адмирала не стало. В его легковую машину на полном ходу врезался грузовик… 


Начальник Генерального штаба ВС Российской Федерации Юрий Николаевич Балуевский сказал при прощании с Панфиловым: «На встречную полосу выехал трейлер, который смял машину контр-адмирала. Человек, который не раз смотрел смерти в глаза, испытывал морскую технику, погиб таким образом…» 


Личные вещи, семейные реликвии и фотографии Анатолия Тихоновича хранятся в музее 19-й гимназии, куда они были переданы в дар его сёстрами…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 23 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: -3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх