lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 марта 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Печальная история Трактора

31.03.2015 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Экономика

Написать такую книгу, какую выстрадал главный конструктор трактора интегральной схемы ЛТЗ-155 Александр Дурманов, мог человек, для которого утрата крупнейшего в стране машиностроительного предприятия, каким был Липецкий тракторный завод, останется незарастающей раной до конца земных дней. Более того, в недрах предприятия им был рожден трактор нового поколения, способный, при иных обстоятельствах, чем они сложились, конкурировать, а во многом и превосходить лучшие образцы мировых производителей. По крайней мере, говорить об «импортозамещении» по этому направлению в России не пришлось бы.


Труд свой автор назвал с ноткой ностальгической иронии «Недалекое прошлое и недавнее будущее…». А в подзаголовок вынес: «Из истории создания тракторов интегральной схемы в России». Книга о том, как российские «реформы» девяностых годов прошлого столетия уничтожали отечественную промышленность, в частности сельхозмашиностроение. На примере гибели тракторного завода Александр Дурманов проследил все драматические коллизии, происходившие вокруг предприятия и его, конструктора, детища — универсального трактора ЛТЗ-155.


Страница за страницей, вслед за автором, мы словно проходим непростой и славный путь старейшего тракторостроительного предприятия страны, встречаемся с поколениями создателей машин, наблюдаем, как в творческих поисках рождались новые образцы и модельный ряд липецких тракторов. Значительная часть книги посвящена истории борьбы и преодоления трудностей за трактор интегральной схемы, которая началась отнюдь не в девяностых, а значительно раньше. Сама идеология создания интегральных машин рождалась в противостоянии устоявшимся представлениям о развитии отрасли.


Вот что пишет в предисловии к книге главный инженер завода последних лет существования Дмитрий Тищенко:


«На пути создания этого трактора в отечественном тракторостроении происходило немало драматических событий. Идеология компоновочной схемы трактора ЛТЗ-155 определялась в результате кропотливого анализа конструктивных схем универсально-пропашных тракторов отечественного и зарубежного производства, изучения условий эксплуатации их в сельском хозяйстве и других отраслях, тщательного учета требований новых технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур...».


Читатель может убедиться — из цехов ЛТЗ вышла машина, возможности которой востребованы в лесном хозяйстве, оснащенный комплектом навесных орудий трактор мог производить разнообразные работы в сельскохозяйственном производстве, в газовой отрасли, использоваться в дорожном строительстве, для очистки железнодорожных путей и дорог от снега, для сварки трубопроводов, как тяговой модуль для транспортировки железнодорожных составов.


И хотя образцы ЛТЗ-155 были исполнены «в металле», показали прекрасные эксплуатационные возможности, универсальность применения в различных отраслях экономики, Трактор (назовем его с заглавной буквы) так и не вышел на просторы России в масштабах, ему доступных.


В чем причина? Чьими «кознями» остановился огромный завод, под который был построен целый городской район, в котором выросло не одно поколение потомственных машиностроителей? Автор и на эти вопросы дает свой ответ. Да, идеология либерализации экономики, заимствованная у Запада, не могла и не может, по определению, работать на интересы России, на развитие промышленности. Сейчас это стало особенно очевидно. Ни США, ни Евросоюзу сильная страна, имеющая собственную мощную промышленность, не нужна. Ни в конце XX века, ни раньше, ни в XXI веке. А потому-то модель «реформирования» плановой экономики западные советники Ельцина Б.Н. подобрали для России такую, что спустя четверть века, под ударами кризисов и санкций, возникла нужда в реиндустриализации, модернизации, импортозамещении, инновациях и прочем.


Говоря о российском тракторе, который и является ярким примером «импортозамещения», автор подчеркивает: не надо закупать технику подобной серии, надо восстановить производство ЛТЗ-155, доработав его к требованиям времени. Такая попытка была предпринята на Урале, но нужный результат достигнут не был. Хотя есть необходимая документация, жив главный конструктор. Чего недостает? Ответ, думается, найдут читатели книги. Если, конечно, Запад не передумает с санкциями, а торговое и экономическое лобби не начнет вновь доказывать, как хороши машины, завезенные по импорту.


История исчезновения ЛТЗ прошла на наших глазах. Трудно винить в том кого-то персонально, да и не наша это задача. Но вот о коллективной апатии тракторостроителей сказать следует. Ни интеллектуалы — конструкторы, инженеры, технологи, ни классные специалисты рабочих профессий в те далекие теперь годы не поняли, не разобрались в ситуации, не осознали — что они теряют. Вялотекущие, безвольные действия одного из крупнейших трудовых коллективов города и привели к драматической развязке. В итоге потерян завод.


Но не это самое страшное. Утрачены традиции, квалификация, интеллектуальный капитал. Утрачен профессиональный работник по профессии «машиностроитель». А это тяжкая потеря для страны. На подготовку специалистов высокого уровня потребуются годы и годы. Причем практической работы. Но под какие цели «заточена» нынешняя российская система образования — от первоклашек до высшей школы? В ней вырван ключевой нерв образования и воспитания: способность мыслить, а значит созидать. Без этого годы обучения потеряны для молодежи.


И об этом тоже книга Александра Дурманова. Все можно восстановить, возродить, возвести — в бетоне, металле, конструкциях, но при условии возрождения нового поколения творцов, созидателей, чей мозг способен на творческие поиски и достижения. У владельцев несметных капиталов такой «инструмент» есть — деньги, злато! Нет только умения созидать, вести страну в будущее.


Написанная Александром Дурмановым книга своеобразный памятник канувшему в Лету проекту и тем, кто творил новые машины, воплощал в жизнь новые идеи. Этот памятник намного долговечнее любых других: «лишь слову жизнь дана» — в веках.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +27 C°  Ночь: +11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх