lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 марта 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Умные машины на все случаи жизни (фото)

23.03.2015 "ЛГ:итоги недели". Ольга Головина
// Экономика

«Умка», «Буравчик», «Мурашка» – это не герои детских мультфильмов. Так любя называют свои модели на Липецком заводе малых коммунальных машин


ФОТО


Двадцать лет назад Липецкий машиностроительный комплекс пополнился новым предприятием. Завод малых коммунальных машин родился не на пустом месте. Стартовой площадкой и надёжной базой для него стал «УАЗ-автотехцентр». Развитие пришлось на сложный период. Рыночная экономика в стране только-только зарождалась. Её шатало из стороны в сторону, одни реформы сменялись другими. Пережив ту бурю, нынешних трудностей машиностроители не боятся.


– Надо было как-то выживать. Можно сказать, от нужды и появилась идея создать небольшой завод по производству востребованных во все времена машин, – рассказывает директор ООО «ЛЗМКМ» Владимир Петрович Зайцев.


Кстати, сам Владимир Петрович пришёл на предприятие девятнадцатилетним парнем, сразу после окончания технического института. Позади сложный путь – от слесаря до руководителя. Вся жизнь связана с липецким «УАЗом» и у Алексея Степановича Щетинина. В 1969 году он устроился сюда токарем. А на пенсию вышел только три месяца назад. Но частенько заглядывает на любимый завод, в свой цех, к своему станку. Посмотреть, поговорить с коллегами, поинтересоваться, как идут дела.


– Смотрю на наши сегодняшние машины и удивляюсь. Раньше мы даже представить себе подобной техники не могли, – улыбается Алексей Степанович. – «УАЗ» всегда был самой проходимой отечественной машиной, но то, каким его делают на нашем заводе, – фантастика. Сколько универсальных функций! А когда-то почти всё нам приходилось изготавливать вручную. «Газ-69» до винтика разбирали. У нас ведь конвейер был не хуже, чем на тракторном заводе. Он и сейчас работает, но с гораздо меньшей нагрузкой.



И спасателю, и геологу, и коммунальщику


Первой ласточкой молодого предприятия стала машина, собранная на автомобильном шасси «УАЗа». Она годилась и для тушения пожаров, и для проведения геологоразведочных, строительных работ и даже для ликвидации различных технических аварий. Создана она была в 1999 году. И до сих пор на службе у областных газовиков и в диспетчерском отделении липецких коммунальщиков. Пять лет шёл серийный выпуск. А потом на Владимира Петровича вышло руководство компании «Северстальавто» с предложением о сотрудничестве.


– Оказывается, липецкий завод был единственным в стране предприятием, научившимся отбирать мощность на «УАЗике», – рассказывает Владимир Петрович. –Десять лет конструкторы и учёные в Ульяновске безрезультатно бились над этой задачей. А мы её решили. И это стало отправной точкой в создании нашего главного детища – многофункциональной комбинированной машины МКМ-1904, или «Чистика». Первая модель была сделана в 2004 году, а улучшенная и модернизированная, прошедшая, как сегодня говорят, рестайлинг, вышла из нашего двора в 2013 году. Мы были полны идей по созданию техники на самый разный покупательский спрос и вкус. Но была одна проблема – сертификация. Пройти её решались немногие машиностроительные заводы страны. Во-первых, процесс сложный и долгий, а во-вторых, очень затратный.


В этом вопросе липчан и выручил директор «Северстальавто», который представил модели «ЛЗМКМ» директору сертификационного центра спецавтотранспорта САМТ-Фонд доктору технических наук, профессору, академику АПК Мирону Исааковичу Гриффу. Академик липецкую новинку оценил высоко. С тех пор проблем с сертификацией у продукции завода нет.


«Чистик» предназначен для круглогодичного выполнения работ по зимнему и летнему уходу за проезжей частью, внутриквартальными и внутридомовыми территориями с асфальтобетонным и гравийным покрытием, парками. Он может чистить снег, разбрасывать антикоагулянты, подметать и даже мыть улицы. Кстати, тротуары, вымощенные плиткой, лучше приводить в порядок на лёгких машинах. Тяжёлых тракторов фундамент просто не выдерживает, «даёт волну», и через пару сезонов плитку приходится демонтировать и перекладывать.


– Идея такой машины пришла мне в голову после поездки в Европу, – вспоминает директор. – Я специально присматривался, как там вывозят мусор, на какой технике убирают улицы. Везде были задействованы маленькие машины. Они манёвренные, не мешают ни на проезжей части, ни на прогулочных дорожках в парках. Работают челночным способом – от урны к урне. Затем передают мусор большому грузовику, который и вывозит его на загородную свалку. Решили, что и Липецк заслуживает подобной техники. «Чистик» соответствует всем требованиям. Он способен легко преодолевать российские бордюры. Они у нас, кстати, бывает разной высоты, а в Европе – стандартные, не более двенадцати сантиметров. Оборудован механизмом для загрузки контейнеров, прессом, который в пять раз уменьшает объём загруженного мусора. Но главное: он наносит минимальный экологический вред для городов и практически не портит архитектуру.


Несколько лет назад липецкая делегация организовывала выставку промышленной продукции региона в Чечне. Её посетил заместитель главы республики. Увидев образцы ЛЗМКМ, искренне обрадовался, подошёл и поблагодарил директора предприятия. Как выяснилось, главную чеченскую мечеть (многие считают её чудом света) моют именно «Чистиком». Несколько лет эта машина обслуживает и президентский парк в Казахстане. Кстати, эта страна сегодня одна из лидеров по закупке многофункциональной техники.


В Подмосковье с помощью «Чистика» приловчились промывать отопительные системы, и особо предприимчивые люди построили на этом неплохой бизнес. А вот коммунальщики Петербурга просят подогнать нашего трудягу под требования Северной столицы. В Финляндии тротуары от гололёда обрабатывают гранитной крошкой. Это практично, удобно, экологично. Рассыпал, собрал, промыл – и хранишь до следующей зимы.


Сегодня многофункциональные комбинированные машины работают почти в шестидесяти регионах России и ближнего зарубежья. А когда-то производителей, только пытавшихся покорить рынок, поддержал глава Липецкой области Олег Петрович Королёв. При его содействии пилотные модели отправились к грязинским, хлевенским коммунальщикам и в липецкий Зеленхоз. И надо признать: не подвели!



«Катюша» готова к труду и обороне


Манёвренная пожарная машина «Катюша» сделана по заказу бывшего начальника ГУ МЧС России по Липецкой области Игоря Панина.


– Мы постарались продумать все тонкости и сделать наш автомобиль максимально функциональным и полезным, – объясняет Владимир Петрович Зайцев. – В 2011 году, будучи президентом, Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ о создании в России добровольных пожарных дружин. Возможно, на это решение повлияли засуха и страшные пожары предыдущего года. Но без техники ни с какой стихией не справиться. К концу года «Катюша» была готова. Она предназначена для тушения лесных пожаров площадью до десяти гектаров и построек до трёх этажей высотой.


Это самостоятельная боевая единица, доставляющая расчёт к месту пожара (1+1(4)), с достаточным запасом огнетушащих веществ – полтора кубометра воды и пять модулей порошкового пожаротушения и с комплектом пожарно-технического вооружения. Основное преимущество «Катюши» перед другими подобными автомобилями – усиленное шасси и трансмиссия (грузоподъёмность две тонны), гидроусилитель руля, дополнительная система охлаждения двигателя и ещё целый ряд иных доработок, придуманных местными конструкторами (большинство из которых – бывшие специалисты Липецкого тракторного завода).


Благодаря всем этим ноу-хау машина получила не только индивидуальность, но и значимое превосходство по огнетушащим характеристикам в своём классе. На выставке спецтехники в Ростове «Катюша» привлекла внимание Сергея Шойгу. Тогдашний министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оценил её «профессиональные» качества. Сейчас «Катюша» доблестно трудится, а заодно проходит испытания во многих отделениях МЧС Ставропольского края, Ростовской, Ижевской и Липецкой областей. Машинами укомплектованы многие пожарные части и лесничества.



«Мурашка» морозов не боится


Пять лет назад на областной конференции «Малый бизнес-2010» глава региона Олег Петрович Королёв бросил клич предпринимателям и предложил им обратить внимание на сельское хозяйство. Именно эта отрасль, по мнению губернатора, должна была динамично развиваться в следующую пятилетку. Именно так всё и получилось. И те, кто услышал Королёва, сегодня, в период кризиса, оказались на коне. В том числе и создатели малых коммунальных машин. В 2012 году появилась на свет «Мурашка» – машина, предназначенная для аграрных предприятий. Кстати, все бренды для своей техники придумали заводчане. Как только запускался новый проект, объявлялся творческий конкурс. Победители получали призы.


Как и вся прочая техника «ЛЗМКМ», «Мурашка» многофункциональна. Она может работать на внесении удобрений в поля ранней весной. Причём, в отличие от гусеничной техники, ей не надо дожидаться, пока наши чернозёмы просохнут. Налицо и ряд других преимуществ: хорошая проходимость, обработка полей без технической колеи со скоростью до сорока километров в час, но главное – слабое давление на грунт. Как показала практика: по эффективности «Мурашка» превосходит сельхозавиацию. В самом начале аналитики просчитали: если машину эксплуатировать на все сто процентов, то за один аграрный сезон она сполна окупится.


Сейчас в цехе завода доводится до ума автомобиль, оборудованный кунгом для перевозки людей. Он отправится в тундру и будет доставлять нефтяников к буровым по бездорожью, снежной целине и по льду водохранилищ. В машине есть всё необходимое, чтобы прожить в сложных полевых условиях – отапливаемый салон, спальные места, газовая плита для приготовления пищи и даже телевизор. Но самое ценное – экологическая безопасность липецкого автомобиля. Колея от гусеничного трактора восстанавливается в тундре более пяти лет, в результате такой «травмы» нарушается биобаланс, страдает растительный и животный мир. «Мурашка» подобной беды никогда не принесёт.


– На благо людей в 2013 году придумана и «Умка» – машина для заливки льда, – рассказывает Владимир Петрович Зайцев. – Она оборудована кондиционером и всеми необходимыми инструментами: нож, система подвески и регулирования, гидропривод, распределительная рампа для заливки льда, боковая щётка и водяное полотенце. Рассчитана «Умка» и на натуральный, и на искусственный лёд. В феврале мы опробовали нашу машину в обслуживании липецких открытых ледовых площадок. Не хочу хвалиться, но после работы «Умки» качество ледовой поверхности улучшилось в разы. Кататься по ровному льду не только приятно, но и безопасно.



Что день грядущий нам готовит…


Планов у Владимира Петровича Зайцева много. Он искренне рад, что отечественное машиностроение наконец-то получило шанс на развитие. Правда, региональные власти во все времена протягивали компании руку помощи.


– Помню, у нас сломались гидравлические ножницы. Всё, коллапс. Купить их не на что, – говорит директор предприятия. – Остановилась вся работа. Хоть завод закрывай. Но обладминистрация нашла возможность помочь. Купили новые. А сейчас благодаря санкциям и прочим мерам мы на взлётной полосе к успеху. И нас уже не удержать.


Завод малых коммунальных машин неоднократно становился участником различных программ по субсидированию и господдержке. В 2007 году был лидером областного конкурса «Малый бизнес». Предприятие всегда стремилось к новому, передовому, интересному. Старалось своими новинками удивлять и потребителей, и конкурентов. Главный соперник «ЛЗМКМ» немецкая компания «Multicar» долгое время не верила в успех липецких изобретателей, да и вообще не брала их в расчёт. И… просчиталась. Сегодня, когда набирает обороты программа по импортозамещению, у липчан есть реальные возможности подвинуть немцев на оте­чественном рынке.


Владимир Петрович Зайцев всегда подчёркивает, что выйти на рынок и продать свой товар – не проблема. Важно заработать такую репутацию, чтобы спрос на технику был всегда. Сейчас завод готовится к участию в крупной Всероссийской выставке «Доркомэкспо», которая пройдёт в столице. Именно на таких мероприятиях и находятся главные партнёры, покупатели, в общем, устанавливаются и налаживаются связи.


В перспективе осуществление ещё одной задумки. Участники молодёжного научно-технического инновационного центра «Новатор» придумали чудо-агрегат по сортировке картофеля. И если его сделать навесным оборудованием к многофункциональной машине, то этой технике цены не будет. Трудозатраты значительно сократятся. Копать и перебирать урожай можно будет одновременно. Но это всё ещё только предстоит сделать.


Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) и из архива Владимира Петровича ЗАЙЦЕВА

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 20 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +8C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх