lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 марта 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Музыкальная летопись войны

16.03.2015 "Молодежный вестник". Анастасия Попова
// Культура
«Катюша» в исполнении Дарьи Росляковой
«Катюша» в исполнении 
Дарьи Росляковой«Она нисколько не постарела, она и сегодня в строю...»Михаил ЦарикСергей БочаровПод звуки нестареющего вальса

Она не держала оружия в руках, но воевала наравне с бойцами Красной армии так же отважно и смело. Не носила белых халатов, но могла под шквальным огнём противника поднять советского солдата с земли и вновь повести в атаку. Как верный друг, не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивая разлуку с любимой, близкими людьми. Всё это песня: героическая и шуточная, боевая и лирическая. 


С концерта «Песни, опалённые войной» в ЛГПУ началась декада мероприятий, посвящённых 70-й годовщине Великой Победы. Организовали его студенты исторического факультета. На творческий вечер ребята пригласили сотрудников вуза, друзей, родных. Но главными гостями стали ветераны и труженики тыла.


«ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!» 


Эти строки известны всем. Но мало кто знает историю создания знаменитого патриотического гимна Великой Отечественной. Да и о других песнях военных лет нам известно немного. А ведь они были рядом с солдатом до победного салюта и стали своеобразной музыкальной летописью Великой Оте­чественной.


Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт Василий Лебедев-Кумач просматривал кино­хроники бомбардировок европейских городов. Потрясённый увиденным, он написал стихотворение «Священная война». Словно предчувствовал неизбежное. 24 июня 1941 года поэтическое произведение появилось на страницах газет «Красная звезда» и «Известия». Может быть, произведение и не стало бы настоящим музыкальным символом войны, не попади оно на глаза композитору Александру Александрову. Уже на пятый день трагических событий перед отправлявшимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера. «Священную вой­ну» исполнил ансамбль песни и пляски Красной армии под руководством самого Александрова. 


«БЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ…»


Основой для лирической песни «В землянке» тоже стали стихи. Это было трогательное признание журналиста и поэта Алексея Суркова супруге Софье, которое он писал ей в ноябре 1941-го с фронта. Поэтическое письмо вдохновило композитора Константина Листова. Он же стал первым исполнителем. В марте песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». Но к тому времени её уже знали и любили все: и кто воевал, и кто ждал.


Ещё одним шедевром советского военно-лирического песенного искусства стала композиция «Вечер на рейде». Она родилась в Ленинграде незадолго до того, как город сковало четырёхлетнее кольцо блокады. Её создатели, поэт Александр Чуркин и композитор Василий Соловьёв-Седой, рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. Василий Павлович всё время думал о моряках, защищавших морские подступы к родному городу. Там, в окопах, композитор напевал одну строку: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море…» Мелодия уже родилась, слова требовали продолжения. Тогда он и обратился за помощью к Чуркину. Осенью «Вечер на рейде» напевали жители осаждённого Ленинграда.


«ТЫ Ж ОДЕССИТ, МИШКА!»


В конце первого года войны в газетах печатались поэтические отклики на события героической обороны ещё одного морского города. «Одессита Мишку» Владимира Дыховичного, музыку к которому написал композитор Модест Табачников, на Южном фронте передавали из уст в уста. 


Однако не этот мелодичный вариант про морячка пели студенты творческой группы исторического факультета. В песенную антологию военных лет вошла версия, написанная одним из пианистов Государственного джаз-оркестра РСФСР, которым руководил Утёсов. Леонид Осипович сам исполнял её на концертах, записал на грампластинку. «Мишка» был настолько популярен, что в дни освобождения Одессы от фашистских захватчиков автор текста написал продолжение – «Мишка вернулся в Одессу». 


«ТОЛЬКО ПУЛИ СВИСТЯТ ПО СТЕПИ…»


Ни одно школьное или студенческое мероприятие, посвящённое Великой Отечественной, не проходит без вальса, на который были положены стихи Михаила Исаковского. Это песня «В лесу прифронтовом». Личное и общее идут в ней рядом. 


В таком же ключе была написана и «Тёмная ночь». В 1943 году во время работы над фильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод, когда солдат пишет письмо. Дубль за дублем – всё не то. Тогда расстроенный режиссёр решил украсить сцену песней. Якобы она отвлечёт внимание зрителей от картинки на переживания бойца. Не теряя ни минуты, Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Романс, исполненный главным героем фильма, встал в один ряд с песенными шедеврами Великой Отечественной. 


«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК» «КАТЮШИ»


Различные текстовые вариации в ту пору часто создавались и на популярные мелодии. Так, например, появились «Синий платочек» и «Катюша». 


История «Синего платочка» началась в 1940 году, когда в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз». Один из его музыкантов, Ежи Петерсбурский, исполнил свою новую мелодию, которая очень понравилась драматургу Якову Галицкому. После концерта тот подошёл к Петерсбурскому и предложил написать к ней слова. Готовая песня стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше на тот момент уже исполняли песню на мелодию Ежи Петерсбурского. 


С началом войны в «Синем платочке» произошли изменения. Привычный нам вариант в исполнении Клавдии Шульженко появился в 1942 году. Именно она просила сотрудника газеты «В решающий бой!» Михаила Максимова добавить в текст патриотические слова. Однако политуправление посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило своё недовольство. Тем не менее «Синий платочек» уже ушёл в народ.


К тому времени в подмосковных лесах суровой зимой 1941-го бойцы напевали: «Все мы любим милую «Катюшу», любим слушать, как она поёт: из врага выматывает душу, а друзьям отваги придаёт». Но речь шла не о девушке, а о гвардейском реактивном миномёте БМ-13, который солдаты нежно называли женским именем. Это грозное оружие Красной армии стало одним из символов Победы.


Песня «Катюша» на музыку Матвея Блантера стала очень популярной среди бойцов и тружеников тыла. Миллионы людей воспринимали её героиню как реальную девушку. Ей писали письма. Появилось немало сюжетных продолжений песни. Исследователи фронтового фольклора искали среди девушек-бойцов прототипы лирической героини.


В годы войны наша «Катюша» получила признание даже за рубежом: она была гимном итальянских партизан. В селе Всходы Смоленской области ей посвящён музей. Существует мнение, что музыка написана вовсе не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Игоря Стравинского в опере «Мавра» 1922 года. Но что бы о ней ни говорили, «Катюша» стала поистине всенародной.


«СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ…»


В послевоенные годы композиторы и поэты вновь обращаются к теме «роковых сороковых», вспоминая о пережитой советским народом трагедии, его мужестве и отваге. Одна из них – «Журавли». Под её аккомпанемент студентки исторического факультета поставили танец. Получилось очень трогательно. Зрители подпевали ребятам: строчки прозвучавших со сцены песен каждый знал наизусть. 


А когда заиграла финальная композиция, зал встал. Без неё невозможно представить себе 9 Мая. Правда, главная «победная» песня впервые была исполнена на сцене только через 30 лет после войны. Интересно, что на предварительном прослушивании некоторые члены партии были недовольны композицией, даже назвали её «цыганской». Однако слёзы генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, который слушал её стоя во время концерта в Кремле, решили судьбу «Дня Победы» иначе.


Не сдерживали эмоций и все участники студенческого концерта. Когда почётные гости с гвоздиками в руках покидали актовый зал, их провожали бурными аплодисментами. Никто не посмел сесть или сдвинуться с места. 


– «Песни, опалённые войной» также дороги своей богатой, а нередко легендарной биографией, как и каждый солдат, – поделился своими чувствами один из главных организаторов мероприятия, третьекурсник Сергей Бочаров. – К воплощению задумки мы приступили ещё летом прошлого года. Никто из ребят даже не раздумывал над предложением принять участие в концерте. Репетировали после занятий и экзаменов, учили стихи и аккорды, девчонки достали сарафаны и бантики, парням военную форму предоставил профком университета. Все понимали, насколько важно рассказать ровесникам о войне, встретиться с ветеранами. Это самое малое, что мы, студенты исторического факультета, можем сделать в память о великом подвиге нашего народа.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх