lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 марта 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Дайте пацанам заниматься мужским делом

Как воспитать героев Отечества: компетентное мнение
06.03.2015 "Липецкая газета". Лариса Пустовалова
// Общество
Фото Сергея Литаврина

— Авиация способна воспитать целое поколение,  — считает Герой Советского Союза липчанин Юрий Чурилов. — Стоит раз прыгнуть с парашютом или побывать за штурвалом – ввысь будет тянуть всегда. А за человеком, способным научить прыжкам или управлению самолетом,  юнцы пойдут и в огонь, и в воду. Лидеру останется правильно сориентировать подростков в приоритетах, вложить в их головы достойные мысли. 


 Высокое звание Юрий Чурилов получил за освоение палубной авиации в 1984 году. Уволившись в запас в непростые 90-е, он возглавил Липецкий аэроклуб. Так  что наш собеседник знает, о чем говорит. Сегодня Юрий Иванович руководит государственным архивом области и представляет Российскую Ассоциацию Героев в регионе. Но в разговоре он все равно возвращается к делу всей жизни. 


В пилоты — экстерном


Липецкий аэроклуб (в 1968 году —  Липецкий учебный авиацентр ДОСААФ) сыграл в судьбе будущего Героя Советского Союза особую роль. Юрий Чурилов в военную авиацию попал уже подготовленным пилотом, хотя экстерном закончил летное училище. Родился в деревне в Воронежской области, работал на ­авиационном заводе, учился в политехническом институте. А потом раз — и пилот. Звучит невероятно, если не знать, как жила наша страна в 60-е годы.


— Как-то увидел по дороге на работу объявление о наборе в аэроклуб. О небе я мечтал с детства,  но считал свои планы нереальными. А тут сами приглашают! Теоретическую часть курса управления самолетом Л-29 прошел в Воронежском авиацентре.  Первый год учился летать с аэродрома Грязи, потом еще год осваивал боевые МИГ-17 в Калужской области. После этого  был  направлен в учебный полк для ускоренной подготовки летчиков. Заканчивал обучение в Кировобаде, — объяснил Юрий Иванович. — В тот момент власть экстренно латала  брешь в обороноспособности страны. В конце 60-х годов после знаменитого заявления первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева о том, что самолеты нам теперь не нужны, раз у нас есть ракеты, прошло тотальное сокращение в рядах ВВС. Тысячи пилотов попрощались с небом, уничтоженные боевые машины никто не считал. Через пару лет одумались. Именно через систему авиацентров ДОСААФ смогли восстановить численность летного состава. Я попал в авиацию через Липецкий аэроклуб. 


 Авиаклубы просят о помощи 


В Липецке есть несколько авиаклубов. «Юный авиатор» работает для школьников на базе детского дома творчества. Туда приходят ребята, решившие связать свою жизнь с небом. Благодаря занятиям мальчишки попадают в училища уже морально созревшими, хорошо представляющими, что такое полет. Большое число участников это объединение принять не в состоянии, обучают около двух десятков подростков в год. Липецкий аэроклуб, о котором рассказывает известный летчик, расположен при ДОСААФ, на Горького, 10. Сегодня объединение дорабатывает ресурс авиатехники, полученной еще в советские времена. Спецоборудование нуждается в  ремонте, аэродромы брошены…


— В 1968 году вместе со мной учили  150 пилотов, и  это за летний сезон, — рассказывает Чурилов. —  Одновременно готовили около 400 парашютистов. Представляете масштаб возможной воспитательной работы? Авиация – это пряник, который может привлечь даже  самых неуправляемых подростков. Стоит только раз лишить полетов, и дисциплина будет железной. Помню, отрабатывали заказ военкомата в 1999 году — тогда требовалось подготовить 40 человек к службе в ВДВ. Так вот, видели бы вы, как серьёзнели 17-летние «балбесы», когда укладывали парашюты накануне прыжка. И с какой надеждой спрашивали после обучения о новых полетах. А что я мог им предложить? Тогда один прыжок стоил столько же, сколько хорошие кроссовки на рынке. Содержать аэродром, техническое обслуживание самолетов, не говоря уже  о горючем, — все это, в конечном счете, отражается на себестоимости прыжка.


Общественники могут зарабатывать сами


Сейчас власти говорят о необходимости па­триотического воспитания. Так почему бы не возродить аэроклубы в былом их величии, считает наш собеседник. Тем более что вполне реально перевести такое объединение на самоокупаемость и даже хорошо зарабатывать. Не за счет мальчишек — можно организовать вспомогательный бизнес. Это как раз тот случай, о котором не раз говорил глава администрации региона Олег Королёв. Общественные организации должны и могут зарабатывать. 


— У легкой авиации большой фронт работ —контролирует нефтепроводы, помогает сельскому хозяйству. Когда я руководил клубом, у нас даже лицензия на эти виды деятельности была. Но не на что было отремонтировать второй самолет. Две машины могли бы зарабатывать и на содержание аэродрома, и на полеты для пацанов. Деятельность, с одной стороны, востребованная. С другой стороны, частника легко лишить заказов. Вот здесь необходима уверенность в том, что «не перекроют кислород». Так что без помощи государства не обойтись – требуются первоначальные вложения и гарантии в бизнесе, — уверен Юрий Иванович. —  В России есть пример такого сотрудничества – в Самаре под аэроклуб в свое время отдали целый военный аэродром с техникой. В результате получили преуспевающую общественную организацию. Молодым необходим выброс адреналина, экстрим. Они все равно найдут его: с нами или без нашего участия. Так дайте пацанам заниматься мужским делом! Вырастите из них новых героев, а  не уличных хулиганов, — призывает Герой Советского Союза.


Наш собеседник согласен, что в парашютном спорте существуют элементы риска, тем он и привлекателен. Есть возможность перешагнуть через себя, самоутвердиться. Но об опасности забывать нельзя — небо не прощает ошибок.


 «Минск» стал музеем  


— В 90-е годы прошло тотальное сокращение вооруженных сил, — продолжает Юрий Чурилов. — Восстанавливать утраченный уровень еще долго. Сделано немало, согласен. Но тогда увольняли летчиков на пике боеспособности. Утрачен бесценный афганский опыт — ушли пилоты-практики, которые могли не рассказать, а показать, как вести современный бой, как работать в ущельях. Вообще, было страшное время, пришлось наблюдать, как распродают  авианесущие крейсеры на металлолом. Единственный завод, где могли ремонтировать такую технику, остался в Николаеве, это уже была территория другого государства. Начались сложности, в результате все четыре авианесущих крейсера продали за рубеж. Только один из них переоборудовали, теперь он продолжает защищать границы Индии. Из ­авианосца «Минск», с палубы которого я совершал первые полеты, создали музей Советской армии и флота. Правда, стоит плавучий музей у берегов КНР. Китайские подданные выкупили крейсер, сделали в нем косметический ремонт и начали принимать посетителей. Мой командир, капитан «Минска», побывал на открытии музея. Потом рассказывал, что чувствовал себя, как в Николаеве во время приемки новенького корабля — настолько все было отдраено, побелено и выкрашено. Кстати, «Минск» как музей давно вложения окупил — в Китае очень уважают Советскую армию и до сих пор интересуются нашей боевой техникой. Сейчас технологии ушли далеко вперед, те авианосцы безнадежно устарели. Современная палубная авиация в России, конечно, существует, но представлена она пока одним авианесущим крейсером — «Адмирал Кузнецов». 


Если истории свойственно повторяться, а людям возвращаться к здравому смыслу, есть надежда, что и слова Юрия Чурилова о воспитательной роли аэроклубов будут услышаны. И не два десятка, а сотни юнцов поднимутся в небо. А там — кто знает — дойдет дело и до новых Героев Отечества.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 21 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +17 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Красная шапочка из ВАловского Кавказа

Александр Гришаев
// Общество

В бой идут одни казаки

Михаил Зарников, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх