lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 марта 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Двести слов мимо мысли

04.03.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество

Сейчас очень многие родители гордятся, что их малыши, приходя в первый класс, уже умеют складывать из слогов слова. Учителя-словесники в старших классах в свою очередь, хватаются за голову: ученики все чаще не понимают смысла того текста, который читают. Вот такой парадокс. Может, все бы и ничего, ведь понимают они тексты смс-сообщений и переписку в чате. Но случилось непредвиденное: сочинение вернули в список экзаменов.


Паника, охватившая и детей, и родителей, вполне объяснима: на протяжении стольких лет школьников упорно натаскивали на то, чтобы правильно поставить «галочку» в тесте. Зубрежка присутствовала даже при подготовке к заданию «С», особенно — при определении смысла отрывка. К примеру, «Тарас Бульба» — предательство, «Ревизор» — взяточничество. Но в том-то вся и штука, что организаторы ставили перед собой главную цель: сделать так, чтобы экзаменационное сочинение по своим целям и задачам задание «С» из теста по русскому языку не копировало.


Знаете, что для многих оказалось камнем преткновения? Неумение выразить на бумаге свои собственные мысли, вообще написать то, что лично ты думаешь по поводу данной темы или проблемы. Потому как для начала надо было еще тему сочинения понять. Одна учительница пожаловалась, что при подготовке она сформулировала тему так: «Какие проблемы, поднимаемые М.Ю. Лермонтовым, прошли сквозь время и актуальны сегодня?», а на самом экзамене случился приступ массового панического психоза: «Тема другая!!!» А всего-то она была переформулирована таким образом: «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?»


Симптом, мягко говоря, настораживающий. Выходит, дети в буквальном смысле копируют в мозгу конкретные слова, произнесенные учителем, не вникая в их смысл. И любая замена этих слов синонимами или изменение их порядка в предложении загоняют их в тупик. Такая вот «стандартизация» в действии. А в сущности, все это результат тестовой системы проверки знаний и репетиторского натаскивания к ней.


Вообще-то изначально предполагалось, что сочинение хотя бы вынужденно вернет интерес подростков к литературе и чтению. Есть ли в этом необходимость? Цифры сами за себя говорят. На Франкфуртской книжной ярмарке было представлено сравнение двадцати трех стран по двум показателям: потребление книжной продукции на душу населения и количество выпущенных книг в расчёте на один миллион человек. Так вот, современная Россия оказалась в числе стран, которые политкорректно называют «развивающимися». И это некогда «самая читающая страна в мире»! Процесс закономерный, если учесть, что с конца восьмидесятых годов количество книжных магазинов сократилось у нас в разы. Достаточно сказать, что в настоящее время в европейских странах один книжный магазин приходится на десять тысяч жителей, а в России — один на шестьдесят пять тысяч. Даже в столице всего один книжный на пятьдесят пять тысяч москвичей.


Как вернуть вкус к чтению, когда мы его столько лет уничтожали? Во времена моего детства в начальных классах нас старались приучить читать вслух выразительно. За бессмысленное «бубнение» снижали оценки. Что такое «читать с выражением»? Это не только понимать смысл того, что читаешь, но и испытывать эмоции, сопереживать героям крошечного рассказика или сказки. А когда моя дочь пошла в школу в начале девяностых, критерии были уже другие: количество слов в минуту. Кто быстрее всех протараторил, тот и выше оценку получил.


Современный писатель Саша Соколов как-то написал, что, по его мнению, самую гениальную первую фразу придумал Эрнест Хемингуэй в своей повести «Праздник, который всегда с тобой». Начинается повесть просто: «А потом погода испортилась…». Конечно, это дело вкуса и предпочтений, но я тоже могу открыть эту первую страницу, прочесть эту первую фразу и тут же погрузиться в непередаваемый аромат произведения, которое давно почти наизусть знаю. Как объяснить молодежи, утонувшей в виртуальных играх, фэнтези и попкорне, что это ни с чем не сравнимое удовольствие — дотрагиваться до пожелтевшей от времени бумаги, заранее предвкушая, что будет в следующем абзаце?


Конечно, сегодня все что угодно, можно скачать в Интернете в свою электронную книгу. И все равно она будет… ну, мертвой, что ли. Потому что у каждой из книг в домашней библиотеке есть своя судьба. Какие-то с вами путешествовали, какие-то спасали от одиночества, какие-то делили восторг влюбленности.


Кажется, Паустовский в свое время сказал, что нам нужны не только талантливые писатели, но и талантливые читатели. Сегодня мы уже говорим, что нам просто нужны читатели. Хотя бы для того, чтобы окончательно не свалиться в полную безграмотность. Чтобы декан журфака МГУ не говорил, что первокурсники, сделавшие в проверочном диктанте сорок ошибок, — это надежда и цвет нации, поскольку все остальные делают еще больше.


Теперь вот надежда на экзаменационное сочинение, дающее допуск ко всем последующим испытаниям. Надежда, что оно приучит и читать, и самостоятельно мыслить, да еще и излагать эти мысли письменно. Конечно, большая литература может многое, но способен ли один учитель-словесник реализовать все эти наши надежды и чаяния? Ведь учиться писать сочинения надо с пятого класса. А где возьмет наш педагог время на проверку этих сочинений, кто ему эту проверку оплатит? Опять же, написав сочинение в декабре, школьники смогут успокоиться и забыть про литературу.


Но разве другие предметы не требуют самостоятельного мышления? Разве на уроках истории или обществознания будет лишним давать детям письменные задания, тем самым побуждая их к анализу, размышлениям, исследовательским изысканиям? Причем формулировать эти задания так, чтобы в Интернете невозможно было найти готовые ответы и работы. А то ведь «бригада» по производству «Трехсот золотых сочинений» не дремлет...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество



  Вверх