lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 февраля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Боливар не вынесет двоих

26.02.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Фото Ольги Беляковой

В очень хорошем, умном и грустном фильме «Упражнения в прекрасном» юная и еще не испорченная прагматизмом актриса, разъезжая по городам и весям с антрепризным спектаклем, пристает к своему умудренному опытом коллеге с извечными русскими вопросами: «Кто мы? Откуда? Зачем?!» На что тот не без цинизма очень точно отвечает: «Гастарбайтеры. Из Москвы. За баблом». Как говорится, почувствуйте разницу.



 


Во все времена для русского человека было очень важно осознать себя в этом мире, свое место, свою роль, свою сопричастность. Ответ бывалого актера сводит эту чисто духовную потребность к голой функциональности: столичные артисты просто устраивают банальный «чес» по провинции, где проще срубить деньжат. И дело не в том, что люди пытаются заработать. Дело в том, что их перестали волновать глобальные вопросы бытия.


У нас сегодня очень непростой разговор с психологом и психоаналитиком Екатериной Антоновой — разговор о нацио­нальной идентичности, о процессах, происходящих в нас в результате западного влияния и, естественно, о воспитании наших детей.


— Сегодня многие скажут: «Я — русский», но при этом мало кто сможет объяснить, что лично для него кроется за этим. Потому что один при этом мечтает отправить детей учиться за границу с дальнейшим трудоустройством, другой спит и видит сбежать от цивилизации куда-нибудь на Гоа, третий ударяется в буддизм и стремится достичь нирваны. И где тут коллективное бессознательное предков? Где тут Россия?


— С чем вы связываете подобные явления?


— Когда резко рухнул «железный занавес», на нас обрушился поток, в сущности, чужеродных ценностей. Стремление к успешной карьере и к обладанию определенным набором материальных благ — это западные установки, которые места духовности уже не оставляют. Почему мы их так легко восприняли? Потому что были брошены государством, и каждый должен был выгребать как может. Кто-то «попал в струю» и сумел нажить неплохие капиталы даже в лихих девяностых, кто-то остался за бортом. Понятно, что вторые втайне завидовали первым.


— Но ведь на Руси испокон веков к деньгам относились как к презренному металлу. И не случайно русские купцы, заработав огромные капиталы, могли тут же спустить их «на цыган» в кабаках или разориться, начав меценатствовать, помогать тем же художникам или театрам. Значит, была потребность преобразовать деньги в нечто иное — для души или для духа…


— Так вот в результате этого в психике человека и происходят колоссальные конфликты. С одной стороны — коллективное бессознательное, доставшееся от предков, с другой — то, что диктует современный социум, современные стандарты. Именно поэтому вполне успешные люди неожиданно сбегают кто в заброшенную избу в глухую провинцию, как банкир Стерлигов, кто на Гоа, как актриса Гольданская. А кто-то живет с этим конфликтом, продолжая соответствовать стандартам. И это еще страшнее.


— А ведь вы правы, мало кто нынче сумеет четко сформулировать, что такое быть русским…


— Ну формально любой продиктует вам перечень признаков, а вот в душе… А в душе и в голове полная путаница. Уже не первый год подростки, которые ходят колядовать, буквально требуют денег, причем «бумажных», а не мелочи. Это что, русская традиция? Нет, это просто способ «сшибить деньжат по-простому». Где зерно, которое вы должны сыпать, где песни-колядки? Я в детстве тоже ходила колядовать, так мы заранее готовились, разучивали песни и стихи. И угощали нас конфетами и пряниками. Это была традиция, которая передавалась из поколения в поколение, своего рода ритуал, а не способ заработать. А для нас, детей, это просто был праздник. Почему сейчас наши дети стали отмечать хэллоуин с этими дурацкими тыквами? Почему у нас уже в детских садах празднуют День святого Валентина и малыши делают по многу сердечек, раздаривая их направо и налево? Это мы их с детства приучаем к легкому отношению к любви? Говорят, что наш праздник Петра и Февронии совсем не то, потому что это не День влюбленных, а День супружеской верности. Как будто супруги не могут быть влюблены друг в друга! Вы видите, какие странные противопоставления у нас уже появились. Я уже не говорю о том, что в таком возрасте малыши должны дарить сердечки только своим мамам.


— Но вернемся к национальной идентичности. Почему во времена СССР такой проблемы не возникало?


— Потому что был советский народ. И во время Великой Отечественной войны вопросов про идентичность не возникало: все сражались за Родину, за идеи и идеалы. Но что произошло после развала Союза, что стало с людьми? Русские, жившие в республиках, сразу стали чужаками. После возвращения в Россию они оказались беженцами, которых продолжали именовать по прежнему месту жительства: «казахи», «киргизы», «узбеки». Так кем должны были ощущать себя эти люди, с кем должны были себя идентифицировать? А ведь это огромное количество людей.


— И все-таки, не могли бы вы на более понятном примере объяснить, что такое потеря идентичности и чем она грозит?


— Представьте, Восьмое марта, все женщины вокруг получают поздравления, подарки, цветы, а одной даже маленького букетика никто не преподносит. Что происходит? Она теряет свою женскую идентичность. На бессознательном уровне у нее закрепляется мысль, что ее не воспринимают как женщину, что в ней нет женственности. Что ей остается? Найти такую же несчастную, поплакаться друг другу и утопить это горе в бутылке, распив ее на пару. И вот эта утрата идентичности может закрепиться и сломать ей судьбу. А если человек не ощущает своей принадлежности к роду и племени, стране и народу? Это тяжелейшая травма для психики.


— Вместе с культом потребления к нам с Запада пришел и культ индивидуализма. Что, в сущности, тоже противоречит исконно русской общинности и соборности.


— Вообще-то изначально предполагалось, что новые общественно-экономические отношения как раз помогут выявить и реализовать индивидуальность каждого. Но тут правила игры западной демократии сыграли злую шутку. Каждый постарался как-то выделиться и засветиться… в рамках предложенных стандартов! Потому что западная демократия не терпит тех, кто выделяется из толпы. Например, чтобы выделиться, я должен стать юристом. Но во всех вузах на юрфак огромные конкурсы, потому что все мыслят так же. В итоге мы получаем абсолютно безликие «белые воротнички», офисный планктон, который ничего не создает и не производит. Что касается конкретно индивидуализма, который навязывают рыночные отношения и конкуренция, то это тоже слом национальной идентичности, поскольку русским испокон веков был ближе коллективизм как органичное продолжение общинности.


— А если люди вам скажут: «Все она сочиняет! Мы были и остаемся русскими!!!»


— Только почему-то эти «русские» в тяжелое время кризиса не упускают момента нажиться на собственной нации. Вы заметили, как взлетели цены в магазинах? И ведь не только на импорт, но и на российскую продукцию. Если ты идентифицируешь себя со своим народом, если ты ощущаешь эту свою принадлежность к нему, то как же ты можешь зарабатывать на его проблемах, на его бедах? Как ты смеешь после этого называть себя русским?!


— Ну они еще и в церковь православную ходят, и пост великий соблюдают…


— Знаю я, как многие из них постятся: с красной рыбкой, с икрой, с грибами. Вот это и есть конфликт сознания: с одной стороны, такой человек усвоил западные правила игры и своего нигде не упустит, с другой — ему очень хочется оставаться «русским» по всей форме, быть может, для успокоения остатков совести. Но то, что он жертвует на храм и весьма комфортно для себя соблюдает пост, не делает его ни на каплю духовнее. Поскольку все это на самом деле формальность. А если внимательно приглядеться, то станет заметно, что из-под овечьей шкурки торчит оскаленная волчья морда. Так объясните мне, к какой нации, к какому народу он принадлежит?


— Вы видите путь, которым мы могли бы вернуть себе вот эту утрачивающуюся национальную идентичность?


— По-моему, это слишком глобальный вопрос, чтобы мы с вами могли на него ответить. Понятно, что начинать надо с детских садов, с малышей. Но, опять же, чтобы это не превратилось в формальное проведение русских праздников и заучивание народных песенок. Семья, общество — все должно измениться. Мы должны вспомнить, что принадлежим не только Западу, но и Востоку, для которого духовное всегда стояло гораздо выше материального. А вот именно эту составляющую нашего менталитета мы постепенно утрачиваем. Но даже перед идеальным потребителем, которого мы сейчас усиленно воспитываем, рано или поздно все равно встанет вопрос: «Кем я стал? Для чего я жил?» Тогда и произойдет тот самый конфликт в психике, в сознании, о котором я говорила. И Боливар может не вынести двоих.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх