lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 февраля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Окно Веры (фото)

09.02.2015 "ЛГ:итоги недели". Дарья Шпакова, фото автора
// Культура

К столетнему юбилею Государственного Российского Дома народного творчества в Москве липецкая мастерица текстильных этнографических кукол Вера Живанович привезла в подарок персональную выставку «За окном»


ФОТО


Трогательные тряпичные «земляки и землячки» открыли в «Народной галерее» Дома серию выставок из цикла «Сокровища Российской глубинки».


Дом, очаг которого вот уже сто лет согревает исконное народное творчество многонациональной России, расположился в древнем здании XVII века, в палатах купцов Сверчковых. Он похож на праздничный оранжевый пряник, украшенный белой лепниной. Окна в древних палатах небольшие, закруглённые, чем-то напоминают замочные скважины в большом сундуке с сокровищами. Внутри – тоже всё к кругу сводится. Двери без углов с коваными ручками, печурки побеленные. В одной из них сидит мужичок в красных сапогах с расписным самоваром. Куда ни глянь – игрушки глиняные, по всей России собранные: диковинные птицы, олени, барышни, парубки на печи. Солнечно от этих глиняных вещиц, тепло, как от рук человеческих. На стенах палат убранства – лоскутные панно из парчи и весёленького ситчика. Одно из них – словно красный флаг страны, которой уже нет на карте – СССР, где по-прежнему вместе грузин и узбек, русский и белорус, украинец и латыш.


Само время за окнами старинных палат бежит по-другому. Его можно не просто почувствовать, но и увидеть, а если никто не заметит, то и потрогать. Прячется оно в лоскутном одеяле, в радужном орнаменте филимоновской игрушки, в солнечных соломенных фигурках. В этом гостеприимном доме встречали Веру Живанович и её текстильных этнографических кукол.


Куклы липецкой мастерицы рассказали свою историю о том, как жили русские крестьяне, как славили Бога, как наряжались на Троицу, в чём ходили на Пасху в церковь, как собирались на базар. Как рождались, умирали и вновь рождались…


Кукольная простота деревенской жизни


Свою первую персональную выставку в Москве народный мастер России назвала «За окном», на подоконнике которого так любила сидеть в детстве сама маленькая Вера.


– Видно, и какая жизнь за окном, и что в избе происходит, – вспоминает мастерица. – На старый Новый год прислонишься к морозному стеклу и ждёшь, когда старшие пойдут по селу, постучатся в окна и спросят: «Как зовут жениха?» Интересно…


В выставочном зале на стене красуется резное оконце, украшенное нитками бус и тряпичными куклами-оберегами в красных сарафанах… Здесь и встречала гостей Вера Живанович.


А начался вечер с выступления друзей Веры Андреевны – фольклорного ансамбля «Вера». Им есть чем удивить искушённых москвичей – песнями исконными, настоящими, теми, что собирались ими, как драгоценный жемчуг на нитку. Боялись потерять каждое слово-бусинку в суете нашего времени. Перед душевной беседой Рождественский тропарь исполнили, как положено на Руси. И как будто не в музее все собрались, а в хате перед тёплой печкой, она в крестьянском доме считалась живым сердцем, а окна в избе – глазами. И все, кто пришёл в гости, влюбились в тряпичных кукол, которые словно дарят тепло земли, солнца и простоту деревенской жизни. Персонажи мастера не выдуманные, а реальные селяне из детства и те, кто сейчас живёт в родном Трубетчино, что в Добровском районе. Чтобы окончательно породнить всех собравшихся, Вера Андреевна каждому гостю подарила оберег на верёвочке. И профессор, и студент, и музыкант, и художник прикоснулись к тёплой русской традиции. И словно ожила «хата», а вместе с ней и куклы (такое бывает, если мастер делает их с любовью). Вот ряженые пошли по морозцу колядовать «пятачок». И тулупчики на детворе старинные, и на головах у девчушек по два платка, как носили крестьянки. В руках – звезда с образом Христа. Все жанровые сценки Живанович из настоящего прошлого. В куклах без лиц нет надуманности, фальши, красивых излишеств – только подлинность, бережно сохранённая мастером. Масленица у Веры Андреевны до того нарядная получилась! Платки на бабах с алыми розами, юбки богатые, пурпурные. А на лицах наверняка румяные щёчки и улыбки светятся… Только представить это возможно, если сердцем почувствуешь тряпичную красавицу, душой к ней прикоснёшься. И пошёл по выставочной «горнице» тут и там шёпот гостей: «Они словно живые, как будто настоящие. Удивительно…».



История от лоскутка


Анна Николаевна Николаева – авиационный конструктор и завсегдатай модных авторских выставок. К липецкой мастерице столичная штучка пришла в образе – в бусах из крохотных куколок. Анна Николаевна считает, что москвичи избалованы разными экспозициями народного искусства. Сейчас как из забытого сундука появляются интересные рукотворные произведения. Но истинную подлинность Анна Николаевна находит только у мастериц из глубинки.


– Мы настолько стали урбанизированы городской средой, что прикосновение к живой традиции воспринимаем как великую ценность. Так важно подарить это богатство современным детям, показать им культуру, которая идёт от самых корней. Липецкие куклы – чудо какое-то. С такой любовью они сделаны. Костюмы уникальные, по старинным образцам сшитые из старинных тканей. Вот у этой куклы голова покрыта не простым клочком атласа, а настоящим мезенским платком, вероятно, сохранившимся в каком-то сундуке – такие на севере носили. В Архангельск их завозили английские купцы. Как этот богатый головной убор оказался в ваших краях? Значит, кому-то сто лет назад он был привезён в подарок, – предположила Анна Николаева.


Сама гостья призналась, что давно увлекается народным творчеством и плетёт изделия из бересты. «Берестяная душа» Анны Николаевой сразу заметила родную «берёзовою» вязь среди экспонатов мастерицы. Её пленил коврик, который Вера Андреевна Живанович нашла в одном из хранилищ семейных реликвий и отреставрировала. Каждая тканая полоска сплетена как лукошко – крестиком – и напоминает берестяное полотно. Теперь яркая дорожка словно радуга сияет в столетний юбилей Дома, где чтут народные традиции.


– Не только сами куклы прекрасны, но и оформление выставки. Узнаю свой любимый образ «Роженицы» на древних рушниках. Если у такой вышитой разноцветной фигуры символические руки подняты вверх – значит, она обращается к солнцу, ждёт весны, а если они опущены вниз – она тянется к земле, пришло время урожая. Большая радость читать рукотворные письмена, оставленные нам предками, – продолжает разговор ценитель народного творчества Анна Николаева.



Куклы открывают души без единого ключа


Глядя на тряпичные куклы липецкой мастерицы, можно не только угадать традиционные костюмы наших сёл, но и сердцем почувствовать крестьянскую жизнь без прикрас. Несёт баба тяжёлое лукошко, и платок у неё сбился с головы, собрался узелком на шее. Но селянка не спешит его поправлять, так и тащит растрёпанная свою ношу, как женскую долю. А вот задиристая, бойкая девка с пшеничной косой в сарафане, украшенном лентами, глядит с вызовом на подбоченившегося мужичка – и хоть нет у куклы лица, а всё прочитывается. Характер складывается из пластики и жестов. И, конечно, о боли и радости человеческой рассказывают уникальные наряды. Открывают тряпичные куклы наши души без единого ключа – одной простотой и наивностью.


– Здесь есть и тётя Таня, которая своё добро в укладку складывала (так назывался сундук). Сама бедствовала, а богатства свои берегла. Правда, для кого – непонятно, детей у неё не было. А все ключи она всегда с собой на пояске носила. Вот я Таньку и сделала с маленькими ключиками, разглядывающую свои сокровища: ткани да платки с бусами, – рассказывает Вера Живанович. – А здесь – баба с вязанкой веточек на салазках. Так мы в лес ходили добывать хворост. Дрова тогда выписать было дорогим удовольствием.


Мастерица говорит, что самое сложное такую, на первый взгляд простую, куклу сделать живой, чтобы она поведала о своей судьбе, а зритель сопереживал ей. Всё у Веры Андреевны рождается по наитию, без эскизов и заготовок. Создаёт она тряпичную историю, как будто до сих пор сама в эти куклы играет. Получилась у Веры Андреевны старушка бедненькая с котомкой за спиной и как-то жалко стало куклу горемычную. А там, где жалость, рядышком любовь оказывается и милосердие. Тут же нашлись тряпицы для двух гордых красавиц в парчовых сарафанах, которые кидают нищенке милостыню в миску. И появилась на свет сценка «Милосердие».


– Я иногда десятки нарядов для своих кукол переберу, а ничего для них не подходит. Мучаюсь, какой штрих добавить, чтобы кукла показала себя во всей красе. Кому лапоточки подвешу, кому – лукошко с яйцами в руки дам. Девке простоволосой бусы подберу, чтоб к лицу шли. Котика рядом с барышней поставлю – и всё, вроде заиграла красками тряпочка – образ готов. А иногда мучаюсь, как руки ей сложить, чтобы натурально получилось, не выдуманно. Начинаю вспоминать, как бабы в деревнях разговаривают – руки сцепленные на живот кладут, и пальцами большими круги накручивают. Этот характерный жест и появился у одной из тряпичных фигурок. И тут же повеселела композиция, уже совсем другие эмоции дарит, – рассказывает о своих творениях мастерица Вера Живанович.



Ласковые мамы – кукле спасибо


Вдохновляют Веру Андреевну воспоминания, особенно о бабушке, которая рассказывала ей когда-то, что люди не умирают вовсе – они просто уходят в иной мир и там живут, только по-другому.


Так и появилась в её коллекции композиция «Последний путь». Траурные белые платочки в мелкую чёрную точку на головах бабулей, а впереди баба ребёночка за собой тащит. И как-то не страшно становится о смерти думать, когда в неё тряпичная кукла играет. Стоит эта процессия на выставке у того самого символического окна, за которым мастерица любит за пёстрой жизнью подсматривать… А над ней – фотография предков Веры Андреевны, которые уже живут в ином мире, по-другому. А мы здесь, их потомки, кукол разглядываем, дивимся… Профессор Московского государственного института культуры Пётр Сорокин радуется, что люди стали интересоваться своей историей и корнями. Такая выставка – находка для всех, кто душой тянется к традиционному костюму, к понятной и простой текстильной кукле.


– Здесь я почувствовал особое очарование, уют и правдоподобность. Самому захотелось взять лоскутки и придумать куклу. Мне нравится, что она не детализируется чем-то лишним. Смотришь на эти произведения искусства, и возникает особая атмосфера праздника и соучастия, словно разговариваешь с тем временем, погружаешься в традицию, – делится своими впечатлениями Пётр Сорокин.


Погружение в традицию на этой выставке не было бы таким ярким без ансамбля «Вера». Они дарили гостям и свои песенные жемчужины, и наказы бабушек из далёких деревень.


– Куклы тряпичные хороши! Девчушка сама с ноготок, а куклу нянчит. Вот и вырастали на Руси мамки заботливые и ласковые. Тряпичной кукле за это спасибо, – говорили наши предки.


Искушённые фольклорными традициями гости не удержались, подошли к русским красавицам и стали разглядывать костюмы артистов. А на них красные сарафаны тоже из сундуков, юбки-понёвы, рубахи с тесьмой подлинной, ожерелья из бисера. Где-то пришлось на них заплатку поставить, где-то бережно зашить столетнюю ткань. Прикоснуться к такой роскоши для гостей было настоящим праздником. И опять по залу пошёл разговор.


– Ну надо же, они настоящие, вышивка, тесьма, узоры... Особенная, удивительной красоты ваша Липецкая земля за окном виднеется.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество



  Вверх