lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 февраля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Крыть или не крыть?

09.02.2015 "ЛГ:итоги недели". Елена Бредис
// Общество
Рисунок Андрея Исупова

Материться или не материться? Вот в чём вопрос. Точнее, перед таким вопросом оказались депутаты Госдумы, поскольку ответить на него потребовали многие ведущие отечественные кинематографисты, включая Никиту Михалкова, Карена Шахназарова и даже сугубо театрального режиссёра Олега Табакова. Они-то, деятели искусства, как раз за то, чтобы вернуть мат в фильмы для взрослых с пометкой +18


Оказалось, что выразить все свои мысли и чувства, а также обещанную Станиславским сверхзадачу без матерщины ну никак нельзя. Я понимаю, время, конечно, меняется, а вместе с ним и его герои. Ну, а у новых героев и лексикончик должен быть новым. Как теперь в любви объясниться, не выругавшись? Не поймёт избранница, плечиком недоуменно пожмёт да и уйдёт к другому. Опять же, никакого накала страстей, никакого, выражаясь по-современному, саспиенса.


Я хорошо помню, как в середине восьмидесятых прошлого века в среде московской интеллигенции вдруг стало модно и престижно материться. Приезжая в гости, мы, отсталые провинциалы, всякий раз вздрагивали, когда посреди высоколобых бесед о влиянии Кьеркегора на развитие европейской культуры вдруг то тут, то там «пролетали» с детства табуированные для нас слова. Признаться, мы тогда не очень понимали, какой дополнительный смысл они могли добавить к дискуссии. Правда, спустя какое-то время вздрагивать уже перестали – привыкли. А ещё позже даже стали ощущать, что мат придаёт изысканному философствованию некую перчинку. Правда, уши привыкли гораздо быстрее, чем губы. Попросту говоря, выговорить матерное слово ещё очень долгое время было просто невозможно. Впрочем, и этот период адаптации успешно прошел.


Для чего я вспоминаю об этом? Да для того, чтобы показать: скатывание вниз происходит очень быстро и почти безболезненно. Особенно если пример вам являют люди достойные, уважаемые, а порой и выдающиеся. На кого ж ещё ориентироваться?! Они ж и есть герои нашего времени…


Является ли мат реалией жизни? Да, безусловно. Звучал ли он на полях сражений, в окопах и блиндажах во время Великой Отечественной? Кто бы сомневался. Но тотальный запрет на матерщину в искусстве в советские времена не помешал Станиславу Ростоцкому снять свой шедевр «А зори здесь тихие», Анатолию Папанову гениально сыграть роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые». Выдающийся советский кинорежиссёр Сергей Бондарчук запросто обошёлся без ненормативной лексики, снимая, ставшие уже легендарными фильмы «Они сражались за Родину» или «Судьба человека». А вот имя его сына Фёдора Бондарчука присутствует среди возмущённых подписантов письма, с требованием вернуть мат в искусство. Ну не может он без этого самовыразиться!


Я не ханжа. Я с удовольствием посмотрела первоначальную версию фильма «О чём говорят мужчины», где запретная лексика ещё не была вырезана. Мне взгрустнулось, когда я увидела «узаконенный» и урезанный вариант. Дело в том, что эти самые «нехорошие» слова в устах героев фильма не несут никакой негативной эмоциональной окраски. Напротив, лишённые и первоначального смысла, и связанного с ним выплеска негатива, они создают совершенно особую юмористическую атмосферу. Как это ни парадоксально, но эта атмосфера ушла вместе с «урезкой».


В очень незаурядном фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» актёр Виталий Хаев, играющий следователя, в кульминационный момент произносит длиннющий монолог практически одним матом. Да, с точки зрения художественного замысла, матерщина тут оправдана: для героя Хаева это не просто характеристика молодого поколения, которое он и не понимает, и презирает, это крик, который уже просто невозможно сдержать. Но после этого монолога становится страшно, потому что каждое матерное слово несёт в нём свой первоначальный негативный заряд, и количество этого негатива таково, что зрителя буквально отбрасывает, как мощнейшей ударной волной. Что имеем на выходе? Если даже «осколок» прежней формации и прежнего воспитания превращается в такое животное, то чего ждать, на что надеяться?


Справедливости ради надо сказать, что Интернет переполнен восторженными отзывами по поводу именно этого монолога. Кое-кто даже уточняет, что девяносто девять процентов народа именно так и разговаривает. Но мне захотелось процитировать здесь как раз нетипичные отзывы: «Да какое он вообще имеет моральное право так огульно хаять целое поколение? Сам сидит, постоянно плюётся (!) на пол (!), кроет всех матом, приплетает зачем-то футбол... ест руками, ломает палочки... Ума – палата! Все кругом идиоты, а сам не понимает, что если дверь и в подъезде открыть, то как раз нужный порыв сквозняка-то и может возникнуть. Отвратительнейшее зрелище, прямо скажу». Или такой: «От сценария тошнит. Надоела чернуха, дебильство, уродство. Хочется умного, светлого, красивого. Искусство должно вдохновлять...»


Делайте со мной, что хотите, но я никогда не поверю, что этот же монолог нельзя было написать мощно и экспрессивно, не использовав ни единого матерного слова. Может, для этого просто надо быть писателем, драматургом более высокого уровня? Согласитесь, грязная брань сразу многое упрощает. Она мгновенно шокирует зрителя и тем самым притягивает к себе его внимание. Она создаёт ощущение, что и режиссёр, и актёр очень смелы и самобытны, а потому достойны восхищения. Что и говорить, лично я не припомню, чтобы до этого в других фильмах были столь длинные куски матерщины. А теперь представьте, как бы написали подобный монолог Андрей Платонов или Василий Шукшин, не использовавшие в своих произведениях ненормативную лексику. Менее мощно, менее ярко, менее самобытно? Вот вам и весь ответ.


Не буду спорить против очевидного: да, народ матерится. В процентах определять не возьмусь. Да и я сама не умру от стыдливости, если при мне кто-то выругается. Но в жизни людей необходимы эталоны, на которые они должны ориентироваться, к которым должны стремиться. И уж тем более, «искусство должно вдохновлять», как написал один из пользователей сети. Я никогда не пойму, почему Олег Табаков допустил матерщину на сцену МХТ. Ради аншлагов и сборов? Но это недостойно его как актёра, как режиссёра и как художественного руководителя театра. Не пойму, зачем потребовалась свобода в брани Никите Михалкову, сумевшему и без неё снять уже столько шедевров. Очень не хотелось бы думать, что это навалившийся творческий кризис.


Ну, а что касается милого фильма «О чём говорят мужчины», то без него можно прожить. И это уж точно не то произведение, которое стоит оставлять в назидание потомкам.


В ТЕМУ


Самым активным борцом со сквернословием на Руси был царь Алексей Михайлович Романов. Он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Люди были уверены, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет  Божью Матерь, родную мать человека, и саму Землю.


Социологи провели среди российских подростков опрос: используют ли они в речи ненормативную лексику? Выяснилось: 86 процентов подростков сквернословят в общении со сверстниками. 55 процентов старшеклассников матерятся с 10–13 лет.


Кстати, в США тоже активно борются с ненормативной лексикой на телеканалах и радиостанциях. Однако у тамошнего мата тоже находится немало сторонников и защитников. Например, профессор менеджмента в Университете Норвич (Восточная Англия) Йехуда Барух совместно с выпускником университета Стюардом Дженинксом провели исследование об использовании мата. Данные изысканий позволяют им утверждать, что крепкие выражения помогают сплотить рабочий коллектив, повышают производительность труда и, наконец, просто снимают стресс. Как утверждают учёные, большинство рабочих и служащих употребляет нецензурную лексику на работе просто как способ избавиться от накопившейся усталости или выплеснуть избыток эмоций. Однако государственную линию эти учёные всё-таки частично поддерживают: они против того, чтобы ненормативная лексика употреблялась в присутствии начальства или клиентов, за это могут наказать долларом.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх