lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 февраля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Конфликты разрешаем сами

02.02.2015 "Молодежный вестник". Елена Мещерякова
// Образование
Фото Н. Черкасова
Фото Н. Черкасова

Вы что-нибудь слышали о школьной службе примирения (ШСП)? Как она работает, а главное, кто и кого в ней примиряет? Оказывается, эта система уже почти пять лет действует в отдельных школах Липецка. 


Первым городским образовательным учреждением, где проводился эксперимент по школьной медиации, стала школа № 55. А с апреля прошлого года урегулированием конфликтов занялись и юные медиаторы из 49-й школы. 


Всего за это время они разобрали около десяти дел. Одни – пустяковые, другие – посложнее. Об особенностях своей работы юные служители Фемиды рассказали корреспонденту «МВ». 


Первую медиативную практику десятиклассник Илья Киреев прошел еще до возникновения специальной службы в школе. 


РАЗГОВОР «ПО  ДУШАМ»


– Несколько лет назад к нам в класс пришел новый ученик, – рассказывает парень. – Он страдал ожирением и сразу стал объектом насмешек детей. Общался с одноклассниками мало, а если задевали – грубил. Особенно его доводили трое мальчишек. Причем следуя своей, особенной логике – для самоутверждения, что ли. 


Мы с ними пару раз беседовали на эту тему. Но уговоры на задир не сразу подействовали. Поначалу они просто смеялись и, грубо говоря, отправляли куда подальше. И только раза с третьего сдались: «Ну ладно, надоел. Давай поговорим». Поговорили и все выяснили. 


Этот конфликт длился два месяца и разрешался постепенно. Сначала обидчики перестали плеваться в мальчишку, потом – бросаться в него карандашами, а в итоге и вовсе успокоились. Двое из них после девятого класса ушли из школы, третий остался. Более того, у прежних врагов неожиданно нашлись общие интересы – компьютерные игры. Теперь им есть что обсудить. 


ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ФЕМИДЫ


Идея создания ШСП в 49-й школе принадлежит ее директору Владимиру Плешкову. Он обратился за помощью к судьям Советского районного суда, которые уже не первый год курируют проект в областном центре. Они и помогли с подготовкой мероприятий к открытию ШСП, порекомендовали действующего медиатора Виктора Панарина. Под его руководством 11 школьников прошли обучение на специальных двухмесячных тренингах, по итогам которых получили сертификаты, позволяющие им заниматься медиацией в стенах школы. 


Сформировалась инициативная группа учеников из 12 человек. Собираются юные медиаторы вместе с наставниками-кураторами после уроков каждый четверг для обсуждения плана работы. Встречи с участниками конфликта проходят индивидуально в удобное время и для медиатора, и для «конфликтующего». 


ПИШИТЕ МЕДИАТОРАМ!


Главное отличие данной системы в том, что детские ссоры помогают разрешить не взрослые, а сами школьники. 


Если сотрудники ШСП узнают, что где-то между учениками возникли спор, драка, непонимание, то с обидчиками и потерпевшими проводятся встречи, итогом которых должно стать примирение. Для стеснительных учащихся придуман специальный «почтовый» ящик, в который школьники могут опустить письма с информацией о произошедшем конфликте и просьбой о помощи. 


Каждый четверг рабочая группа их просматривает и беседует с «истцами» и «ответчиками». 

Да и сами сотрудники службы на переменах даром времени не теряют. Если видят начинающуюся ссору, запоминают участников, чтобы постараться предотвратить конфликт. 


Здесь все по-взрослому. В особо сложных случаях ведется протокол заседания, где указываются причина конфликта, его участники, а также результаты дела. Бывает, что дети лично подходят к конкретному медиатору и договариваются о встрече. 


В работе представителям школьной службы медиации помогают кураторы-педагоги – учителя истории и обществознания Виктория Гузнаева и Татьяна Иноземцева.


ТЫ КТО ТАКОЙ?


Поводы для ссоры возникают разные. Это и личная неприязнь, и обыкновенное детское упрямство. Нередкое явление и конфликты на межнациональной почве. Такая ссора может случиться между детьми в любом возрасте. 


– Один из пятых классов ополчился на девочку-таджичку, – продолжает Илья. – Она что-то сказала, большинству ребят это не понравилось, и понеслось… Началась настоящая травля ребенка, девчонка просто не могла заходить в класс. 


Разобраться в ситуации удалось не сразу. Мы поочередно приглашали в учительскую то «пострадавшую», то зачинщиков дела. В итоге конфликт разрешился, но поработать пришлось около месяца. 


ОПЯТЬ ССОРА?


– Нужен еще пример? – включается в разговор семиклассница Алина Даченкова. – Седьмой класс, ссора между таджикской и русской девочками. Первая пересела за другую парту, однокласснице это не понравилось, и она начала ее подкалывать. В итоге ссора из ничего переросла во взаимные оскорбления. 


В ситуацию мы вмешались вместе с еще одним медиатором – Данилом Мызниковым. 


– Извиняться Настя не хотела, была уверена, что все сделала правильно, – поясняет Данил. – Уговоры тоже подействовали не сразу, но в итоге обе девочки попросили друг у друга прощения. Для нас ведь это самое главное – найти взаимовыгодное решение проблемы, какой-то компромисс. Не хочешь извиняться? Ладно. Но понять ошибку нужно, чтобы в будущем подобной ситуации не повторилось. 


СУДИТЬСЯ… ИЛИ… НЕТ?


– Даже до полиции доходило, – вспоминает Татьяна Семеновна. – Когда, например, родители двух школьниц написали друг на друга заявления в правоохранительные органы. Личная неприязнь у девчонок появилась еще в 30-й школе. Перейдя сюда, разрешить проблему самостоятельно они не смогли. 


Новенькая семиклассница и здесь не нашла общего языка с самоуверенной сверстницей Таней, начала ее дразнить и обзывать. Та в отместку залила ей портфель штрих-корректором. В ситуацию вмешалась мама, начались взаимные упреки, которые затем выросли в серьезный конфликт. 


Разговаривать сторонам пришлось долго, целый месяц. В итоге и медиаторы, и педагоги смогли уговорить конфликтующих забрать заявления из полиции. 

ЕСТЬ ОПЫТ!


– А я чаще всего привожу такой аргумент, – добавляет Илья. – Не устали ли сами спорщики от постоянных ссор? Ведь одноклассникам тоже неприятно, если постоянно кто-то ругается. Нам часто говорят: «Классный коллектив – одна семья». Так и нужно в ней жить дружно и мирно. 


– Кстати, с появлением ШСП большинство школьных конфликтов исчезло, – отмечает Алина. – Дети знают: теперь есть к кому обратиться за своевременной помощью. А если еще проблема возникла на пустом месте, то сам виновник будет выглядеть смешно. Согласитесь, в глупом положении никому не хочется оказаться: ни первачку, ни одиннадцатикласснику.


– Предложили поработать в этой службе – я согласилась, – рассказывает «коллега» моих новых знакомых семиклассница Ульяна Галкина. – Очень важно выслушать человека, понять причину конфликта, а уж затем постараться отыскать верное решение. 


– Не можешь найти общий язык с человеком – перестань на какое-то время с ним общаться, – предлагает Данил. – За этот период сможешь разобраться в себе и сделать правильные выводы.


ВСЕМ – ПО ЗАСЛУГАМ


В ШСП десятиклассник Владимир Петров пришел не случайно: после школы молодой человек собирается поступать на юридический факультет. А пока постигает азы юриспруденции, разбирая школьные конфликты. С первым делом столкнулся на практике после обучения и считает его неоценимым опытом. 


– Мы учились тогда в девятом классе, – вспоминает Володя. – Наша одноклассница поругалась с учителем биологии. Девочке казалось, что педагог к ней придирается, даже жалобу директору написала. 


Я решил попробовать уладить ситуацию. Сначала выслушали одноклассницу, потом переговорили с учителем, выяснили суть претензий. А они были закономерны: подготовка домашнего задания, работа на уроке. Конечно, педагог не хотела ссориться с девочкой и доводить ситуацию до скандала, да и любой учитель, я думаю, пойдет навстречу ребенку. Изучив проблему, через две недели мы устроили «сторонам» встречу. Итог получился положительным: одноклассница с «четверкой» благополучно окончила девять классов. Успешно сложилась и карьера учителя: она сейчас преподает в Вашингтоне, в российском посольстве. В общем, расстались без обид. 


В ТАНДЕМЕ


В работе этой организации крайне важна и позиция педагога – участника процесса. Прислушаться или нет к призывам своих учеников – представителей ШСП?


– Если повышаю голос на уроке, тот же Данил может спокойно заметить: «А вы не правы, Татьяна Семеновна», – подтверждает моя собеседница. – И я стараюсь сдерживаться. Преподавая детям историю и общество­знание, нужно помнить, что ты несешь им основы правового воспитания, учишь терпимости и уважению друг к другу. 


Польза ШСП, на мой взгляд, еще и в том, что ребята рассказывают о своих проблемах сверстникам. Им легче понять друг друга, чем взрослым, и предложить какой-то вариант решения проблемы. Но без нашей помощи они, разумеется, не работают. Сейчас эта система в городе только набирает обороты: подобные службы начинают действовать в городских школах № 5, 20, 65. Как говорится, механизм запущен, необходимо создавать условия для его функционирования. 


КУРС – НА ЖИЗНЬ


Мои новые знакомые медиаторы еще совсем дети, но уже сейчас некоторые из них задумываются о будущем. Володя, например, планирует стать юристом, Илья – программистом или психологом. Их младшие коллеги с дальнейшей профессией еще не определились. Но какую бы сферу они для себя ни выбрали, опыт общения с людьми, разрешения непростых жизненных ситуаций несомненно поможет им сориентироваться в дальнейшей жизни.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +11 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх