lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Игрушечный мир родной земли

31.01.2015 "Липецкая газета". Нина Вострикова, фото автора
// Культура

Дома у заведующей отделом традиционной народной культуры областного Центра культуры и народного творчества Веры Живанович беспорядок, который, впрочем, сама хозяйка таковым не считает. Когда мастер творит, то, в буквальном смысле, отрешается от окружающего мира.


— Я практически не ем, не отдыхаю, на телефонные звонки не отвечаю, — рассказывает Вера Андреевна. — Любое общение выводит из творческого равновесия. Не замечая времени, как заводная работаю иглой.


На столе, стульях и даже на полу множество кукол: девки и бабы в сарафанах, жупанах, платьях из ситца, парни и мужики, ребятишки. Открыт мамин сундук,  свернутые в рулончик полотна, ткани, кружево, тесьма, пряжа из него словно выпрыгнули... Все это для того, чтобы образ получился законченным, выразительным.


— Каждый персонаж со своей неповторимой энергетикой, — говорит их создательница. — А чтобы почувствовать её, просто возьмите куклу и прижмите к себе.


Я беру куклу в руки и действительно чувствую тепло…


В минувший четверг в «Народной галерее» Государственного Российского Дома народного творчества в Москве в рамках проекта «Сокровища российской глубинки» открылась персональная выставка Веры Живанович «За окном». Вниманию публики представлено около 80 текстильных этнографических кукол.


К выездам и вернисажам мастерице не привыкать, ее работы вызывали восторг в Москве на фестивале рукотворной игрушки. Ранее авторские этнографические куклы с успехом демонстрировались во Франции и Испании.


Маленькая Вера


Мастерица не только шьет кукол, но еще и пишет прозу. Не так давно вышел сборник рассказов Веры Живанович «Живут куклы на деревне». Сюжетами послужили воспоминания детства автора. Кстати, проиллюстрирован сборник фотографиями кукол.


Коллекция мастерицы поделена на жанровые композиции, посвященные традиционным русским праздникам и обрядам — Пасхе, Троице, Масленице, Крещению. Вот экспозиция «Холодная зима». Женщина с дочкой в ветхой заплатанной одежонке идут с вязанками дров. Две куклы — образы детства Веры. Это она сама и её рано овдовевшая мама. А вот и цитата из сборника рассказов. Как говорится, правдивее, чем было в жизни нашей героини, не скажешь и не придумаешь.


«Пришла зима, как всегда, нежданно-негаданно и утяжелила нашу жизнь еще больше», —так сказала мама. В конце октября помер наш отец, и мама дюже плакала и причитала "и на кого ты нас оставил, и что я буду делать без тебя  с такой оравой, и как мне жить дальше, и встань, да расскажи ты мне…".


Раньше, когда отец был жив, то он вместе с нашей мамой  ездил в лес на салазках за дровами. А теперь вот я иду с мамой за дровами, потому как я старшая и главная помощница по дому, мне уже 10 лет. У меня еще есть брат Ванюшка, 8 лет, сестра Санька, 6 лет, сестра Наташа, 4 года, сестра Танюшка, 2 годика и сестра Настена, но она очень маленькая — недавно родилась».


Композиция «Федина семья» изображает крестьян среднего достатка, у которых есть что надеть и что поесть и в праздник, и в будни. И снова строки из рассказов Веры Андреевны.


«Дядя Федор, мамин брат, напился и давай куражиться, а над ним все начали смеяться и подтрунивать, что он не может залезть на столб. Его жена тетя Маруся тоже стала уговаривать достать красивые отрезы материи. Но он все время размахивал руками, будто на него налетали мухи и распевал какую-то частушку: "Приду домой с улицы…", дальше я не разобрала. Их маленький Мишка все время ревел, и тетя Маруся стала звать своего дядю Федора домой».


Не иначе, как радостными, можно назвать кукольные композиции «Сороки», «Пасха», «Троица. Зелёные святки». Девки и бабы принарядились. У деревенских девушек яркие кофты и юбки, отделанные кружевом. И платки праздничные. На мужике красная рубаха, подпоясанная широким поясом. Крошечные красные яйца — та деталь, без которой и Пасха не Пасха.


Вот как вспоминает Вера Андреевна один из самых светлых и радостных праздников — Светлое Христово Воскресение. «Старшие уже ушли кропить пасху, а мы, маленькие, нарядились в новые кофты, юбки и сарафаны, еще мама нам повязала красивые новые платочки и сказала, чтобы мы их не замазали».


А вот крестьянки в нарядных ветках, и даже младенчик держит в маленьких ручонках букет из берёзовых веток. А яйца, травой крашенные, изумрудного цвета.


— Для меня всё находка: кусочки кружев, лоскуты, ситчик старенький, штапель, лён, сухие деревянные веточки. Как-то была в Никольском в гостях у свахи. Смотрю, куры топчут плюшевый пиджак, — рассказывает Вера Андреевна. — Ах, как же я обрадовалась, увидев такое сокровище! Я его выстирала, скопировала выкройку.


Теперь пиджачок такого кроя в миниатюре украшает деревенских модниц. Вообще-то когда у мастера кукольных образов чего-то не хватает, она едет к родственникам.


—У меня ребёнок раздетый. Вот я к вам и приехала, — с обескураживающей детской откровенностью говорит Вера. И близкие люди понимают, что ребёнок кукольный.


Мамин сундук


С маминым сундуком (по-деревенски — укладкой) Вера Андреевна вряд ли расстанется. Ведь и он сам, крепко сработанный дедом Якухой, и все его сокровища — холсты, платья, бусы и много чего ещё — достались Вере в наследство. И хотя в последние годы своей жизни мама ее полностью зависела от дочери, ключик от сундука носила рядом с нательным крестом. Его хозяйка укладки доверяла с неохотой даже родной дочери.


В укладке хранилось все нехитрое добро деревенской женщины — от детских чепчиков, свадебного и праздничных платьев, платков до «смертного узла». Такая же укладка, только в миниатюрном кукольном варианте, есть и у Веры Живанович. Согбенная старушка, в которой осталось так мало жизни, склонилась над добром. А рядом — задумчивая девочка.


Кукла-бабушка


Прежде чем создать свою первую куклу, Вера Живанович долгое время изучала традиции изготовления кукол-оберегов, училась у известных мастериц. Этому способствовала и ее деятельность в областном Центре культуры и народного творчества.


— Брала мастер-классы у Марии Егоровны Кузнецовой, Анастасии Николаевны Мигуновой из села Трубетчино Добровского района, Розы Васильевны Жигалкиной из села Ломигоры Воловского района, а когда освоила технику изготовления кукол, стали рождаться свои образы, навеянные детством, — рассказывает Вера Андреевна.


Первой куклой стала «бабушка», которую Вера делала по фотографии своей родной бабушки. Когда бывает грустно, Вера обнимет куклу-бабушку, да и поговорит с ней. И на душе становится легче.


* * *


— Как правило, тряпичные куклы — это простейшее изображение женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутую белой льняной тряпицей, грудь из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута, — комментирует работу мастера заместитель директора областного Центра романовской игрушки Людмила Тюмина. — Вроде бы все просто, и вместе с тем сложно. Куклы Веры Живанович — этнографические, потому что каждый образ несёт смысловую нагрузку, каждый — отражает самобытную культуру нашего края.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

С МИРом в Крым


// Общество

Праздник животноводов пройдет ярко

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх