lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Русская опера – значит могущественная!

26.01.2015 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура

В грядущую субботу, 31 января, на сцене ОЦКиНТ Липецкая областная филармония представляет премьеру очередного оперного проекта «Царская невеста». В концертной постановке оперы Николая Римского-Корсакова задействованы солисты филармонии Зинаида Карандакова, Елена Баранчук, Софья Овчинникова, Валерий Радченко, Сергей Блинков и другие, камерный оркестр «Русская классика», Липецкий симфонический оркестр, Липецкий камерный хор. С подробностями – директор филармонии Наталия Николаевна Мекаева

- Опера «Царская невеста» – вещь достаточно сложная. Там кипят страсти, ведь сюжет замешан на любовных перипетиях. Зритель становится свидетелем того, как влюблённость перерастает в одержимость, как влечение к одному человеку становится причиной убийства другого. Идея произведения была вдохновлена невыдуманной историей супруги царя Ивана Грозного, которая была отравлена. Надо сказать, что это печальное событие самым трагическим образом отразилось на всей дальнейшей судьбе русского самодержца, драматически переживавшего кончину царицы. Конечно, Римский-Корсаков не буквально пересказывает упомянутый эпизод, но определённые параллели провести всё-таки можно. Кстати, композитор тонко намекает на описанные обстоятельства: в одной из сцен Иван Грозный появляется мельком, выходя из кареты, и его видит одна из главных героинь. Однако арии у монарха нет, и в концертной версии он не появляется. Тем не менее элементы режиссуры в нашей версии «Царской невесты» присутствуют, да и вообще постановка обещает получиться динамичной, захватывающей: чудесная музыка и великолепное пение липецких вокалистов не должны оставить зрителя равнодушным. Это настоящая, истинно русская опера!



– Напомним нашим читателям, что в филармонии уже несколько лет функционирует творческая мастерская «Русская опера». И за плечами липецких артистов уже не одна большая постановка. Можно ли сказать, что в отсутствие оперного театра как такового у нас фактически формируется оперная труппа?


– Безусловно. И «Царская невеста» – одна из новых вех избранного нами курса. В штате филармонии трудятся обладатели всех необходимых для оперы голосов: два баритона, два тенора, три сопрано… Сейчас мы находимся в процессе набора репертуара, чтобы потом, когда филармония наконец обретёт свой собственный стационарный зал, мы смогли реализовать это всё в костюмах и с декорациями, как и подобает настоящему театру. В нашем арсенале появилось достаточное количество произведений: «Иоланта», «Евгений Онегин», не говоря уже о «Легенде о граде Ельце». Считаю, что нам удаётся достаточно успешно удовлетворять потребности липчан – наших постоянных слушателей – в оперном искусстве. Подготовка концертной версии «Царской невесты» продолжается уже не первый месяц. Труппа, что называется, «в материале». К тому же параллельно коллектив работает над операми «Алеко» Сергея Рахманинова и «Травиата» Джузеппе Верди. Эти премьеры мы собираемся показать до завершения сезона. Получается, что все солисты так или иначе задействованы в каком-либо из проектов, никто не сидит без дела. Более того, к 70-летию со дня Великой Победы в филармонии репетируют музыкальный спектакль «Жизнь за Отечество» (ещё одно рабочее название – «Жизнь за други своя»). За основу взята опера «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Либретто уже написано – справедливо даже будет сказать, что получилась полноценная пьеса. Часть позаимствована непосредственно из «Ивана Сусанина», а автором остального текста стал представитель знаменитой липецкой театральной династии Александр Пономарёв. Александр, как ни удивительно, непосредственным образом в театре не работает, он – полковник МВД в запасе, участник боевых действий. Тем не менее за плечами драматурга уже целых восемнадцать пьес. Член Союза писателей России, заканчивал филфак – служба творчеству не помеха!



– Удивительно! Полагаю, что поспорить с отставным офицером в достоверности изложения саги о войне мало кто смог бы!


– Верно. Спектакль видится мне красивым, масштабным, грандиозным. Мне особенно приятно, что повествование вращается вокруг героической фигуры нашего земляка, повторившего в годы Великой Отечественной подвиг Ивана Сусанина и пожертвовавшего своей жизнью. Не буду пока раскрывать всех секретов, но уже могу сказать: события разворачиваются в трёх временных проекциях, наши артисты не просто поют, но выступают на равных с драматическими актёрами, мы готовим множество костюмов и декораций – всё будет по-настоящему. Премьера состоится 5 мая, и я надеюсь, что спектакль получится не «на один раз», но займёт полноправное место в нашем репертуаре. Есть в планах и ещё один экспериментальный оперный проект на военную тему. Мы намереваемся инсценировать знаменитые «Дневники Анны Франк», положенные на музыку московского композитора Григория Фрида. Это записи еврейской девочки, которые она вела в течение двух лет, скрываясь в подвале в период оккупации Нидерландов немцами. Идея родилась достаточно смелая: зрители в буквальном смысле окажутся в подвале, где и будет происходить сценическое действие. Другими словами, в максимально приближенных к реальным обстоятельствам условиях. Да, это не берег реки Сосны, и вместо вечернего платья придётся примерить на премьеру оперы несколько иной туалет. Вам покажется, перебор? Я утверждаю: нет, не перебор. Посмотрите, что сейчас происходит в Донбассе: люди скрываются от артобстрелов в таких же подвалах и бомбоубежищах, живут там! И это в двадцать первом веке! Переместиться хотя бы на час в этот ад – со звуками бомбёжки, пулемётными очередями, тусклой лампочкой вместо света солнца. На мой взгляд, это необычный опыт – особенно в контексте музыкальной постановки. Режиссёра из елецкого театра «Бенефис» уже пригласили, теперь подыскиваем подходящую сцену – то есть подходящий подвал.



– Ваша фантазия не знает никаких границ. Уверен, зрелище получится незабываемым. Знаете, областная филармония вообще всегда отличалась нетривиальным подходом к реализации своих творческих задач. Вспомнить хотя бы многочисленные тематические музыкальные программы, посвящённые синтезу различных видов искусства. Тот же метод вы исповедуете и в опере. По вашему мнению, правомочно ли говорить, что у липецкой оперы формируется своя индивидуальность, появляется своё лицо?


– Вероятно, наше главное отличие от других выражается в преданности именно отечественной оперной традиции. Причём мало кто рискует обращаться к современной опере, отдавая предпочтение проверенной классике. Тем паче – кто у нас в стране специально заказывает у композиторов оперу под конкретный проект?! Как правило, оперные театры исполняют «накатанный» репертуар, которому гарантирован успех у слушателей. Липецкая филармония, напротив, дебютировала в оперном пространстве с современной вещью, которую композитор Александр Чайковский писал конкретно «под нас». Затея, казалось бы, безумная, но и успех «Легенды о граде Ельце» оказался вполне сопоставим со смелостью замысла. Я бы сказала, что мы занимаемся экспериментом в опере. Мы же не связаны никакими обязательствами или штампами – мы вновь создающаяся труппа, и нам интересно самостоятельно ставить себе цели и самостоятельно их реализовывать, исходя из нашего собственного видения и художественного вкуса. На берегу реки? Сделано! В подвале? Тоже не проблема! Наша организация – это не оперный театр в буквальном смысле слова. При всём том мы работаем со специалистами мирового класса, все наши солисты – признанные профессионалы. Считаю, что мы имеем право обращаться к своей аудитории на языке эксперимента. Творческая мастерская «Русская опера» изначально и задумывалась как эксперимент. И упор не случайно сделан на русскую музыку. Я, как художественный руководитель, тяготею к нашей национальной музыкальной традиции. А уж чего-то более монументального и эпического, нежели отечественная опера, найти вообще сложно. Например, в европейской опере всё по-другому. Там, где у них любовная лирика, у нас – пафос батальных сцен и великих исторических событий. Русское – значит могущественное. То же самое и в опере – в качестве проявления черт национальной само­идентификации.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +3C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Аристократ духа

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru
// Культура

Забвению вопреки

Роман Ромашин, romanromashin@ yandex.ru
// Общество

А вот кому «спасатель» от денег?

Анастасия Карташова, тел. 50-17-35
// Общество

Пятый век обители


// Общество
Даты
Популярные темы 

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Без фальстарта с надеждой

Денис Коняхин // Спорт

«Лабиринт» для умников

Ольга Журавлева // Образование

Быстрый гол! И крепка оборона…

Иван Афанасов // Спорт

Без намёков на сенсацию

Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх