lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Великий Затворник

Сегодня православные отмечают 200-летие со дня рождения святителя Феофана Вышенского
22.01.2015 "Липецкая газета". Владимир Петров
// История
Фото Александра Дементьева

Духовное богатство нашего края огромно: монастыри, храмы, святые угодники и молитвенники — бесценное достояние, которому пребывать до скончания веков. Никакие богоборческие времена и гонения не способны стереть из народной памяти то, что устремлено к Богу, служению Ему, чаянию Жизни вечной.


В сонме святых, просиявших на нынешней липецкой земле, пребывает и святитель Феофан Затворник Вышенский, великий богослов и писатель.


Вехи земной жизни


В миру Георгий Васильевич Говоров родился 10 января (22 января нового стиля) 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (сегодня — Чернава Измалковского района). Семья была боголюбивая — отец служил в сельской Владимировской церкви, мать также происходила из священнической семьи. С детства Георгий впитывал устои православной жизни и веры, что и определило впоследствии всю его подвижническую жизнь.


Вкратце обозначим его жизненный путь, который формировался прежде всего духовными устремлениями сердца деятельного, ума пытливого, разума великого. В 1823 году он ученик Ливенского духовного училища, по окончании которого переводится в Орловскую духовную семинарию. Здесь для подростка открывается величие трудов и дел святителя Тихона Задонского, он совершает паломничество к его мощам, хотя Тихон тогда еще не был прославлен.


Семинарист выделялся стремлением к углубленному образованию, благочестием, нравственностью, а потому по личному распоряжению епископа Орловского Никодима направляется в Киевскую духовную академию, где начинает формироваться как выдающийся духовный писатель. Его любимые предметы — Священное Писание и церковное красноречие. Надо сказать, что пребывание в Киеве, в Киево-Печерской лавре оказало глубокое влияние на мировоззрение будущего святителя, укрепили неколебимость и твердость в утверждении Веры Православной.


В 1841 году Георгий принимает постриг с именем в честь преподобного Феофана Исповедника, рукоположен в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В академии он написал выпускное сочинение «Обозрение подзаконной религии», признанное одним из лучших. Академию заканчивает со степенью магистра. И в том же году назначается ректором Киевско-Софийского духовного училища.


Под руководством старцев и духовников он одновременно начал усердные занятия по освоению творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической литературы стало делом всей последующей его жизни. В 1842 году Феофан перемещен в Новогородскую духовную семинарию, в 1844 году — он бакалавр на кафедре нравственного и пастырского богословия. Лекции его признаны выдающимися, их высоко ценил знаток аскетической письменности архимандрит Игнатий (Брянчанинов).


В 1845 году Феофан — помощник инспектора академии и член комитета по рассмотрению предметов семинарского образования, удостаивается звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. В 1847 году является членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, посещает святые места Палестины, Сирии, Египта, монастыри Александрии и Каира. В Иерусалиме он выучился иконописи, изучил греческий язык.


С началом Крымской вой­ны 1853 года Феофан возвращается в Россию и назначается бакалавром Петербурской духовной академии канонического права, а через полгода — ректором Олонецкой духовной семинарии, где определен и членом Олонецкой Духовной консистории. 1856 год — новый поворот в судьбе Феофана: он настоятель посольской церкви в Константинополе, где разгоралась распря греков с болгарами. Роль его в погашении смуты оказалась огромной, чем подвижник снискал искреннюю любовь болгар. В Константинополе он собрал редкую библиотеку аскетической литературы. По возвращении в Россию в 1857 году Феофан назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии, особенное внимание уделяя воспитательной работе. Занимается богословскими трудами, публикуя их в академическом журнале.


В мае 1859 года наречен, а затем и хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого, где он прослужил четыре года, заслужив самую искреннюю любовь паствы. Особо любимы были его проповеди, которые впоследствии были изданы в двух томах. Его трудами с 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости». Продолжал он и литературную деятельность — в эти годы им написан богословский труд «Письма о христианской жизни», по сути выстроена система христианского нравственного учения. В этом же году он участвует в торжествах открытия мощей святителя Тихона Задонского. А в 1863 году он уже возглавляет Владимирскую кафедру, где немало сил отдал созданию церковно-приходских школ и духовных училищ епархии.


После двадцатипятилетнего служения Церкви Феофан подает прошение в Священный Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Шацкого уезда Тамбовской епархии. В 1866 году он освобожден от управления епархией и назначен настоятелем пустыни, а затем, по новому его прошению, освобожден от этой должности. Намерения его были ясны: в покое заняться трудами, «полезными и нужными Церкви Божией». Он сердечно любил пустынь: «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество… Вышу можно променять только на Царство Небесное».


Преосвященный Феофан в пустыни уединился окончательно, несмотря на новые помыслы и приглашение послужить в Японии. Феофан ушел в затвор после пасхальных дней 1872 года. Его духовным подвигом стала работа над богословскими трудами и письма к пастве.


«Писать — это служба Церкви нужная», — считал он. Тема его произведений — спасение во Христе. Труды Феофана не носят догматического характера, скорее они раскрывают силу и глубину догматического учения, толкуют Слово Божие, понятное всем. В 1880 году за свои сочинения он удостаивается звания доктора богословия, а все Духовные академии России избрали его почетным членом.


Скончался святитель в 1894 году и погребен в Вышенской пустыни. А 6-8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия.


Во славу Божию


Тонкий знаток богословской литературы и греческого языка, Феофан немало сделал для того, чтобы православные России получили наиболее полные и точные переводы Священного Писания. Дело библейского перевода было начато митрополитом Филаретом в 1856 году с целью «доставления православному народу способа читать Священное Писание, для домашнего назидания с удобнейшим по возможности разумением». Но встал вопрос о принципах перевода: переводить с греческого или еврейского текстов или же скомпилировать оба. Компиляция текстов, считали многие священники, «будет не перевод, а сочинение».


Феофан Затворник был противником использования для перевода еврейского текста. Новый русский перевод Ветхого Завета (1868-1875 годов) он называл «Синодальным сочинением» и мечтал, что эту «Библию новомодную доведет до сожжения на Исаакиевской площади». Использование еврейского текста, никогда не бывшего в церковном богослужении, означало в его понимании прямое отступничество: «Еврейская библия к нам нейдет, потому что никогда не было ея в Церкви и в церковном употреблении. Поэтому принимать ее — значит отступать от того, что всегда было в Церкви, то есть сдвигаться с коренного основания Православия». Позже многие книги Ветхого Завета были вновь переведены с греческого.


Уйдя в затвор в Вышенской пустыни, Феофан не считал себя затворником: «Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». И подчеркивал особо: «так выходит, что я книжник и больше ничего». Начинается его систематическая работа над аскетическими памятниками, все учения о христианской жизни он старается построить под началом святоотеческой аскетики. Во-первых, он приступил к толкованию Нового Завета. И, наконец, решился на перевод «Добротолюбия».


Эта работа заняла у Феофана четверть века. Успел он истолковать только послания апостола Павла (без послания к евреям). Евангелие же, считал он, нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним. Так сложилась его «Евангельская история о Боге Слова». В основу трудов своих он брал мысли подвижников прошлого, более Златоуста Феодорита, но пользовался трудами и других «крутоголовых».


«Добротолюбие» — шесть томов — Феофан завершил к 1890 году. Это уникальное, поистине бесценное писание Великих Старцев, проследивших все тропы духовной жизни. Феофан страстно призывал: важно только одно — стяжать духовную жизнь. Главная тема его трудов — о душе, стоящей перед Богом в сокрушении, в покаянии или молитве. «Христианин должен пребывать в Божественном порядке, благоговейно чтить и созерцать этот Божественный порядок бытия и жизни».


Но и о материальном мире, считал он, люди знают ничуть не больше, чем о духовном. И навсегда останутся «на поверхности», ибо людям не нужно знать больше того, что дано Богом. То, что мы знаем или познаем, — «это не ведение, а только умение пользоваться тем, что открывается само собой. Суть дела навсегда сокрыта для нас».


Феофан Затворник не строил какой-то нравоучительной системы. Он стремился очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. В этом его величие и историческое значение. Своей жизнью и подвигами он показал путь спасения для каждой живой души.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх