lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Пятый круг (фото)

19.01.2015 "ЛГ:итоги недели".
// Культура
Фото Николая Черкасова и Владимира Юрьева

В Липецке в пятый раз прошёл большой межрегиональный фольклорный фестиваль «Рождественские встречи»


ФОТО


И всё-таки есть что-то символическое в том, что на открытии Олимпийских игр в Сочи пятое кольцо не раскрылось… Можно это, конечно, объяснить сбоем в работе электронных машин. Но даже иностранная техника «понимает»: мироуклад россиян изменился практически до неузнаваемости. Так и не выросшее из точки кольцо – это иллюстрация современной жизни нас с вами. Мы так и существуем – как точки на карте, иногда соединённые в лучшем случае пунктирными линиями.


 А вот для наших предков существовало понятие круга, причём не только как символа бесконечности. По кругу идут времена года, есть круговорот воды в природе, жизнь человеческая, в сущности, движется по кругу. В кругу пели и гуляли наши пращуры. И всегда, и везде всем на этом празднике жизни хватало места. И всему было своё время.


– Мне бы очень хотелось, чтобы и зрители в зале, и мы, выступающие на сцене, хранители и носители русских традиций, тоже стали таким единым организмом, кругом, чтобы между нами не было границ, – такими словами открыла фестиваль его организатор, вдохновитель, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение», заслуженный работник культуры РФ Кристина Леонидовна Иващенко. – Фольклор – искусство достаточно сложное. С одной стороны – совершенно не сценическое, некогда бытовавшее в обыденной жизни. Но с другой стороны, народная исполнительская культура – это настолько высокая планка, такой высочайший художественный уровень, что ей самое место звучать на самых престижных подмостках нашей страны.


Пять лет назад, когда «Воскресение» готовилось отметить своё двадцатилетие, и появилась идея отпраздновать день рождения в новом – фестивальном формате. С тех пор в области сформировалась новая традиция – в пост­рождественские святочные деньки с головой окунаться в живительную купель народной песенной традиции. Кристине Иващенко удалось найти нишу в пёстром фольклорном покрывале, что покрывает Центральную Россию в течение всего года. Дело в том, что большинство национально-песенных форумов принято «пристёгивать» к значимым православным праздникам. Святочная неделя оказалась, как нарочно, свободной, и теперь в Липецк приезжают как коллективы со всей области, так и исполнители из соседних регионов, что делает наш край на денёчек столицей зимнего фольклорного фестивального движения.


У «Рождественских встреч» уже есть своё лицо, свой зритель, есть и постоянные гости, без которых фестиваль и представить сложно. Среди них – мощный ансамбль Воронежской академии искусств «Воля» и чисто мужской коллектив из Новой Усмани «Время». В этом году к нам впервые приехали старинные друзья наших «воскресеновцев» – «Терем» из Воронежского государственного университета. Название коллектива по существу – сказочное, потому что кого только нет в этом самом «Тереме»: как говорится, и физики, и лирики. Всё начиналось в уже далёком 1961 году, когда известный фольклорист Сергей Фёдорович Лазутин создал на филфаке ВГУ архив. Понадобилось ещё сорок лет, чтобы этот архив зазвучал. Случилось это в 2000 году. Так что скоро «Терем» отметит пятнадцатилетие. За эти годы состав его «постояльцев» постоянно менялся. Не менялось одно – желание руководителя, доцента Воронежской академии искусств Галины Христовой приобщить к народной традиции как можно больше людей.


– Конечно, каждый раз начинать с нуля сложно, – делится Галина Павловна. – Но с другой стороны, мне, как популяризатору традиционной культуры, очень радостно, что у нас постоянно появляются новые люди – всё шире становится наш круг. Приходя к нам, участники коллектива начинают изучать историю своей семьи, искать корни своего рода. Бывает, что извлекают из полузабытых бабушкиных сундуков старинные костюмы. Благодаря фольклористам, как прошлых лет, так и нынешним, наша народная культура жива. И сегодня уже деревня смотрит на город и берёт с него пример. Фольклорные праздники, проводящиеся в мегаполисах, в последнее время становятся всё более популярными, вот и в сёлах, насытившись попсой, люди стали возвращаться к себе, к своим истокам, заново перепевают родные песни, вспоминают традиции.


Это верно подмеченное наблюдение можно проиллюстрировать на примере инструментального трио из хлевенского села Новое Дубовое. Скорее всего, никому бы из его участников и в голову не пришло когда-либо объединиться в небольшой коллектив, если бы не инициатива горожанина, участника ансамбля «Воскресение», актёра Государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Владимира Юрьева. Услышав на традиционном пятачке, собирающемся по воскресеньям на Центральном рынке в Липецке, как играет на балалайке Алексей Иванович Березнев, Володя не поленился съездить в Новое Дубовое. Там и познакомился с другими исполнителями – Тимофеем Ивановичем Кукуевым и Иваном Фёдоровичем Варфоломеевым. 


Дело в том, что если, к примеру, Чаплыгинский район «поёт» у нас во весь голос – там хорошо сохранилась коренная песенная традиция, то Хлевенский район этим похвастаться не может – выручают инструменталисты. И каждый из них к своему инструменту приходит своим путём. Тимофею Кукуеву ещё в детстве старший брат подарил купленную где-то по случаю мандолину. В семье было пятеро пацанов, все кинулись осваивать невиданную ранее штуковину, да поддалась она только ему одному. Пригодилось Тимофею Ивановичу его умение и в Задонском техникуме механизации – все годы учёбы был солистом в оркестре. 


– На всю жизнь я остался благодарен руководителю оркестра Ивану Ильичу Филатову. Мы же нотной грамоты не знали, он нам ноты цифрами заменил – так и учили произведения. С коллективом мы объездили полстраны. Потом, правда, лет пятнадцать инструмент в руки не брал. А как вышел на пенсию – только и делаю, что играю. К сожалению, мандолина – инструмент, из нашей жизни исчезающий. Если нас, исполнителей, по области человек пять наберётся, и то хорошо. 


Как ни странно, но и балалайка, казалось бы, совершенно вросший в русское ухо инструмент, тоже из разряда исчезающих. У Алексея Ивановича Березнева, почти последнего балалаечника в селе, своя манера исполнения, свой стиль, свои приёмы. После войны балайки были почти у каждого в Новом Дубовом. Алексею инструмент купил отец, когда с фронта вернулся. Только в родном доме его никто научить играть не мог. Зато по соседству жили три брата, знатные балалаечники, зарабатывавшие себе на хлеб тем, что играли по дворам.


– Только они страх как не любили, когда кто у них что подглядывал, – играть прекращали. Так секреты своего ремесла берегли, – вспоминает Алексей Иванович. – Но я был парень сообразительный – кой-чему научился. Потом работа у меня была не из лёгких – печи доменные ремонтировал. Так балалаечку и забросил. А однажды мне племянник отдал отремонтировать сломанный инструмент. Я его подделал, а расстаться не смог – теперь на нём и играю. Раньше по деревне парней с балалайками много ходило. А сейчас, считай, я почти последний остался.


– Нет молодёжи в селе, вот и проблемы от этого, – считает гармонист Иван Фёдорович Варфоломеев. – Я застал то время, когда свадьбы по три дня играли, когда по улицам с гармонями ходили, а люди жили более духовной жизнью. А сегодня мы, как городские, соседей своих в лицо не знаем – сидим за заборами… Меня за инструмент заставляют браться воспоминания. Взгрустнётся – жену в одну комнату, а сам с гармошечкой – в другую. Часа полтора поиграешь – и всё нехорошее как рукой снимает. Люблю я это дело – на гармошке своей играть. Я в детстве по ней просто плакал. Но сумел на­играться только на пенсии.


Проблема преемственности, действительно, пожалуй, самая животрепещущая для народных исполнителей. Фольклористы, этнографы, конечно, хорошо. Но нужно, чтобы и на самой земле, из которой песня проросла, традиция не прерывалась. Долгие годы горевали «Птахи» из Волчьего, что нет у них творческих наследников. И вот год назад в местном клубе зазвенели звонкие детские голоса – так дали о себе знать местные «Перепёлочки». Свила для них гнездо директор Волченского ЦКД Ольга Николаевна Шуваева. Проработав много лет в детском саду, она знала всех талантливых ребят в селе, и когда пришло время – собрала их вокруг «Птах». Каждая из девочек, а их подавляющее большинство в ансамбле, мечтает стать кто врачом, кто бухгалтером, а кто и артисткой. Но все уверены, что уже никогда не забудут свои, волченские песни. Для сельской ребятни местный клуб – это средоточие жизни (как и школа). Здесь – и танцевальный кружок, и вокальная студия, и друзья, и мудрые наставники. Именно здесь, на концертах легендарных «Птах», будущие «Перепёлочки» и услышали старинные песнопения. И теперь принесли, вернее, вернули их в родные дома.


Да, к русской песне можно идти разными путями-дорогами. Так, греческий композитор, музыкальный журналист, специалист по культурной антропологии, исследователь музыки народов мира Костис Дриянакис сначала в детстве случайно услышал «Бублички», «Калинку», «Подмосковные вечера», «Конфетки-бараночки», «Прощай, мой бубен», затем уже в зрелом возрасте – народную попсу в исполнении «Балаган Лимитед» и «Иван Купала», а потом и блатной шансон. И решил, что будет пристально заниматься российской песней. А когда один из греческих журналов заказал ему статью об аналоге местной ребетико – о советской тюремной музыке, окунулся в эту тему с головой.


– Я понял, что большинство из тюремного шансона – это песни протеста против существующего строя. В Греции в разные годы тоже правил тоталитарный режим, и наши песни – ребетико – также носили диссидентский характер. И всё же ребетико и русский блатной шансон – это не одно и то же. Группу «Бутырка» Михаила Круга я понял сразу, а вот Владимира Высоцкого не разгадал до сих пор, – улыбается Костис. 


– Быть может, потому что Высоцкий – это настоящий поэт.  И чтобы его понять, нужно не только знать русский язык, но и понимать нашу действительность… А какими мы представляемся вам через нашу музыку?


– О, вы очень разные. Вы – русские! Я начал понимать немножечко, что происходит вокруг, когда более года прожил в России. Понять Россию можно, только живя здесь. Мне повезло, я женат на прекрасной русской женщине из Воронежа. Ольга – экономист. И сегодня она такой же страстный поклонник русского фольклора, как и я. Мне довелось услышать вашу традиционную песню в 2003 году. И я понял, что это прекрасно! К сожалению, сегодня как у вас, так и у нас мало кто по-настоящему интересуется народной культурой. Я вижу, что в России и в Греции государство стремится показать свою лояльность к фольклору только на больших праздниках. В Греции всё немножечко по-другому, потому что какие-то народные песни звучат везде, хотя бы и в современной обработке. А россиянам шансон ближе, чем родная старая песня. Россия – это всё: одновременно и шансон, и народные песни, и романсы, и русский рок, и ещё много … Но когда я слушаю русскую традиционную музыку, то словно бы возвращаюсь в детство… 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх