lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Здравствуйте, моя фамилия Кравченко (фото)

19.01.2015 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Николая Черкасова

В минувшую пятницу зал липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого рукоплескал своему давнему любимцу – заслуженному артисту России Владимиру Кравченко. Благодарная публика поздравила актёра с круглой датой – 9 января Владимир Александрович отметил шестидесятилетие. После юбилейного вечера и спектакля «Банкрутъ», где Кравченко перевоплощается в Сысоя Псоича Рисположенского, я заглянул в гримёрку юбиляра с поздравлениями и расспросами


ФОТО




- Здравствуйте, моя фамилия Кравченко. Она вам о чём-нибудь говорит?


– А я сын лейтенанта Шмидта, мой папа был турецкоподданный, – не растерялся и парировал я, и вместе с Владимиром Александровичем мы дружно рассмеялись: шутка удалась.


– Знаете, а ведь «Золотой телёнок» по Ильфу и Петрову с Юрским в главной роли – мой любимый фильм. Я играл Шуру Балаганова в своё время в студенческом спектакле в институте, поэтому эта вещь мне по-особенному дорога.


Фамилия Кравченко, безусловно, говорит о многом: не одно поколение липчан хорошо знает Владимира Александровича – и не только по ролям в театре драмы имени Толстого. Кое-кто помнит ещё и Кравченко-директора того самого театра. Ныне же он – персона ответственная и публичная: уже почти десятилетие наш герой служит в областной администрации в чине первого заместителя начальника областного управления культуры и искусства. Что и говорить, вся жизнь юбиляра – на виду. И, кажется, Владимира Александровича подобное положение дел абсолютно устраивает. Разменяв седьмой десяток, Кравченко выглядит полным задора и на покой отнюдь не собирается. Все его думы – о грядущем. Тем не менее сегодня мы попросим центрального персонажа нашей биографической пьесы оглянуться назад. Ничего не поделаешь – круглая дата обязывает подводить промежуточные итоги.



Первые роли


– После окончания Воронежского государственного института искусств я в 1982 году прибыл в Липецк с твёрдым намерением поступить на работу в театр драмы имени Толстого. Я был влюблён в эту труппу – помню, неизгладимое впечатление произвёл спектакль «Сказки старого Арбата», блистательная режиссура и игра актёров. Именно это обстоятельство навсегда определило мой выбор, хотя поступали приглашения из Смоленска, Ростова, Курска, Ярославля. Знаете, как это бывает: на выпускные экзамены собираются «купцы» из разных городов и присматривают себе достойных кандидатов среди молодых актёров. Несмотря на мой к тому моменту уже не совсем юный возраст (27 лет), художественный руководитель Владимир Михайлович Пахомов меня без разговоров принял – тогда и суждено было появиться в моей трудовой книжке самой первой записи. А первая роль – Паяц в «Золотом ключике». Это был «ввод» в спектакль, выражаясь театральным языком, и делал «ввод» Борис Наумович Голубицкий: в 70-80-х годах он трудился на должности одного из режиссёров, впоследствии возглавив Орловский академический театр имени Тургенева. Обычной практикой считалось приглашать режиссёров из других театров на одну-две постановки. Мне доставались небольшие персонажи практически в каждой из них. Например, одна из первых – роль у Иосифа Леонидовича Райхельгауза в пьесе Мережко «Пролетарская мельница счастья». Знаете, Виктора Ивановича в декабре пригласили в качестве председателя жюри кинофестиваля «Липецкий выбор». Я всё думал: вспомнит ли драматург спустя столько лет наш город, академический театр? Ещё как! Да и я никогда не забуду одну реплику своего героя: «Качаешь-качаешь, а для чего качаешь? Чёрт его знает!». Требовалось прочувствовать фразу, найти нужную интонацию – да, понятия не имею, зачем качаю воду, но раз для общего блага, значит, буду и дальше качать! Здесь мне уловить правильный настрой помог Райхельгауз. Программку с его автографом «5 с плюсом, спасибо за работу!» до сих пор бережно храню.



Золотая эра


– В 1977 в липецком театре появился молодой режиссёр – дерзкий, амбициозный, авантюрный – в хорошем смысле. Человек, мечтавший добиться, чтобы наша труппа стала лучшей в стране. Такие достаточно смелые планы подкреплялись замечательным умением собрать и организовать вокруг себя коллектив и вести команду к победе. Имя его – Владимир Михайлович Пахомов. Мой учитель, друг, отец и мать – образно, конечно. Взлёт театра в первую очередь связан с именем этой уникальной личности. В конце 70-х – начале 80-х театральная среда характеризовалась большой «текучкой» кадров: под занавес сезона иногда в свободное плавание пускалась добрая дюжина артистов, а на их места приходили новые. Тем не менее костяк, привезённый Пахомовым ещё из Петрозаводска, сохранялся. Ядро труппы было по-настоящему мощным. Виктор Соболев, Светлана Погребняк, Зинаида Горячева, Раиса Карева – все они были преданы Владимиру Михайловичу и «тащили» театр. Умный и тонкий режиссёр, эрудит с великолепной памятью, Пахомов мог подолгу разбирать драматургический материал, докапываясь до самой сути. Из столицы работать над постановками приезжали знаменитые сценографы – Игорь Попов, Мария Рыбасова, Давид Боровский, Марк Лисянский. Это, вне сомнений, поднимало провинциальный театр на иной – качественный уровень. Таким образом, вплоть до конца 90-х годов липецкая сцена переживала небывалый подъём – премии, призовые места на фестивалях, выдающиеся режиссёрские и актёрские работы. Как, например, спектакль Голубицкого, взявший однажды на конкурсе в Костроме целых девять номинаций. Или «Без вины виноватые» Островского с гениальной ролью Кручининой в исполнении Светланы Погребняк. Несравненная актриса, конечно. Вот лишь один эпизод. Иосиф Райхельгауз просил Светлану Павловну заменить знаменитую Любовь Полищук, когда та захворала, и исполнить главную женскую роль в спектакле московского театра «Школа современно пьесы».


Не могу не упомянуть и чеховскую тему, с которой устойчиво ассоциируется именно Липецкий академический театр драмы. Фестиваль «Мелиховская весна» – идея ведь принадлежала Пахомову! Владимир Михайлович в определённый период сумел так выстроить репертуар, что к нам съезжались все видные специалисты по творчеству Антона Павловича. Возьмём «Липецкие театральные встречи» – они, между прочим, в 2014 году проводились в тридцатый раз! Громадная заслуга принадлежит и супруге Голубицкого Ольге Михайловне Нестеровой: благодаря ей Пахомов и поехал впервые в Мелихово знакомиться с директором музея-заповедника Юрием Константиновичем Авдеевым. Тогда же, в 1981 году, там на пленэре впервые показали липецкую «Чайку». Отношение Пахомова к театру, отношение его к Чехову привлекали в Липецк великих театральных деятелей, прославляя наш город на всю страну. У нас гостили и работали Михаил Александрович Ульянов, Евгений Александрович Евстигнеев, который играл в нашем «Дяде Ване» роль Серебрякова, Сергей Юрьевич Юрский, Валерий Сергеевич Золотухин…



Артист или директор?


– Занять директорское кресло в театре драмы имени Толстого Владимир Пахомов предлагал мне раза три. Решение далось нелегко, менять творчество на административные обязанности страшно не хотелось. Актёрской игры мне было вполне достаточно, тем более уже успел поднабраться опыта и наслаждался своими ролями. В конце концов, в 1989 году Владимиру Михайловичу удалось переломить меня. Помню, труппа выехала на гастроли в Днепропетровск и Кишинёв. Тогда мы нередко уединялись – иногда к нашему дуэту примыкал Виктор Николаевич Зябкин, – и Пахомов рассказывал, что такое театр изнутри, что вообще представляет собой липецкая сцена, делился своим пониманием функции директора учреждения культуры… Тогда я и согласился.


Мы никогда не обсуждали, почему выбор пал именно на вашего покорного слугу. Предполагаю, что пристально присмотреться Пахомова заставила моя активная общественная позиция. Будучи молодым человеком, вскоре после зачисления в штат я стал комсоргом. Устраивал мероприятия, коллективные акции. Организация наша, надо заметить, слыла по-настоящему боевой, горячей. Интересно тогда всё это было. Плоды моей деятельности в качестве комсомольского лидера можно и до сих пор наблюдать перед театром с правой стороны от лестницы, ведущей к центральному входу. Обратите в следующий раз внимание на старые липы. Четыре дерева большие, пятое – поменьше. Чем занимались комсомольцы на субботниках? Правильно, – озеленением территории! В 1985 году в канун празднования 40-летия со дня Великой Победы решено было увековечить память липецких артистов, погибших на полях войны. Юрий Борисович Ильин (ныне – актёр Малого театра, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России) отправился в областной архив. Пока суд да дело, к четырём саженцам комсомольцы уже таскали прямо из театра вёдра с водой для поливки. На месте, где сейчас липка поменьше, планировалось установить небольшой камень с мемориальной доской. Юрий Борисович тем временем копает архивы, звонит в Тамбов… И в итоге выясняет: монумент устанавливать некому, не числится среди погибших фронтовиков наших коллег. Пришлось заказывать в зеленхозе ещё одну липку – не оставлять же пустое место. Поскольку посадили её позже остальных, деревце и выглядит самым «младшим в семье».



Вверх по служебной лестнице – с любовью


– Когда занимаешь государственный пост, – это нелегко. А работа в течение последних лет десяти у меня, сами понимаете, достаточно ответственная. С другой стороны, я отношусь к своей должности и обязанностям, которые она налагает, спокойно. Мои родители учили так: всякое дело нужно делать с любовью. Пусть я большую часть своего времени теперь посвящаю кабинетному труду – всё равно отношусь к тому, чем приходится заниматься, с любовью. И без остатка отдаюсь на благо культуры Липецкой области. Пусть что-то не получается, но я не стою на месте, как и управление культуры в целом. Слава Богу, есть рядом человек, который понимает, как непросто добиться положительного результата. Я имею в виду всем известного трудоголика – начальника управления культуры Татьяну Васильевну Горелову. Я очень благодарен ей: и в человеческом, и в профессиональном плане эта женщина многое значит для меня. Глядя, как она предана своему делу, отставать не хочется. Культура региона за последние годы приобрела очень многое – в том немалая заслуга лично Татьяны Васильевны. Без неё, мне кажется, на российском уровне нам не удалось бы достигнуть столь убедительного признания. Мы попали в поле зрения федерального центра. В области состоялись уже две большие всероссийские конференции, которые курировало управление культуры, в числе гостей присутствовала заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Юрьевна Манилова. Кроме того, к нам идут щедрые субсидии минкульта. Считаю, что о Липецкой области в культурном плане стали больше узнавать, причём не только в столице, но и в других регионах. Несомненно, это воодушевляет.


Культурная политика – один из приоритетов региональных властей. Посмотрите, сколько тематических мероприятий, ежегодных конкурсов! Фестиваль имени Мистюкова, Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Обуховой, международные «Липецкие театральные встречи», в конце концов! А вспомните, какие шикарные концертные программы представил каждый из муниципальных районов к 60-летнему юбилею региона. В 2015 году областной конкурс народного творчества посвящён 70-летию Великой Победы. Уверяю: в каждом районе у нас есть уникальные творческие коллективы. Зачастую даже выбрать сложно, кого из наших «народников» послать на межрегиональный или всероссийский конкурс отстаивать честь земли липецкой, щедрой на таланты. Например, летом жемчужину Черноземья посетил ансамбль песни и танца из Крыма, а уже в сентябре в Советский район полуострова мы отправили делегацию становлянских артистов. Областной администрацией и управлением культуры и искусства выделяется специальная особая статья в бюджете – на участие самодеятельных творческих коллективов в конкурсах и фестивалях. Уверен, таким образом нам удаётся подпитывать интерес к народному творчеству на местах.


Культура многогранна, и хорошо, что в Липецке она развивается одинаково успешно во многих направлениях. Могу долго перечислять наших передовиков: это и «Казаки России», гремящие по всему миру, и областная филармония с её смелыми проектами – «Легенда о граде Ельце», которая по праву стала брэндом региона, и театр драмы под руководством Сергея Александровича Бобровского, коллекционирующий призы всевозможных театральных фестивалей и легко собирающий на премьеры полные залы. Да, сейчас всех нас ожидает, возможно, не самая беззаботная пора. Хотелось бы, наконец, сдать в эксплуатацию преобразившийся зал «Унион», которым давно грезят поклонники камерного искусства. Остро стоит проблема перевода областной научной библиотеки в новое здание. Необходимо вкладывать силы и средства в развитие туристического сектора. Отрасль пока мало изучена, вопросов много. Но мы не спасовали. Вникаем, пытаемся разобраться. Момент, в общем-то, благоприятный. Ситуация со скачущим курсом иностранной валюты подталкивает россиян планировать свой отдых не выезжая за пределы страны. Нам, в свою очередь, экономика диктует ряд первоочередных задач в плане привлечения туристов. Предстоит оперативно решать, как максимально эффективно использовать возможности региона. Олег Петрович Королёв настаивает: мы обязаны продвигать туристический продукт как одну из дополнительных возможностей развития региональной экономики и повышения интереса к внутреннему туризму. Область заинтересована в повышении предпринимательской активности в данном сегменте и даёт бизнесменам определённые преференции. Нам есть что предложить инвесторам, которые потихоньку потянулись в туристическую сферу. И примеры успешного бизнеса тоже уже есть. Так, под Новый год за создание парка для семейного отдыха «Кудыкина гора» на территории Задонского района Александр Уваркин получил премию общенациональной акции «Меценат года», объявленной Министерством культуры в 2013 году. В выходные через «Кудыкину гору» проходит шесть-семь тысяч человек! Есть о чём задуматься.



С Липецкой областью – почти ровесники


– Получается, что разница в возрасте у меня с нашим регионом – всего один год. Так совпало – прошедший 2014 был объявлен Годом культуры в Российской Федерации, и сезон оказался небывало насыщен событиями в культурном пространстве региона. Открыли памятник героям Первой мировой войны – величественная стела появилась на пересечении улиц Терешковой и Циолковского. Удачно отгремел очередной показ оперы «Легенда о граде Ельце» на берегах реки Сосны. На юбилее «Липецких театральных встреч» гостями областного центра стали лучшие постановки маститого фестиваля «Золотая Маска». Тысячный хор на лестнице у академического театра драмы в День русской письменности – как можно такое забыть?!


Несколько эпизодов запечатлеют юбилейный для области год очень яркими воспоминаниями на всю оставшуюся жизнь. Присоединение Крыма. Олимпиада в Сочи. Об этих страницах в современной истории могу говорить исключительно в превосходных тонах. Дорого стоит благородный патриотический порыв, который испытал наш народ, и я счастлив стать свидетелем новой вехи становления российской государственности и гражданского самосознания. Я никогда не видел раньше такого единения, когда двенадцатитысячный стадион в могучем эмоциональном порыве поддерживает нашего конькобежца Виктора Ана. Как одно целое. Все вместе – за победу России. Мы это сделали.


Ну и напоследок хороший, надеюсь, подарок я сам сделал липецким театралам – ведь у меня новая роль в спектакле Сергея Александровича Бобровского «Банкрутъ». Честно и откровенно: репетировал с небывалым упоением и наслаждением, весь отдался роли и весь свой отпуск посвятил её подготовке. Без ложной скромности – мне не стыдно за эту свою юбилейную работу. И, смею надеяться, моим поклонникам тоже за меня краснеть не приходится. По крайней мере, я всё ещё ловлю драйв от игры на сцене!

Фото из личного архива Владимира КРАВЧЕНКО

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх