lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

«Театр без диктатуры немыслим...»

14.01.2015 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Николая Черкасова

Владимир Кравченко — артист почти универсальный. За три десятилетия службы в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого он сыграл множество героев — от Карабаса-Барабаса до Василия Теркина и Хельмера в «Кукольном доме» Ибсена.


Сейчас в его актерской копилке и сложнейшая роль Петра Ивановича Адуева в «Обыкновенной истории» по Гончарову, и откровенно фарсовый образ Сысой Псоича Рисположенского в спектакле «Банкрутъ» по пьесе Островского. А еще Владимир Кравченко не просто один из ведущих актеров труппы, но и первый заместитель начальника областного управления культуры и искусства.


О том, как удается ему успешно сочетать, казалось бы, совершенно несовместимые вещи, заслуженный артист России рассказал журналисту «Липецкой газеты».


— Владимир Александрович, кем вы сейчас ощущаете себя больше — актером или чиновником? Не возникает ли в связи с этим внутреннего противоречия?


— Конечно же, сегодня я, в первую очередь, — управленец. Совмещать две такие разные и непростые профессии очень сложно. Помогает опыт, еще работая директором театра, я учился жестко переключаться с одного на другое. Сцена не прощает вальяжного отношения к себе. Опасное заблуждение, что можно не готовиться к спектаклю, прийти за пятнадцать минут до его начала и «сыграть на классе». Ерунда, так не получится, зрители сразу всё заметят. Сейчас я репетирую в своё свободное время, так, чтобы это не мешало основной работе. Прошу дирекцию театра так выстраивать репетиции и спектакли, чтобы это совпадало с моим графиком. Спасибо им большое за понимание. Недавний «Банкрутъ», к примеру, готовился исключительно в мой отпуск и выходные дни.


— Существует устойчивый стереотип, что актеры — люди творческие, несерьезные, а вы уже давно успешно занимаетесь управленческой деятельностью. Как так получилось?


— Актеры разные бывают, нельзя всех грести под одну гребенку. Все начиналось ещё со школы и вуза. Я всегда ценил в людях такие качества, как ответственность, умение брать инициативу и старался их вырабатывать в себе. Был секретарем комсомольской организации воинской части, а затем и театрального факультета в Воронежском институте искусств. Пришел в театр — стал комсоргом, а затем и секретарем парторганизации. Владимир Михайлович Пахомов, худрук театра, со временем уговорил меня занять пост директора.


В 1989 году в 34 года я стал, наверное, самым молодым директором театра в Союзе. Приезжаешь в министерство, а на тебя смотрят как на уникума, обычно такую должность получали годам к пятидесяти. Я очень благодарен Пахомову за то, что он поверил в меня и дал такую отличную школу, за то, чем он делился, не прочтешь ни в одном учебнике. Потом, спустя много лет, когда меня пригласили в областное управление культуры, мне здорово помог его тогдашний начальник Федор Ильич Жиляев. Он учил государственному подходу, советовал самому досконально вникать в суть происходящих в отрасли процессов, низкий поклон ему за это.


— Мысли полностью оставить актерство не возникало?


— Знаете, как говорится, вся наша жизнь — игра. Мир — огромный театр. Каждый из нас в различных обстоятельствах бывает актером, а хорошим или не очень, все зависит от человека. Только роли у всех разные. От актерства я никогда не уходил, сцена никого просто так не отпускает, и слава Богу, что мои способности востребованы театром.


— А помогает актерский опыт в общении с людьми?


— Безусловно. В первую очередь — знание психологии и понимание человеческой природы. Ситуации бывают разные, и всегда нужно проявлять выдержку, сохранять самообладание, быть, если надо, жестким и бескомпромиссным, принимая тщательно взвешенные решения. Сфера у нас очень непростая. Работники культуры — это личности творческие, ранимые, амбициозные. К ним нужен особый подход, понимание их проблем. Я сам давно варюсь в этой среде, и мне проще найти общий язык с коллегами.


— Вы переиграли в театре множество ролей в широком диапазоне — от драмы до фарса, а какие образы вам ближе?


— Когда я начинаю готовиться к предложенной режиссером новой роли, то всегда она на данный момент самая любимая. Забудь всё, что ты делал до этого и начинай с чистого листа при всем своем профессиональном и жизненном опыте и творческом багаже. Чем сложнее работа, тем лучше. Давно замечено, лучшие роли те, которые даются на сопротивлении. Артист может и не подозревать о наличии в себе таких черт и качеств, а хороший режиссер видит на два шага вперед, помогая ему раскрыться и проявить себя в необычном амплуа. Конечно, должна быть база, актерская школа, нарабатываемая годами. Нельзя ведь играть сложнейшие произведения Чайковского, не зная нотной грамоты. Актер как губка впитывает всё, что происходит вокруг него. Когда-нибудь это обязательно пригодится. Порой бывает немного жаль, когда молодые, да и немолодые тоже, артисты замыкаются в своем узком мирке, пропуская мимо богатейшую культурную жизнь вокруг. Творчество ведь живет не только в Интернете. Выставки, концерты, фестивали, общение с их участниками — все это дает такой мощный импульс, стимул к саморазвитию, что человек меняется прямо на глазах. Важно, с чем ты приходишь в театр и с чем уходишь.


— Чем, на ваш взгляд, отличается современный академический театр Бобровского от театра Пахомова?


— Режиссер, бесспорно, определяет лицо театра. Он подобно Родену отсекает всё лишнее, наносное, уточняя контуры персонажей. Я счастлив, что попал в театр Пахомова в тот период, когда он переживал мощный подъем. Прекрасное было время. Недавно мы с известным драматургом Виктором Мережко вспоминали, как в Липецке ставили его «Пролетарскую мельницу счастья». Это была моя первая большая роль на липецкой сцене: я играл брата главного героя Мельника. Работа давалась трудно. Никогда не забуду, как постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз собрал всех актеров в темном зале и очень эмоционально рассказал, каким он видит спектакль и наших героев в общем контексте. После этого красочного разговора всё стало на свои места.


С приходом на пост главного режиссера Сергея Бобровского академический театр обрел второе дыхание, вышел на новый художественный уровень. Вновь закипела творческая жизнь, в труппу пришли талантливые молодые ребята, появились отличные постановки. Я очень признателен Сергею Александровичу за то, что он заинтересовался сотрудничеством со мной, пригласил в свои спектакли. Важно то, что Бобровский сохранил преемственность традиций. Театр остается верен классике— Толстой, Гоголь, Чехов, Гончаров, но при этом стремится быть созвучным современности.


У меня установка: если я принимаю предложение режиссера, то полностью доверяю ему, и это приносит свои плоды. Театр — это добровольное подчинение диктатуре, разболтанность ему только вредит.


— Многие театральные актеры мечтают попробовать свои силы в кино, а вас обошел этот соблазн?


— Что скрывать, тоже мечтал по молодости о славе киноактера. Опыт съемок со «звездами» у меня был. На гастролях в Минске в 1982 году попросили сняться в киноролике, посвященном безопасности на воде, вместе с Евгением Моргуновым. Стояла холодная погода, а нам приходилось изображать на минском море пляжные сцены.


Карьера в кино и на телевидении во многом зависит от случая. Некоторые прекрасные липецкие театральные актеры, такие как Виталий Васильевич Пономарёв, Михаил Леонидович Янко и другие, пробовали себя в этом качестве, и у них хорошо получалось. Но чтобы попасть в обойму, необходимо постоянно находиться в столице, общаться с продюсерами, ходить на пробы. Для этого нужно полностью менять свою жизнь. Я не готов к таким переменам и совершенно не жалею, что не попал на большой экран.


— Завершился Год культуры, чем запомнился он вам?


— В непростой ситуации в стране нам удалось сделать очень много. Мастера и работники культуры, проявив свои лучшие качества, мобилизовались и подарили области незабываемый праздник длиною в год. Все это стало возможным благодаря тому, что в сфере культуры сложилась замечательная, сплоченная команда во главе с Татьяной Васильевной Гореловой. В качестве заместителя главы администрации области огромную поддержку нашим инициативам оказывала Людмила Валентиновна Куракова. Достойным завершением торжеств стал большой концерт творческих коллективов области «Мастера искусств — Году культуры».


Год культуры завершен, а работа продолжается. Впереди не менее интересный и насыщенный событиями Год литературы. Уверен, нам будет чем порадовать и удивить липчан.


P.S. «Липецкая газета» поздравляет Владимира Александровича Кравченко с юбилеем и желает ему новых ярких ролей, вдумчивых зрителей и воплощения в жизнь намеченных планов. Бенефис юбиляра в спектакле «Банкрутъ» можно посмотреть 16 января в 19.00.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество



  Вверх