lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 января 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Громада собора – державный венец

03.01.2015 "Петровский мост". Надежда Коновалова
// История
Вознесенский собор в Ельце. Фотография Н.А. Петрова. Начало XX века

26 октября 2014 года исполнилось 220 лет со дня рождения великого русского зодчего Константина Андреевича Тона. С его именем связано появление русско-византийского стиля в нашей архитектуре, ярким представителем которого является Вознесенский храм  в Ельце – один из самых больших в России.


Идея строительства нового собора зародилась у ельчан еще в конце XVIII века. Первый проект был разработан в 1824 году в классическом стиле итальянской архитектуры. Его размеры поражали воображение: храм должен был иметь 147 аршин в длину и 55 – ширину (104 х 39 метров в плане). Проект был одобрен епархиальным начальством, но дальше дело не пошло.


В начале 1841 года харьковский губернский архитектор Данилов запроектировал елецкий собор «в византийском и частично в итальянском вкусе». Этот проект был одобрен Орловской строительной комиссией, но отклонен вышестоящей инстанцией – комиссией проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. При переделке проекта предписывалось соблюсти древний византийский стиль в соответствии с чертежами, изданными архитектором К.А. Тоном. Массовое строительство каменных церквей в первой половине позапрошлого века испытывало затруднения из-за разработки проектов, поэтому правительство издало сборник типовых чертежей храмов различных размеров.


В мае 1842 года ктитор Иван Герасимович Петров отправился в Москву просить самого К.А. Тона составить проект и смету собора. Заказ был принят. Уже в ноябре архитектор прислал проект, а в мае следующего, 1843-го, года – смету. В том же году проект был одобрен в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и «высочайше утвержден».


Размеры утвержденного здания значительно превосходили предложения Данилова. Тон предусмотрел общую длину здания в 132 аршина (94 м), в том числе трапезной и храма соответственно 38 (27 м) и 48 аршин (34 м). Высота храма с крестом – 105 аршин (74 м) – более чем в полтора раза превосходила отвергнутый ранее проект харьковского архитектора.


В мае 1845 года под руководством архитектора И.И. Вальпреди была проведена разбивка здания на местности, отмечено положение большого алтаря. Начались земляные работы.


Следует отметить, что архитекторы тех лет умели идеально вписывать храмы в окружающие ландшафт и городскую застройку. Вот и Вознесенский храм возведен в таком месте, что при подъезде к Ельцу он виден с большого расстояния и с любого направления. Поэт С.Н. Коновалов позже напишет:



С какой стороны ты б ни ехал в Елец,


Предстанет пред взором твоим


Громада собора – державный венец,


Украсивший видом своим


Родной сердцу город…



29 июня состоялась торжественная закладка первого камня под апсиду главного алтаря. На торжества прибыл орловский губернатор князь П.И. Трубецкой. В тот же день в основание Вознесенского собора была заложена памятная медная доска. Так началось строительство храма. 22 августа 1845 года, в день коронации Николая I, прошло богослужение. Торжественный звон-благовест елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца – Вознесенского собора. Стечение народа было невиданным для Ельца.


Огромное здание, на постройку которого только кирпича, по смете архитектора, требовалось 10 миллионов штук, предполагалось возвести за 6–7 лет. Но прошло 44 года с момента торжественного богослужения в честь основания храма до литургии по поводу освящения, состоявшегося 22–26 августа 1889 года. Но даже за столь долгое время собор так и не был до конца достроен.


К.А. Тон запроектировал собор в полном соответствии со своими взглядами. Общая композиция храма являла собой гипертрофированный по размерам кубовидный четверик собственно церкви, рядом с которым кажутся мизерными и трапезная часть, и особенно колокольня, даже если бы она была достроена. Церковь завершалась пятью восьмигранными световыми барабанами, перекрытыми луковичными главками. Архитектурный декор здания – подражание декору русских и византийских церквей с их обобщением и модернизацией.


За восемь лет до окончания строительства Вознесенского собора, 25 января 1881 года, так и не увидев его, К.А. Тон скончался. Он умер, не дожив до освящения своего детища, до того дня, когда его имя с благодарностью было произнесено ельчанами, преклонившими колена в молитве перед алтарем…


По малоизвестной статье «К.А. Тон» из журнала «Зодчий», № 44 за 1894 г., посвященной 100-летнему юбилею архитектора, мы имеем отличную возможность в подробностях проследить его становление. Он родился в Санкт-Петербурге в небогатой семье обрусевшего немецкого ювелира. Девяти лет Тон был принят в Академию художеств, где вскоре определилось его архитектурное дарование и где он получил две серебряные и золотую медали при выпуске (1 сентября 1815 г.). По определению академического совета Тон был оставлен при академии для дальнейшего усовершенствования по архитектурному классу.


Когда в 1818 году академия стала выбирать лучших художников для отправления за границу, Тон просил «удостоить посылкою, для усовершенствования в художестве, в чужие края на казенном содержании». Решение совета было благоприятным для молодого архитектора, и в сентябре 1819 года он уехал за границу – через Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Падую, Болонью, Флоренцию, Сиенну – в Рим. Здесь наблюдательный художник занимался «рассматриванием в городе и окрестностях древних зданий и сличением церквей первых христиан с церквями новейшего времени». Пребывание Тона за границей продолжалось до 1828 года и было весьма плодотворно как для его художественного развития художника, так и для карьеры и известности.


Он посетил древние города: Помпею, Пестум, Сиракузы; снискал одобрение Римской академии художеств за предложенный ей проект госпиталя; получил в 1822 году за свои труды звание члена Флорентийской академии; реставрировал храм Фортуны в Пренесте и дворец цесарей на горе Палатинской в Риме. Газетные отзывы о последнем труде русского художника обратили на него внимание императора Николая Павловича, который повелел причислить Тона к кабинету Его Величества с содержанием в 3000 ­рублей в год. Академия художеств возвела своего талантливого питомца в звание профессора архитектуры (в 1830 г.). С этого времени началась активная деятельность Тона на пользу и во славу русского зодчества, продолжавшаяся более пятидесяти лет.


Тотчас по возвращении из-за границы Тон по Высочайшему повелению приступил к перестройке здания Академии художеств, осуществленной им в течение двух лет и упрочившей за ним известность искусного строителя. В 1829 году в Академию художеств был передан на разрешение вопрос о храме Христа Спасителя в Москве, предположенном к сооружению императором Александром I на скате Воробьевых гор, по проекту академика живописи Витберга. Специалистами первоначальная местность была признана неудобной, избран другой пункт расположения собора, а составление нового проекта по Высочайшему повелению поручалось Тону с непременным условием, чтобы храм был сооружен в старинном русском вкусе. Талантливый художник с честью исполнил это трудное поручение, и если его проект уступал витбергскому по глубине мысли, то мог состязаться с ним в грандиозности и своеобразной красоте, особенно внутреннего расположения и устройства собора.


Одновременно с проектом храма Христа Спасителя Тон составил, и тоже «в русском вкусе», проект церкви св. Митрофания в Воронеже, а также проекты: Невской набережной с пристанью против здания Академии художеств, монастыря на 100 монахов, памятника Державину в Казани и др.


Признанный 27 сентября 1833 года на годовом собрании Академии академиком архитектуры, Тон неутомимо продолжал работать и составил проекты церквей: святой Екатерины – в Царском Селе, святых апостолов Петра и Павла – в Петергофе, Введения во храм Пресвятой Богородицы – для лейб-гвардии Семеновского полка – и построил их. Особенно замечательна последняя церковь, явившаяся полным воплощением того новейшего церковного стиля, который по справедливости носит название тоновского. По официальному поручению тогда же Тоном были составлены проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек.


Высочайше утвержденным 5 мая 1838 года положением о постройке нового Кремлевского дворца в Москве Тон был назначен главным его архитектором. Известный описатель московских достопримечательностей А.О. Вельтман называет Кремлевский дворец «великолепным и первым памятником восстановления старинного русского зодчества».


Современники и ученики Тона высоко ценили его художественный талант, что ярко сказалось 1 сентября 1865 года в ходе чествования пятидесятилетия со дня выпуска его из академии, в которой он с 1854 года был ректором. Юбиляру был пожалован орден Святого Владимира II степени, и в честь его отлита по Высочайшему повелению золотая медаль. К.А. Тон умер 25 января (6 февраля) 1881 года и похоронен на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.


С начала 1920-х гг. в советской печати началась массированная кампания по дискредитации художественных достоинств храма Христа Спасителя. Приводились мнения известных людей, желающих уничтожить дореволюционное сооружение. И уже 1931 год стал роковым для храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским генпланом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов.


В августе территорию, прилегающую к храму, обнесли забором. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и выволакивали наружу. Ангелов сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками. 5 декабря 1931 года Храм-памятник, хранитель воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен.


В 1994 году правительством Москвы было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его исконном месте в точном соответствии с оригиналом. Строительство продвигалось достаточно быстро, и в 2000 году храм Христа Спасителя – символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды, был возрожден.


С именем выдающегося зодчего связаны и однотипные вокзалы, которые объединили Москву и Петербург не только железнодорожным путем, но и архитектурой. Мемориальные доски в память об А.К. Тоне на фасадах вокзалов встречают и провожают поезда «Санкт-Петербург – Москва» и «Москва – Санкт-Петербург».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 15 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 



  Вверх