lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Одержимый кино

29.12.2014 "ЛГ:итоги недели". Алексей Колбаско
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая ЧеркасоваФото Галины Колесниченко«Председатель жюри «Липецкого выбора» 
Виктор Мережко объявляет 
лучший фильм кинофестиваля

Недавно завершился фестиваль российских фильмов «Липецкий выбор», уже девятый по счёту. Председателем жюри игрового кино на этот раз был Виктор Мережко. Входил в состав «киносудей» и автор этих строк, поэтому мне не составило особого труда «напроситься» на обстоятельный разговор с известным кинодеятелем. Беседа наша состоялась в гостиничном номере, где остановился Мережко, и продолжалась без малого два часа


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Виктор Иванович Мережко – сценарист, драматург, актёр, кинорежиссёр, секретарь Союза кинематографистов России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России. В 1989—1994 годах Виктор Мережко вёл популярную в CССР программу «Кинопанорама». Председатель правления Дома кино. Один из основателей киноакадемии «НИКА» и её президент. Один из организаторов кинофестиваля стран CНГ и Балтии «Киношок». С 1995 года – художественный руководитель телекомпаний «Каскад» и «Голдвидео»


От лесоруба до полиграфиста


Виктор Иванович начал с детских воспоминаний. Человек он по своим корням сельский – родился на хуторе в Ростовской области. В семье было четверо детей, жили очень бедно, и сестра его мамы уговорила всю семью Мережко переехать на Украину. Нашли на окраине села какую-то хатку, стали обустраивать быт.


– Маме было очень тяжело, отец мой сильно хромал после войны, поэтому все заботы пали на неё, – рассказал Виктор Иванович. – Помню, как в песке выращивали картошку, а она была величиной с фасоль…


Подростком Витя всё время околачивался в будке киномеханика, в селе была стационарная киноустановка. Отсюда, наверное, и возникла любовь к кинематографу, которая крепко держит Мережко вот уже всю жизнь. Парень захотел стать артистом и попробовал поступить в театральный институт в Киеве, но его не приняли – ещё бы, Виктор ведь не был украинцем и поэтому обладал своеобразным для тех мест говором. Тогда он решил попытать счастья на факультете киноинженеров при Киевском политехническом институте, но его и там не взяли – завалил на экзамене математику. Что оставалось делать? Вернулся в село, пошёл работать лесорубом. Потом поехал на север, в Архангельск, трудился там на лесозаводе.


– В конце концов мамин брат из Львова сказал: «Пусть приезжает ко мне, банку варенья в месяц я ему всегда дам», – улыбается собеседник. – Поступил я в Львовский полиграфический институт, потому что там было мало абитуриентов, но что такое «полиграфия», я сначала не знал вовсе. Через четыре года получил диплом по специальности «инженер-технолог полиграфического производства». Помню, как во время практики в Ленинграде на Печатном дворе, сидя в Летнем саду, начал писать безумные сценарии.


На мой немой вопрос Виктор Иванович рассмеялся:


– Верите, они сохранились у меня до сих пор – такие наивные, с надуманными страстями, с соплями и слезами…



Рождение сценариста


По распределению Мережко попал в Ростов-на-Дону. В издательстве «Молот» работал сначала заместителем, потом начальником цеха. Но желание серьёзно заняться кинематографом никак не отпускало. И поехал будущий знаменитый киношник в Москву поступать во ВГИК. И вот незадача – не отработал он положенного срока в типографии, только два года прошло, а надо было три. Не приняли. Однако через год Мережко довольно легко поступает в институт, и когда он учился на втором курсе сценарного факультета, по его сценарию уже снимается фильм «Зареченские женихи».


– Ещё будучи студентом, я женился на ростовчанке Тамаре, очень красивая была девушка, – здесь повисает пауза в рассказе Виктора Ивановича, потому что его жены нет на этом свете уже 18 лет. – Она переехала в Москву, денег у нас не было, помогала тёща – давала взаймы, потом, правда, я этот долг вернул. Три года после окончания ВГИКа болтался в Москве без прописки, без паспорта, который у меня однажды отобрали в милиции и не вернули. Тогда мне за определённую плату оформили новый паспорт без штампа о женитьбе, и я устроил себе фиктивный брак, чтобы получить прописку в столице. Потом всё вернулось на круги своя, и я начал неудержимо писать. Снимаются друг за другом «Здравствуй и прощай!», «Одиножды один», «Трын-трава», «Трясина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», и пошло-поехало.


Через некоторое время родился сценарий фильма «Родня». Когда он был готов, Мережко даже и не мечтал, что за него возьмётся Никита Михалков:


– Случилось так, что в 1981 году на закрытии Московского международного кинофестиваля Нонна Мордюкова дала почитать мой сценарий (он изначально назывался «Была не была») Михалкову. Я не был лично знаком с Никитой, поэтому даже не ожидал, что через несколько дней он позвонит мне сам и скажет, что хочет снять эту кинокартину.


Вообще, Виктор Мережко любит создавать женские характеры. И у многих из них есть прототипы. Например, в «Родне» главная героиня – слепок с маминой сестры Мережко тёти Маруси, он и назвал её Марусей. Но вот судьба героини – это женская доля тёщи Виктора Ивановича.



Принципиальная позиция


Режиссурой Мережко не собирался заниматься вообще. Всё решил случай. В театре Моссовета 10 лет шла его пьеса «Мужчины по выходным». Драматургу предложили написать сценарий, а вот снимать фильм оказалось некому. Продюсер Юрий Мацюк насел на Мережко и в конце концов уговорил его выступить режиссёром. Так появилась кинолента «Новогодние мужчины». Ещё шло её производство, а новоявленному режиссёру уже предложили снять «Красную комнату» по сценарию Эдуарда Володарского про Зою и Викторию Фёдоровых.


– Я прочитал сие произведение, потом встретился с Эдуардом и сказал ему в глаза, что сценарий плохой, – рассказывает Виктор Иванович. – Хочешь, я его перепишу и тогда сниму. Володарский даже дал мне расписку в том, что разрешает переделать сценарий. Я написал буквально новый за 11 дней и снял картину. Но напечатали (о ужас!) всего 3 копии для киноклубов…


Сегодня для полного метра Мережко не пишет вообще. Его принципиальная позиция – работать с телевидением.


– Тенденция в мире такова, что крупные сценаристы и кинорежиссёры переходят на телевидение, – объясняет Виктор Мережко. – Например, американское кино превратилось в фокус, электронную игру, трюк для «попкорновых» детей. А просто человеческую историю теперь можно рассказать только на ТВ.


Не так давно Мережко закончил сценарий 12-серийного телефильма «Красный Дон», но для его съёмок пока нет денег. Виктор Иванович очень дружен с Олегом Басилашвили, и актёр попросил написать для него роль. Мережко выполнил просьбу, сочинил сценарий под названием «Не ждали», где Басилашвили должен сыграть человека, потерявшего в силу обстоятельств память. В августе прошли кинопробы, должны были начаться съёмки для Первого канала, но возникли проблемы с деньгами, и производство фильма отложили до февраля 2015 года. Издана книга Мережко «Кандидат» о весьма грязных политических играх. Изначально это был сценарий, а вот экранизировать его режиссёру не дают, не берётся ни один телеканал, потому что там слишком узнаваемые персонажи, параллели с реальными лицами.



Искусство под крылом идеологии


Я спросил у своего собеседника, почему сегодня так мало хороших сценаристов, ведь ВГИК ежегодно выпускает два десятка специально обученных людей.


– Их невостребованность тому виной, – грустно ответил Мережко. – Каждый год с курса Аркадия Инина выпускается два-три явно талантливых сценариста, но, как говорит сам Аркадий, они рассыпаются в пыль. Советский кинематограф выращивал кадры, пестовал их, награждал за успехи. Госкино держало под контролем производство, каждая картина обязательно выходила на экран. Вот пример: «Полёты во сне и наяву» получил третью категорию, значит, всего 800 копий на страну. А теперь известнейший в стране режиссёр Никита Михалков может напечатать лишь 300 копий.


Людей надо воспитывать на хороших примерах. Конечно, в кино может быть и милиционер-проходимец, и взяточник-чиновник. Но коль я люблю своё Отечество, то, показывая негативные стороны жизни, всё равно в итоге буду делать так, чтобы зритель после просмотра выходил очищенный, просветлённый. Кино – это не только и не столько искусство, сколько идеология. И смотрите, какая сегодня наблюдается тенденция: как только о России снимается «очерняющий» фильм, так обязательно где-нибудь на международном кинофестивале он получает награду.



Режиссёрская «отрава»


Так что же всё-таки ближе Мережко – снимать или писать?


– Ровно напополам, – честно признался мэтр кино. – Я вот для сына-режиссёра написал 4-серийный сценарий «Круглая дура Надя Круглова» буквально за месяц, так всё летело из-под пера. Вроде пиши себе и пиши, раз получается и нравится. Но когда вокруг тебя на съёмочной площадке сплачиваются ассистенты, художники, реквизиторы, осветители, актёры произносят твой текст, то начинают аж руки потеть от волнения. Хотя и лиха хлебнуть в режиссёрском деле можно немало.


Так случилось со съёмками фильма «Хуторянин»: съёмочная бригада набиралась в спешке, оператор попался запойный. Мережко взял с него слово, что он пить во время работы не будет, но не сдержался киношник, однако выгонять его было поздно – полкартины снято. Виктор Мережко поменял три состава реквизиторов, две бригады гримеров, трёх художников-постановщиков. Съёмочная группа жила в гостинице в Таганроге и по вечерам не сдерживалась в возлиянии алкоголя, поэтому утром режиссёр чуть ли не силком выгонял всех на съёмочную площадку.


– Я крайне редко использую в своей речи матерные слова, но тут приходилось это делать довольно часто, – честно признаётся Мережко. – Как-то утром еду в один дом снимать массовую сцену застолья, а мне звонит пьяный директор фильма и говорит, что съёмка может сорваться, так как хозяин двора боится, что мы вытопчем ему всю траву. У меня в голове строятся мизансцены, я думаю, куда ставить камеры, а мой директор, вместо того чтобы решить вопрос по долгу его же службы, звонит мне и жалуется! Знаете, почему режиссёры по смертности на втором месте после лётчиков-испытателей? Да потому что все они живут на пределе нервной системы. В результате, когда фильм был снят, я объявил всем членам этой группы, что больше ни с кем из них работать не буду. Но как бы то ни было, режиссура – вещь прекрасная и затягивающая всего тебя с головой, если ты уж хлебнул по полной этой «отравы».



Зачем нам чужая земля?


У Виктора Мережко на Украине живёт немало родственников, поэтому наш разговор никак не мог обойти украинскую тему.


– Я участвовал в телепередаче, где мы обсуждали современную обстановку в этой стране, – рассказывает Мережко. – Посмотрите, говорил я, какая у них мощная негативная идеология, как они воспитывают ненависть к России в своих детях. А мы до сих пор после перестройки не можем создать собственную правильную и сильную идеологию.


Мои украинские родственники считают, что я зомбированный. Мамина сестра, которой уже много лет и она русская причём, причитает: «Витя, оставьте нас в покое, чего вы лезете на нашу Украину». Отвечаю, что у нас в России земель осваивать – поле непаханое, зачем нам ещё ваша страна. Меня, кстати, предупредили, чтобы я не ездил на Украину (мне предложили возглавить там кинофестиваль) – или убьют, или арестуют…



Латерна магика


От грустной темы мы снова перешли к тому, что моему собеседнику ближе всего. Есть ли будущее у российского кинематографа на большом экране, задаю вопрос. И получаю совершенно жёсткий, но откровенный ответ:


– Скорее всего, нет. И дело здесь не в критической ситуации с финансами. Представьте: стоит небоскрёб, в котором ударно трудятся люди. И вдруг его взрывают. Кругом – глыба обломков, и чтобы построить новый, нужно убрать всю грязь и решить, как лучше всего его возводить уже по-современному. Образно говоря, небоскребом этим были государственный кинопрокат и кинофикация. А где это всё теперь и кто будет строить заново?


И всё же, как считает Мережко, 22 года возглавляющий фестиваль «Киношок», подобные форумы ещё не потеряли своего значения. И в первую очередь нужны самим кинематографистам, потому что даже они не видят ту продукцию, которую производят коллеги:


– Нельзя высушивать ручеёк общения творцов и с публикой. Я вот наблюдал во время фестиваля «Липецкий выбор»: погода плохая, время года не­удобное, темень, а липчане всё идут и идут на фестивальные фильмы, и молодёжи среди зрителей довольно много. Это лично у меня вызывает уважение и понимание, что пока не всё потеряно в волшебном мире кино.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

С МИРом в Крым


// Общество

Праздник животноводов пройдет ярко

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх