lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Выбор за эмоциональность и честность

26.12.2014 "Липецкая газета". Алексей Колбаско
// Культура
Члены жюри в зале вместе со зрителями. Фото Николая Черкасова

В минувшее воскресенье завершился IX фестиваль российских фильмов «Липецкий выбор». Названы победители, вручены награды. Однако зрителям известен лишь конечный результат – решение, которое принимает жюри. А вот как идет сам процесс определения победителей в той или иной номинации, доподлинно знают лишь сами члены жюри. В этот раз появилась редкая возможность приоткрыть дверь совещательной комнаты «киносудей» и поведать нашим читателям о некоторых секретах «лаборатории оценок», потому что автор этих строк был в составе жюри игрового кино.


Первое впечатление от встречи с нашим председателем – народным артистом России, актером, сценаристом, кинорежиссером Виктором Мережко сложилось такое: профессионал строг, вряд ли будет идти на компромисс и попытается навязать свою точку зрения членам жюри. На деле же все произошло с точностью до наоборот. Виктор Иванович оказался доброжелательным, внимательно прислушивающимся к чужому мнению и никак не пытающимся давить своим авторитетом. Поэтому можно сказать, что команда «кинокритиков» сложилась с первых же обсуждений.


А проходили они так, как предложил Мережко. Члены жюри смотрели в день по две картины, но никогда сразу после просмотра их не обсуждали. Почему? Нужно было определенное время, чтобы увиденное разложилось в голове, образно говоря, по полочкам, и уже потом сформировалось мнение, которое можно было бы четко и коротко изложить. На четкости и краткости настаивал Виктор Мережко и сам, надо сказать, придерживался этого правила. Поэтому члены жюри собирались на следующий день минут за 40 до начала очередного конкурсного кинопоказа и по очереди высказывали свои уже сложившиеся вердикты о просмотренных вчера фильмах. Случалось и так (а это совершенно естественно), что наши мнения совпадали не во всем или расходились вовсе. И вот тогда начинались споры. 


Надо сказать, что фильм «Белый ягель» был сразу высоко оценен всеми членами жюри (такое единодушие, честно сказать, весьма редко, но лента того стоила), стал главным претендентом на победу в номинации «Лучший игровой фильм» и в итоге таковым и оказался. Начинающееся плавно и тягуче, действие набирает обороты и по всем законам драматургии по нарастающей доходит до пика в финале. Киноведческих замечаний фильм не избежал, но это касалось лишь частностей и самого финала. В целом же качественная работа всей съемочной группы и позволила стать «Белому ягелю» наилучшим.


Сложнее складывалась ситуация с выбором лучшей женской роли. На победу претендовали и Полина Пушкарук (роль Ани в фильме «Я не вернусь»), и Марина Поезжаева (роль Лены в картине «Класс коррекции»). Обе героини отлично сыграны, чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Раз за разом жюри возвращалось уже ко всем женским персонажам в конкурсных фильмах, и тут возникло неожиданное предложение.


Все обсуждаемые нами роли были исполнены профессиональными актрисами, а вот 13-летнюю Кристину в фильме «Я не вернусь» сыграла 12-летняя Виктория Лобачева, которая провела несколько лет в детском доме, затем оказалась в приемной семье. Но отношения там не сложились, поэтому Вика снова вернулась в детский дом. Роль Кристины был ее первым опытом съемок в кино. Известно, что создатели фильма не ставили перед собой цели взять на эту роль ребенка из детского дома, но когда познакомились с Викой, поняли, что она подходит идеально. Виктория Лобачева мечтает стать профессиональной актрисой, и вся съемочная группа фильма уверена в ее таланте. И тогда жюри решило присудить победу этой девочке – за эмоциональность, честность, веру в свою героиню, органичную жизнь (а не игру) на экране. Решение, конечно же, было смелым, но ведь эта по сути еще девчонка ни в чем не уступила профессиональным актрисам.


Еще драматичнее обстояло дело с выбором лучшей мужской роли – явных фаворитов в конкурсных лентах не было сразу, пришлось дотошно выбирать пусть и не из главных, но все же ярко сыгранных героев. Виктор Мережко называл претендентов, но большинство членов  жюри находили аргументы против. Дошло до того, что я предложил не присуждать в этом году приз в номинации «Лучшая мужская роль». И тут наш председатель порекомендовал дотошнее проанализировать работу Никиты Кукушкина, сыгравшего Мишку в фильме «Класс коррекции». Взвесив все «за» и «против», мы все же собрались с духом присудить победу Никите Кукушкину, так сказать, авансом на будущее, потому что этот актер, несомненно, еще сумеет себя показать во всем блеске своего таланта.


И труднее всего жюри было определить лучшего режиссера. Когда обсуждалась работа Ивана Твердовского над фильмом «Класс коррекции», у членов жюри возникли противоречивые чувства и полярные мнения. Да, там практически нет положительных героев ни среди подростков, ни среди взрослых. Да, атмосфера социальной драмы в кинокартине накалена до предела. Да, при желании фильм можно отнести к разряду «чернушных». Члены жюри задались вопросом: были ли в отечественном кинематографе столь яркие и глубокие истории о подростках после «Чучела»? А тут еще и подростков с ограниченными возможностями. Не кажется ли все поведение героев своеобразным протестом против своей ущербности? Циничное отношение друг к другу – протест. Даже эпизод с разрушением инвалидной коляски – не просто, а изуверски сломана – тоже протест, своеобразная месть за решетку, отделяющую от мира, за задачки первоклашек для давно повзрослевших умов. Хотя и в этом подростковом мире есть и страсть, и понимание несправедливости, и простые человеческие чувства.  Но все это в реально жестких условиях жизненного существования.


Очень детально и вместе с тем объемно созданы образы, даже эпизодические, сама атмосфера, в целом режиссер поработал на совесть. И жюри большинством голосов присудило победу Ивану Твердовскому – молодому режиссеру, показавшему свой немалый потенциал и уже заставившему говорить о себе как о перспективном кинематографисте.


В общем, как заметил читатель, не все гладко складывалось у членов жюри, но, как подчеркнул Виктор Мережко, когда приходится выбирать, то творческих споров избежать практически невозможно. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 18 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru
// Образование

Приятный «жаркий климат»

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Лев- Толстовского района

// Общество

«Калина красная» себя еще покажет

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Лев- Толстовского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// Культура

Свидетели революционной эпохи

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Лев- Толстовского района

// Общество

«Зеленый век» и другие

Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru
// Экономика
Даты
Популярные темы 

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Не дань моде, а просто класс

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Культура



  Вверх