lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Доживём до понедельника

22.12.2014 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги БеляковойПо мнению Наталии Питерщиковой, взрослеть ребёнку помогают родители, личный опыт и учителя
Даша Белевинская (сидит в центре) считает, что счастье – это когда ты любишь и любима
Приверженец теории эволюции 
Ангелина ЧистяковаЮрий Николаевич Таран
Александр Анатольевич Пономарёв

Помните тот прекрасный, уже старый советский фильм? Тема сочинения в нём, конечно же, не главная, но очень важная. Если бы не она, кто знает, поняли бы взрослые, что «счастье – это когда тебя понимают»…

Большая наука – услышать друг друга


3 декабря 2014 года. 10 часов по местному времени. Более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации (за исключением Хабаровского края, где в этот день бушевала стихия), а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами страны, писали… «Скрипели перьями» как максимум 3 часа 55 минут. Впервые за последние пять лет все российские одиннадцатиклассники одновременно строчили итоговое сочинение (изложение).


Казалось бы, что за дело? Долгие десятилетия все советские выпускники писали как итоговые (в школе), так и вступительные (в вузе) сочинения или изложения. А сегодня тема эта становится одной из центральных на новостных лентах. Мало того, инициатива сделать сочинение пропуском к ЕГЭ исходила от самого президента Путина! Вот нашему Владимиру Владимировичу делать больше нечего, как только вносить новые изменения в уже привыкшую к сотрясениям образовательную систему…


Конечно, можно отнестись к этому событию так: услышал глава государства мольбы учителей-словесников, заставил детей снова взяться за перо и теперь что-то в нашей жизни обязательно изменится к лучшему. По крайней мере, вузы страны живо откликнулись – с нынешнего года за сочинения абитуриентам будут начисляться лишние баллы. В МГУ и Высшей школе экономики за них дают аж 10 дополнительных баллов, да ещё по нескольку за аттестат с отличием и сданные нормы ГТО…


Но, вспоминая всё тот же фильм «Доживём до понедельника», думается, что реанимируя сочинения, Владимир Путин хотел чего-то более тёплого, более человечного. Не для себя – всё для тех же педагогов и родителей. Мало сегодня дети общаются с учителями, со взрослыми, не хотят они посвящать нас в свой подростковый мир, полный метаний, противоречий, любви и ненависти. Не нравится им наш чёрно-белый спектр, свой же – разноцветный – пугает.


В этом году авторитетная комиссия разработчиков тем для сочинений предложила выпускникам пять направлений. Школы узнавали точные формулировки тем только за 15 минут до начала экзамена, причём все они различались по регионам и часовым поясам.


В нашей области итоговое сочинение писали 4644 ученика, 144 из них (чуть более трёх процентов) получили «незачёт». Всем потерпевшим неудачу дадут ещё два шанса – 4 февраля или 6 мая 2015 года они смогут переписать сочинение. 153 выпускника выбрали изложение, 151 –  успешно справились с работой.


В липецкой гимназии № 64 для 78 одиннадцатикласников, пишущих сочинение, выделили шесть аудиторий, в которых одновременно находились от девяти до восемнадцати ребят, причём за партой по парам никто не сидел, а на столе из помощников – только «Орфографический словарь».



«Печально я гляжу на наше поколенье!..»


Пожалуй, самой ожидаемой была лермонтовская тема. Что и говорить, двухсотлетие великого русского поэта отмечалось в России повсеместно. Да и в школьной программе классик отечественной литературы тоже изучается. Но оказалось, что творческое наследие Михаила Юрьевича для написания итогового сочинения – не самая подходящая фактура.


– И это, к сожалению, не удивительно – ведь произведения Лермонтова мы основательно изучаем в десятом классе. Поэтому, спустя год, на подготовительном этапе могли только освежить знания в памяти. Оттого, наверное, ученики на экзамене чувствовали себя неуверенно, – считает преподаватель русского языка и литературы гимназии № 64 Нелли Ивановна Поливкина. – То есть авторам-составителям заданий нужно всё-таки хорошо знать школьную программу, ориентироваться в круге чтения и интересов детей. Нынешние школьники слишком загружены, у них мало свободного времени и много искушений. Тем, кто не читает, писать, безусловно, было непросто. А у читающих выпускников сложностей не возникло. Правда, как ни странно, именно отличникам порой не хватало времени – объём информации, которую они стремились вместить в сочинение, большой, а временной отрезок оказался для них критическим.


Надежде Карасёвой – единственной гимназистке, выбравшей для сочинения тему лермонтовского «Героя нашего времени» – всего хватило. В том числе и смелости спорить с поэтом-пророком, утверждавшим, что последующим поколениям его время, его сверстники будут неинтересны.


– Сегодня печориных и онегиных не стало меньше, наоборот, – общество формирует именно таких героев, – уверена Надежда. – Поэтому нам нужно не только читать и перечитывать классиков, а уметь анализировать причины поступков главных персонажей, учиться у них тому, как можно критически к себе относиться, искать причину всех бед только в себе. Основная черта Печорина – отсутствие сострадания и сопереживания. Если оглянуться, в мире полно таких людей, эгоистов, думающих только о собственной выгоде. Но если мы это «прочитываем» и понимаем, в том числе и благодаря Михаилу Юрьевичу Лермонтову, значит, мы сможем наши пороки побороть.


Разве это не посыл нам, взрослым: дети всё знают, всё понимают, они нас не критикуют – просто хотят быть другими…



Молодая гвардия


У подавляющего большинства, скажем так, советских детей, с этим словосочетанием связана только одна ассоциация – краснодонская организация юных подпольщиков, ставшая легендарной благодаря роману Александра Фадеева. К сожалению, почти никто из нынешней «молодой гвардии» книгу о своих ровесниках, отдавших жизнь за Родину, не читал – нет её и в школьной программе. Почему она исключена из списка обязательных для чтения – вопрос не к ученикам. Почему о ней ребята не знают – вопрос к родителям.


И, тем не менее, именно военная тема вдохновила большую половину выпускников. Для многих из них война – это героическая история собственной семьи, это прошлое, оправдывающее настоящее. Вот и Вадим Петрусевич, прежде чем продумать концепцию сочинения, вспомнил о своих прадедах. Ивана Антоновича Лантюхова вражеская пуля остановила в Белоруссии – тяжёлое ранение в голову не позволило солдату сражаться дальше. Он долго лечился по госпиталям. Своей отвагой заслужил детей, внуков, правнуков и долгие годы жизни – Ивану Антоновичу сейчас 91 год, и его правнук Вадим гордится тем, что может здороваться с ним за руку. Другого прадеда – Степана Григорьевича Гаврилова – Вадим в живых не застал, но знает, что был он настоящим героем, награждённым орденом Красной Звезды и медалью «За взятие Кёнигсберга».


– Тема войны мне очень близка. Я считаю, что каждый россиянин должен знать историю своей страны, обязан помнить о войне и победителях. Нужно быть благодарными нашим фронтовикам за то, что мы сейчас живём. Да и вообще необходимо чтить всех предков, отстоявших в разные века нашу Родину. Сейчас идёт война на Украине. Она нас пока напрямую не затрагивает, но нужно быть начеку. Каждый должен воспитывать в себе силу духа. В том числе и с помощью литературы. Я в своей работе опирался на стихотворения Александра Твардовского и Константина Симонова, на повесть Василя Быкова «Сотников», где препарируется высота человеческого духа и низость предательства. Война – это страшно, только нельзя ставить свою жизнь выше Родины, выше жизни других людей.


Очень русская, соборная, но непопулярная мысль, не правда ли? Ценность каждой человеческой жизни сегодня вряд ли кто-то посмеет приумалить. Однако эта в большей степени декларативная позиция мало применяется на практике. Быть может, нашим детям удастся сделать жизнь неприкасаемой?



Война и мир


Подростки всегда и во все времена критикуют тех, кто идёт впереди, шпыняют старших в спину. Только почему-то, становясь членами взрослого общества, забывают о своих юношеских устремлениях.


Тема взросления также была одной из популярных. Почему её выбрала Наталия Питерщикова? Наверное, потому, что может без обид об этом периоде рассказать. Наташа уверяет, что сама взрослеет безболезненно, родители поддерживают её во всём, в том числе и в желании после гимназии уехать в Белоруссию изучать международное право или языки в Минском госуниверситете. Главным критерием выбора вуза, Наталия считает безопасность и стабильность в республике.


– Я попыталась раскрыть тему через анализ поступков героев повести Владимира Богомолова «Иван» и романа Джонатана Сафран Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Главные персонажи этих произведений – маленькие мальчики. Иван взрослеет на войне – в двенадцать лет ушёл в разведчики. А девятилетний Оскар Шелл становится взрослым после гибели отца во время теракта одиннадцатого сентября в Нью-Йорке. Я об этой книге узнала в Интернете, потом долго искала её в магазинах, но мои мучения были вознаграждены – роман удивительный… Мне кажется, что сегодня дети обязаны быстро взрослеть, чтобы не оставаться уязвимыми. А взрослый человек покрывается с годами жёсткой оболочкой, сил у него становится больше, чтобы все трудности перенести. Только вот внутри нужно обязательно сохранить чистоту. То есть сердце должно быть детским, а поступки – взрослыми, чтобы мы могли друг друга защищать, брать ответственность за других.


Мы


Тема любви и природы человека, так сказать, философские размышления на заданную тему, также привлекли внимание выпускников. А что, можно и о чувствах поговорить, и свою гипотезу происхождения мира сформулировать, а заодно и о будущем помечтать.


Даша Белевинская не рискнула давать рецептов всеобщего счастья. Как не решилась ответить на вопрос: важнее любить или быть любимым. Пока её поколению важно сохранить баланс, не требуя многого, но и не отдавая большего. Умение находить золотую середину, безусловно, пригодится ей в дальнейшем – Даша мечтает стать архитектором.


А вот Ангелина Чистякова в своей работе, раскрывающей природу и внутренний мир человека, на эмоции не скупилась.


– Какова природа человека? На этот вопрос люди ищут ответ много тысячелетий. Человек – самое удивительное существо в мире, само его появление, природа наших взаимоотношений – это загадка. Иногда я думаю, что человек в своём развитии остановился. Когда идёт война, кажется, что мы вовсе не развиваемся, а превращаемся в животных. Если человек привязывается к материальным вещам, он становится зависимым, и с трудом движется вперёд. Зато когда узнаю о каких-то прекрасных проявлениях высоты человеческого духа или интеллекта, думаю: всё-таки идём вверх. Мы все на Земле – родственники, состоим из одинаковых клеток. Природа – это колыбель человека, не только как биологического существа, но и духовного. Её нужно беречь, в том числе и охранять от самих себя. Когда прочитала роман нашего земляка Евгения Замятина «Мы», поняла, что писатель показал нам будущее, которое может стать настоящим, если человек не перестанет отрекаться от самого себя, если возомнит себя «право имеющим». Но у нас есть надежда избежать такого сценария, коль человечество рождает таких писателей-пророков, как Достоевский, Хемингуэй и Замятин, влияющих на наши души, предостерегающих нас от ошибок.


Сочинения проверены. Почти все ребята допущены к ЕГЭ. Так сказать, шлагбаум поднят – впереди дорога длиною в жизнь. Если сами выпускники запомнят свои мысли, не отрекутся от них, быть может, наше будущее действительно станет лучше, чище. Если «книжные дети, не знавшие битв», сумеют уберечь нас от войн и разрушений, значит, предыдущие поколения создавали нужные книги…




Юрий Николаевич Таран, начальник управления образования и науки Липецкой области


- В формате ЕГЭ есть блок «С», который предполагает свободное изложение мыслей на ту или иную тему. Но это всё-таки мини-эссе. А сочинение имеет совсем другие законы, форму изложения. Президент услышал запрос педагогического сообщества страны. Мы все прекрасно помним фразу «Счастье – это когда тебя понимают». А мы до сих пор не слышим и не понимаем друг друга. И не потому, что есть конфликт поколений или убеждений. Просто люди разучились правильно и логично формулировать свои мысли. Многие современные школьники и ручкой-то владеют с трудом, а клавиатурой компьютера – в совершенстве. Поэтому сочинение играет значимую роль. Да и вузы, в том числе и липецкие, быстро отреагировали на возвращение сочинения, присуждая дополнительные баллы при поступлении.


Что меня сегодня смущает? 20 ноября мы проводили «репетицию» – апробацию сочинения. Результаты таковы: более одиннадцати процентов ребят не справились с заданием. А 3 декабря картина иная – всего три процента незачёта. В Воловском районе третьего декабря сочинение успешно написали все, а в ноябре шестнадцать учеников получили «неуд» –  это двадцать процентов выпускников! В Краснинском районе двенадцать процентов учащихся не справились с пробным заданием, зато декабрьское сочинение осилили все. Больше всего «поумневших» в Данковском районе – на репетиции получили незачёт аж 29 человек, то есть девятнадцать процентов учеников, в декабре таковых уже не было. Я допускаю, что за две недели педагоги сумели вложить в учеников то, что недодали в течение года, но…


Есть другая статистика: в Усманском районе «незачёт» на репетиции получили восемь человек, а на самом сочинении – шесть. В Лев-Толстовском из девяти учеников, что не написали пробное сочинение, четверо потом подтянулись и лишь пятеро выпускников не справились с темами.


Хочу сказать, что Рособнадзор будет пристально следить за результатами сочинений, соотнося их с итогами ЕГЭ по русскому языку. Выпускникам и учебным заведениям пошли навстречу – сочинение пишется детьми в родных стенах и проверяется школьными же педагогами. Будем смотреть, насколько наши образовательные организации и муниципалитеты готовы к объективной работе.


Александр Анатольевич Пономарёв, литератор, драматург, подполковник милиции в отставке, участник боевых действий на Северном Кавказе



- Нужно ли детям рассуждать в форме сочинения о войне? Конечно. Несколько поколений наших сограждан прошли через войны. Когда провожу уроки мужества в школах, прошу поднять руки тех учеников, чьи родственники воевали в Великую Отечественную, участвовали в вооружённых конфликтах в Алжире, в Египте, в Афганистане, прошли через Чечню и Южную Осетию. Получается, почти весь класс причастен к военной теме. И как им не писать о войне? Это история наших семей, нашей страны, нашего народа. Солдат, где бы он ни сражался, воюет за Родину. И забывать об этом преступно.


Книг о войне написано множество. В том числе и о последних военных конфликтах в России. У школьников на всё есть своя точка зрения, в том числе и на то, что нужно читать. Наши дети умнее нас, целеустремлённее. Говорят, что нынешнее поколение не дружит с книгой. Но у меня есть свой опыт общения со старшеклассниками,они спрашивают совета, какие произведения прочесть, например, о событиях в Чечне. Война – это не романтика. Это всегда боль, слёзы, кровь, грязь. Это всегда горе. И я всем объясняю, в том числе и школьникам, что мы в Чечне воевали не против чеченцев, а с чеченцами против международного терроризма, на стороне которого были и арабы, и прибалты, и украинцы, и русские, и иракцы... И это нужно понимать.


Считаю, что наши дети вполне закономерно выбрали военную тему для сочинения. Посмотрите, война почти стучится в наши двери – о событиях на Украине, о гибели русскоязычного населения в Новороссии знают все. Как может детское сердце не откликнуться? Дети сегодня понимают: защищать Родину – почётно и правильно. Не из-за милитаристской бациллы, распространённой в последнее время в обществе, наоборот, дети хотят избежать войны, вот и рассказывают об этом в своих сочинениях.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество



  Вверх