lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Книга для интернет-поколения

18.12.2014 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура
Фото Ольги Беляковой

Год русского языка, Год учителя, Год культуры… Следующий, две тысячи пятнадцатый, будет Годом литературы. В сущности, все их можно было бы объединить и назвать Годами русской духовности. Ну а если быть честными, то точнее — Годами попыток возродить русскую духовность.



 


Да, мы уже многое успели утратить, многое — сломать в те лихие девяностые. Но такое бывало с Россией не раз, однако ж из любых страшных потрясений она выходила, отыскивая свой собственный путь. Не стоит и сегодня впадать в апокалипсические настроения. Страна начинает стряхивать с себя тот морок, в котором она находилась долгие годы. Наши люди наконец осознали себя как основу русского мира, осознали свою ответственность за его существование и процветание. Но можно ли быть русским, россиянином, не зная великой русской литературы, вообще не читая? Об этом в преддверии Года литературы мы беседуем с филологом, учителем литературы шестьдесят второй липецкой школы Татьяной Федотовой.


— Татьяна Вячеславовна, на ваш взгляд, сегодня еще реально вернуть детей и молодежь к чтению, к книгам?


— Я вообще оптимист, да к тому же общение с детьми добавляет мне уверенности в том, что не все так безнадежно. Ежегодно в олимпиадах по литературе участвует немало ребят, а ведь их никто не заставляет. Это их личный выбор, их личный интерес. Если же в целом говорить об этой проблеме, то начинать надо не с детей, а с родителей. Потому что когда ребята только приходят в начальную школу, они уже полностью погружены в компьютер. Какое же тут чтение? Сегодня компьютер для родителей — это своеобразная соска: сунул чаду, и можешь о нем забыть, заняться своими делами. О чем можно говорить, если ребенок не видит, чтобы мама с папой читали? Ведь с этого все и начинается.


— Западные ученые обнаружили, что если в доме много книг, то новорожденный младенец интеллектуально развивается намного быстрее. Может, аура от книг особая идет или какое-то поле информационное создается?


— Я думаю, все проще: большая домашняя библиотека свидетельствует о духовном и интеллектуальном развитии родителей, отсюда и успехи малыша.


— Но ведь ребенок все равно окунется во внешнюю среду, где ровесники не расстаются с планшетами. Не окажется ли эта среда сильнее?


— Не думаю. Может, ради общения с ровесниками этот ребенок тоже будет пользоваться гаджетами, но для себя-то останется тот интерес, который с первых лет жизни был заложен родителями. Это ведь будет свой личный интерес, а с личным мы всегда расстаемся очень тяжело.


— Введение сочинения по литературе может способствовать возвращению культуры чтения в жизнь ребят?


— Во-первых, я бы сказала, что очень вовремя спохватились. Сейчас, когда мы уже написали экзаменационное сочинение, выяснилось, что не так это страшно, хотя сначала ажиотаж был большой. Да, мы столкнулись с тем, что дети разучились излагать свои мысли, и этот навык надо возвращать. В этом смысле новый экзамен сыграет огромную роль. Конечно, мы и раньше задавали домашние сочинения, но практика показывала, что процентов семьдесят просто скачано из Интернета. А теперь они знают, что в итоге все равно придется писать самостоятельно. Им в любом случае придется заново открывать для себя литературу.


— А не подставят ли всем нам подножку «краткие изложения» сочинений классиков, которые сейчас можно купить в любом книжном магазине?


— Я всегда проверяю знание текстов на уроках. И если ученик начинает путаться в именах героев или сюжетных линиях, то понятно, что он не брал в руки книгу. Без такой проверки просто нельзя. Ведь, отменив экзаменационное сочинение, им фактически сказали, что литература не нужна. Плюс наше прагматичное время диктует свои правила, нацеливая лишь на то, что в дальнейшем может дать выгоду. Где уж тут о душе думать? Да, пока требования к сочинению, мягко говоря, весьма лояльные, но с чего-то же надо начинать. Уже одно то, что они возьмут в руки книгу, великое дело. А то у меня был случай, когда мальчик не мог выполнить задание по литературе, потому что у него Интернет отключился. Спрашиваю: почему же ты просто книжку не взял? «А у меня дома книжек вообще нет». Но ведь ему купили компьютер, подключили и оплатили Интернет, а вот книги никто не покупал. Опять мы к роли родителей возвращаемся.


— Как вы оцениваете уровень, на котором нынешние старшеклассники написали сочинение?


— Я рада, что никто из них даже не пытался списывать и вообще все были настроены очень спокойно. Конечно, уровень пока несопоставим с тем, который был в прежние времена, но со временем он должен повыситься. Постепенно ребята и их родители поймут, что читать надо начинать не за четыре месяца до экзамена, а уже с начальной школы. Сейчас они подсчитывают количество слов, чтобы вписаться в нижние границы объема сочинения. А в наше время мы не задумывались над этим, нам хотелось высказать свои мысли, найти интересный поворот, написать художественно. Очень хочется, чтобы и они ушли от формализма.


— Скажите, а хороший, увлеченный педагог способен развернуть класс в сторону книжных полок?


— Полностью весь класс вряд ли, но большинство увлечь можно. Мы уже несколько лет проводим литературно-музыкальные гостиные, и еще ни один ребенок не сказал: «Я не буду». Хотя для этого им ведь надо читать, что-то учить наизусть. Но выясняется, что современным детям это интересно, они сразу забывают о своих компьютерах и планшетах. А когда мы участвуем в городских конкурсах, они знакомятся с другими коллективами, у них налаживается общение. Возникает уже свой круг друзей, объединенных любовью к литературе.


— Кажется, Эйнштейн говорил, что Достоевский дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс…


— Я проводила как-то эксперимент: чередовала цитаты Пушкина, Бунина, Толстого и Эйнштейна. Так вот ребята не угадали высказываний великого физика, потому что он писал, как литератор. Я пытаюсь показать им, что литература учит самостоятельному мышлению, анализу. Ведь сколько раз будешь перечитывать великие произведения, столько раз будешь открывать в них новый смысл. Мы недавно читали и анализировали с ними «Легенду о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». Знаете, как они были поражены? А потом сами сделали вывод, что эта история могла бы произойти и в наше время. И это уже результат их личных размышлений, это уже пропущено ими и через ум, и через сердце. Самое главное, чтобы дети сами поняли, что это нужно в первую очередь им, что без этого их жизнь будет скудна и ущербна.


— Что, на ваш взгляд, могло бы помочь такому осознанию?


— Духовная атмосфера, которую надо создать в городе. Интересно, что духовная жизнь есть, а атмосферы нет. Потому что нет никакой рекламы. Где вы в городе можете увидеть календарь мероприятий, которые проводят библиотеки? А они ведут очень интересную и нужную работу. Все узнаем только «по звонку», через знакомых. А ведь само по себе посещение библиотеки стимулирует интерес к книге. Да и афиш нашего симфонического оркестра или академического хора в городе очень мало. Мне кажется, именно городские власти должны озаботиться этим и сделать все, чтобы дети, глядя на рекламу товаров, не росли потребителями. Я стараюсь приучать ребят к тому, что на дни рождения и праздники надо дарить книги. Но когда речь заходит о цене, очень часто слышишь фразу: «А за что? Это же книга…» Отдать тысячи за какой-нибудь гаджет можно, а заплатить триста рублей за книгу жалко. Меня поражают родители, которые охают и вздыхают: «Как же он, бедный, будет писать сочинение?!» Вместо того, чтобы просто сказать ребенку: «Ты должен это прочесть». Иными словами, решать эту проблему надо комплексно, экзаменационное сочинение само по себе ее не решит.


— Как вы отнеслись к идее списка из ста книг?


— Он нужен как ориентир для тех, кто вообще не знает, с чего начать. Главное — пробудить интерес к чтению. Вполне вероятно, что после первых книг человек начнет уже сам выбирать, что ему читать, ведь у каждого своя книжная полка. Но он должен чувствовать разницу между качественной фантастикой и фэнтези, между художественной литературой и беллетристикой. Не надо уводить ребенка от реальной жизни, от подлинных переживаний. Только так может происходить внутреннее взросление. Но, поверьте, ребята сами очень иронично относятся к тому же «Гарри Поттеру» и прекрасно понимают, чем это произведение отличается от «Войны и мира» Толстого. Но ведь им Гарри Поттера навязывают и бесконечными фильмами, и компьютерными играми, и всякими сопутствующими товарами. Детям навязывают «жвачку». А у них должно быть представление о том, чего культурный человек просто не имеет права не читать, не знать. Когда-то мы четко это знали, а потом забыли. Пора вспоминать.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье



  Вверх