lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

В Липецке появились автоботы

12.12.2014 "Молодежный вестник".
// Образование
Фото С. ЛИТАВРИНА
Фото С. ЛИТАВРИНА

Вы думаете, что роботы существуют только в фантастических фильмах и лабораториях? А зря. В Центре развития творчества детей и юношества автоботы и десептиконы шагают в реальную жизнь семимильными шагами… на шестереночных коробках передач.


По коридору мчит… робот. На первый взгляд он похож на обычную машинку, в которые так любят играть мальчишки. Только «машинка» эта не простая. Ребята из объединения по робототехнике запрограммировали ее сами.


ЗНАКОМЬТЕСЬ: РОБОТЫ


Здесь, в Центре развития творчества детей и юношества, руководитель Денис Александрович Коробейников учит своих подопечных собирать механизмы для разных соревнований. Сделать красивый корпус – это полдела, основа робототехники – программирование. Благодаря ему робот может «научиться» совершать различные действия: от простой езды вперед до собирания кубика Рубика.


Но до создания таких сложно устроенных машин ребятам еще многое нужно усвоить и понять.


– Мы создавали этот класс, учитывая, что большинство придется обучать с нуля, – рассказывает Денис Александрович, – поэтому освоение робототехники и программирования идет в три этапа. Сначала ребята работают с простенькими конструкторами, все модели которых тематические – можно собрать парк развлечений или строительную площадку. Здесь уже используются несложные датчики программирования.


На следующем этапе открывается мир физики. Мы изу­чаем технологии альтернативных источников энергии, пробуем сделать робота, не нуждающегося в подзарядке, работающего на солнечных батарейках. До третьего уровня еще далеко – нужно узнать, как работают ходики, коробка передач и многое другое.


– Я и подумать не мог, что из обычного конструктора собирается что-либо, кроме неподвижной фигурки, – делится один из участников объединения, – но спустя некоторое время понял: из конструктора можно сделать все, что душе угодно. Интересно наблюдать за тем, как обычная машинка из Lego превращается в механизм, способный преодолевать расстояния за считанные секунды.


Первое серьезное задание для ребят – сборка классической лабораторной учебной модели, с которой они скоро вый­дут на соревнования. Этот робот должен уметь найти путь из лабиринта либо как можно быстрее проехать по линии в направлении указанного пути. На занятии ребята как раз пытались запрограммировать созданный механизм.


– Он оснащен большим количеством датчиков, – объясняют парни. – Вот этот может определять цвет, измерять интенсивность освещения, а это – точный ультразвуковой датчик расстояния, как парктроник у машины. Концевой датчик помогает роботу передвигаться в лабиринте: если машина уткнется в стенку, обязательно развернется и поедет дальше.


Механизм очень подвижный, поворачивается под разными углами, а значит, при желании сможет и танцевать. Если, конечно, ребята его так запрограммируют.


О СУМО И УНИВЕРСАЛАХ


Все участники объединения робототехники стремятся принять участие в самом элитном соревновании – сумо. Да-да, именно сумо, как у японцев!


Два робота сходятся (или съезжаются?) в метровом круге. Задача соперников – вытолкнуть друг друга за линию этого круга. Причем конструкции двух «борцов» могут сильно отличаться. Оценить машину противника можно будет лишь в течение нескольких минут.


– Все зависит от фантазии ребенка, – говорит Денис Александрович. – Кто-то отдает предпочтение медленным и тяжелым механизмам. Их трудно вытолкнуть за круг, но они не маневренны. А можно сконструировать легкого «бойца», но ему будет сложно держать баланс и не заваливаться набок.


Лучше всего сделать универсального робота. На такую модель можно «навесить» столько датчиков, сколько потребуется. При оценке сил соперника следует оптимизировать свое устройство так, чтобы получить больший шанс на выигрыш.


Универсальный робот обладает быстротой и точностью реакции. Он должен сразу определять, где находится противник, даже если тот за спиной, иметь возможность обзора на 360 градусов, верно вычислять расстояние до соперника, правильно дозировать мощность двигателя, иметь механизм защиты или нападения.


– Создать такую машину очень сложно, это же целый математический расчет! – удивляюсь я.


– Конечно, все нужно просчитать, измерить и взвесить, – соглашается Денис Александрович, – но ребята делают расчеты очень быстро. Так, свою первую лабораторную модель они собрали всего за пятнадцать минут и тут же запрограммировали на нее двадцать функций, из которых половина мне, человеку с высшим техническим образованием, и в голову бы не пришла. Взрослым кажется, что это сложно, а им – нет. Мои подопечные все время пробуют что-то новое, спрашивают: «А если сделать вот так?». И я разрешаю, даже если вижу, что это изначально неправильно. Учиться нужно методом проб и ошибок.


ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА


Некоторые ребята, добившиеся успеха в обучении, выходят на соревнования. Среди них – пятнадцатилетний Алексей Коробейников, участник окружных состязаний молодых исследователей Центрального федерального округа «Шаг в будущее, Центральная Россия».


– Когда в начале учебного года я пришел в объединение робототехники, не имел особого опыта в области конструирования, но увлекался составлением компьютерных программ и любил физику, – делится Алексей.


Спустя несколько месяцев занятий он смог собрать вет­рогенератор – устройство, работающее от ветрового потока и преобразующее его энергию в электрическую. С ним молодой человек и вышел на соревнования.


– Внутри механизма находится пластина-проводник, а сверху и снизу – мощные магниты, – рассказывает о своем устройстве Алексей. – На мельницу дует ветер, она крутит проводник, как вертел, и в результате образуется электрическая энергия.


Кстати, такой проект можно воплотить в жизнь. Погодные условия Липецкой области подходят для установки ветрогенератора, поскольку он может работать при скорости ветра от 3–4 м/с. В наших краях такое бывает практически каждый день.


Несмотря на то, что молодой человек не занял на соревнованиях призового места, он не отчаивается:


– Я получил хороший опыт, понял, как улучшить свой проект. Он должен быть действующим. Ведь судьи оценивали не только теоретический материал, но и исходили из целесообразности применения изобретения.


БУДУЩЕЕ НАСТАЛО


Не секрет, что в двадцать первом веке половина устройств, окружающих нас, является роботами. Они бывают различных видов: летающие, ползающие, шагающие. Поэтому возможно создание моделей для решения большого спектра проблем. Например, шагающий робот поможет преодолеть препятствия на пересеченной местности, а плавающий – исследовать глубины океана. Проектирование устройств с искусственным интеллектом ограничивается лишь фантазией человека, а задача для выполнения всегда найдется. Именно поэтому в ближайшем будущем профессия, связанная с робототехникой, станет востребованной.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 23 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Людмила МОИСЕЕВА: «Родительский дом — начало начал»

Александр АНДРЕЕВ, Краснинский район // Спорт

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Ближе и доступнее

// Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество



  Вверх