lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Спектр» и множество «я» (фото)

15.12.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура

Детскому творческому объединению «Спектр» исполняется 35 лет. Почему не стареет и не отправляется на покой долгожитель областного детского телевидения – в нашем материале


ФОТО


К юбилеям принято готовить отчёты «о проделанной работе», писать хвалебные оды, «раздавать слонов». Но нам идти проторённой дорожкой неинтересно. Предаваться банальной ретроспекции со вздохами а-ля «ах, как хорошо было раньше» или фантазировать на предмет творческих планов – лишь утомлять читателя. Тем более что объединение «Спектр» известно уже не одному поколению липчан, а этапы его большого пути так или иначе освещали все областные СМИ.


В ознаменование круглой даты «Итоги недели» встретились с бессменным руководителем «Спектра» Владимиром Валентиновичем Москалёвым и в неформальной беседе обсудили: зачем же вообще нужно тащить детей в кружки, секции и вовлекать их во внеклассные мероприятия? Неужто нечем школьникам занять своё свободное время? По уверению Владимира Валентиновича, творческие сообщества – ценнейший и всегда актуальный инструмент социализации личности и воспитания коммуникативных качеств, столь полезных и нужных во взрослой жизни.


Удивительно, что, пережив кончину таких гигантов, как пионерия и комсомол, «Спектр» остаётся убедительным примером самоорганизации, которая три с половиной десятилетия питает способность коллектива к кадровому воспроизводству. «Спектр» появился на свет в сентябре 1979 года в средней школе №41 города Липецка. Отметив двадцатилетие, уже совсем взрослое объединение передислоцировалось на базу лицея №44, где и процветает вот уже пятнадцать лет.


«Спектр» стартовал как дискоклуб для старшеклассников. Через некоторое время он трансформировался в молодёжный театр, а наибольшую известность приобрёл, став телевизионной студией, которая вот уже девятнадцать лет снимает знаменитую передачу «Капельки» и документальные фильмы. Бесчисленные дипломы, награды общероссийских фестивалей, почёт среди коллег и тысяча с лишним выпускников, многие из которых теперь являются известными медийными персонами.



– Владимир Валентинович, чрезвычайно любопытно, как дети попадают в вашу студию? Не секрет, что имеет место отбор...


– Действительно, претендентов на роль телезвёзд хватает, но перед объективом камеры предстают не все. Мы привыкли видеть на экране центральных каналов миловидных дикторов новостей и обаятельных ведущих программ с неизменной улыбкой на лице. Что поделать, но для телевидения один из главных критериев отбора – внешние данные. Конечно, селекция у нас не столь жёсткая, но всё же. Бывает и так: каждый приходит в надежде немедленно появиться на экране, но когда этого долго не происходит, желание заниматься в студии ослабевает. У детей жажда к самоутверждению в кругах сверстников сильна – глупо это отрицать. Неудовлетворённые амбиции в нашем деле только мешают, и некоторые покидают ряды студии. Также важна грамотная речь. Поэтому обязательное условие прохождения – творческое сочинение на свободную тему. Предлагается видеоряд, а сюжет каждый волен интерпретировать по-своему.


Выделяем ребят с оригинальным мышлением и нетривиальным взглядом. Кстати, бывают исключения. Например, Оля Харина, которая снискала всероссийскую славу как один из сценаристов и продюсеров популярнейшей новогодней комедии «Ёлки», наше вступительное сочинение написала не очень удачно. Но мы решили присмотреться к ней и дать шанс. После «Спектра» её карьера в масс-медиа развивалась стремительно: сначала ведущая на телевидении и радио, потом – труженик столичной киноиндустрии. Вот это я называю – судьба!



– Удивительная история! Не могу не поинтересоваться – как же разглядеть «бриллиант»: нужно услышать ребёнка или, наоборот, достучаться до него? Что главное?


– Ребёнка нужно услышать и искренне проникнуться его проблемами – и барьеров как ни бывало! Моё главное правило в творческом процессе: прежде чем поучать и наставлять, обсуди с ребятами все их предложения. «Да, идеи хорошие, но нужно чуточку подработать». В следующий раз: «Всё отлично, молодец! А ты не думал, что здесь хорошо бы добавить изюминку?». И так до тех пор, пока не реализуется мой замысел. Это учебно-воспитательный процесс: деликатно и без нажима подвести к тому, чтобы материал наконец раскрылся во всей полноте перед глазами ребёнка. Чтобы обнажилась сама суть, вышли из тени незаметные с первого взгляда детали, смысловые акценты. Таким образом исподволь подталкиваю своего воспитанника на верную дорогу. В конечном итоге юный журналист уверен, что всего добился сам. «А ведь мы это сделали!» – знаете, сколько гордости от удачной передачи?!


– Да у вас, я смотрю, целая технология успеха! И тонкое психологическое манипулирование, и педагогическая мудрость.


– А как иначе? Многое, если не всё, в детском творческом коллективе зависит от позиции взрослого – будь то танцы, хор, спортивная секция или телевидение, как у нас. Проще всего воспользоваться своим возрастным преимуществом, задавить авторитетом, хлопнуть кулаком по столу: дескать, умные какие выискались! Авторитарный стиль взаимоотношений, если хочешь заслужить настоящее доверие, не подходит. Вспомните фразу губернатора Олега Петровича Королёва, которая уже давно пошла в народ: «Я начальник, ты – дурак». Естественно, наш глава употребляет эти слова, чтобы подчеркнуть: такой позиции придерживаться с подчинёнными ни в коем случае не следует. Я работаю в областной администрации, поэтому приходится часто наблюдать: Олег Петрович выслушивает кого-либо, и видно, что внутренне соглашается не со всем сказанным. Но он никогда даже виду не подаст, чтобы не смутить собеседника и уж тем более выставить его дураком. Королёв очень дипломатичен и умеет выстроить диалог самым плодотворным для обеих сторон образом.



– Трудно с вами не согласиться. Но у Олега Петровича несомненный дипломатический талант, который даётся отнюдь не каждому.


– Не столько в таланте дело, сколько в элементарном уважении. Сегодня тут и там принято разглагольствовать о «духовных скрепах». Да не о них надо рассуждать! Духовность выхолостили из общественного сознания. Поэтому давайте хотя бы просто попытаемся восстановить нормальные человеческие отношения. Я, например, помню своего прадеда. Он застал ещё царский режим, был старостой в храме, видел, как рушатся устои, меняется эпоха и общественный уклад. Но при этом не потерял веру в людей, не озлобился, не утратил понятий об истинных ценностях. Его уважительное отношение к окружающим неизменно возвращалось к нему добром: его ценили и считались с его мнением, в том числе, конечно, и я.


Почтительность и внимание к другим – вот с чего стоило бы начинать воспитание подрастающего поколения. Надо объяснять, как в азбуке, что в начале алфавита есть буква «а», и только в конце – «я». Так вот программу «Капельки» делаем мы, а не каждая «я» по отдельности. Всегда повторяю ребятам: телезритель – не подопытный кролик, не надо с ним экспериментировать и тянуть одеяло на себя, гнуть авторскую линию. Это проявление эгоизма и неуважения к аудитории, к членам команды, в которой делаешь общее дело. Просто снимите передачу так, чтобы, случайно увидев её, человек заинтересовался и не переключился через пять минут на другой канал. Если эту задачу удалось решить, значит, у нас всё получилось. А нет – тоже наша общая вина.



– И всё же, что на первом месте – телевидение, общение или опыт, который ребята получают в творческом коллективе?


– Иногда, собираясь в студии, дети будто забывают, зачем они здесь – говорят о чём угодно, кроме передачи. Порой приходится им напоминать, что неплохо бы вернуться к работе. Но я никогда особенно не давлю – самому бывает любопытно поучаствовать в их дискуссиях. Темы самые разные: от трудных задачек в домашнем задании до мировых проблем. Одним словом, общение – наиболее важная часть процесса. Тем не менее коллективное творчество на уроке или в рамках объединения, подобного нашему, множество личностей, множество «я» консолидируются, и получается результат: «мы сделали». Программа «Капельки» – итог труда многих индивидуальностей.


Каждый раз при составлении сценария юные журналисты тщательно подбирают буквально каждое слово, выверяют каждый вопрос для гостей передачи. Через общение участники объединения развиваются – внутренняя культура, культура нации транслируется посредством языка. За три с половиной десятка лет через «Спектр» прошло более тысячи школьников, и многие из них стали теперь известными персонами, артистами, телеведущими. Абсолютно убеждён: занятия в детских творческих организациях оказывают серьёзное воздействие на формирование личности. Неважно, говорим ли мы о «Спектре» или любом другом объединении: спортивной секции, школе танцев, театральном кружке.


Создавая творческий продукт, реализовываясь в деятельности, человек доказывает самому себе и миру: я способен преобразовывать действительность и совершенствовать собственную натуру. Вне социума, вне коллектива подобная потребность отсутствует, мотивация возникает только в условиях живого контакта. Случаются разные психологические обстоятельства, и не все укореняются в коллективе. И тут как раз на передний план выходит взрослый, который обязан удерживать систему от распада и выполнять функцию регулятора и наставника.


– Однако не у всех взрослых получается противодействовать чрезмерному увлечению своих чад Интернетом, фланированию по социальным сетям. Как вы считаете, не вытеснит ли Всемирная паутина потребность в естественном общении? Надо полагать, и вам нелегко вытащить детей из-за компьютеров и заставить их заниматься реальным делом вне сетевого пространства?


– Ошибочно полагать, что молодёжь изолируется от мира за экраном монитора. Единственное, против чего я протестую, – сетевой «новояз», изобилующий сокращениями, умышленным коверканьем слов и эмоциями, выраженными при помощи двоеточий и скобочек. Я настаиваю, чтобы ребята в виртуальной переписке со мной использовали язык в общепринятых нормах. Время стремительно несётся, сейчас никого не удивить этой шаблонной, утрированной системой символьного выражения, но беда в том, что люди забывают человеческие слова и искусство объединять их в связанные, благозвучные предложения. Слишком высокая цена за сэкономленные минуты. Боишься показаться кому-то старомодным, боишься не успеть вскочить в летящий вагон современности? Но мы в первую очередь – люди своего языка. Общение через Интернет сегодня в большей степени помогает, нежели мешает творчеству внутри коллектива. Ведь у меня работа, у ребят – репетиторы и уроки, оттого каждый день встречаться в студии не получается. Но с помощью Сети мы всегда остаёмся на связи и обсуждаем сюжеты в режиме онлайн. Таким образом, мы более мобильны и делаем работу быстрее. В этом смысле от Интернета только польза. С другой стороны, абсолютно убеждён: дети хотят встречаться и общаться вне социальных сетей, им интересно друг с другом, – просто необходимо создать комфортную среду. Если взаимодействие происходит на организованной площадке, под присмотром взрослых, тогда оно будет мотивированным и полезным.



– Что ж, в полезности «Спектра» как площадки для взращивания талантов сомневаться не приходится. С юбилеем, Владимир Валентинович, и желаем вашему детищу новых побед и долголетия! А вашим воспитанникам – успехов!


Фото из архива объединения «Спектр»

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх