lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 сентября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Образование 

«Сильная Россия – умная и образованная страна»

25.09.2009 "Липецкая газета". Милада Федюкина, Николай Черкасов (фото)
// Образование
За 70 лет аудитории университета становились вторым домом для 50 тысяч студентов.
За 70 лет аудитории университета становились вторым домом для 50 тысяч студентов.

Уникальным явлением назовут, вполне возможно, спустя годы появление в древнем Ельце классического университета. Девять лет, пролетевшие с той поры, доказали – решение оказалось верным. Небольшой, на сто с небольшим тысяч жителей, провинциальный город превратился в крупный университетский центр. А сам елецкий вуз вошел в золотой фонд Российского образования, был награжден международной премией – Золотой медалью и дипломом Ассоциации промышленности Франции за высокие темпы развития. Дважды – в 2005 и 2009 годах – ЕГУ удостаивался наград Международной Академии качества и маркетинга.


Среди отличий же руководителя университета доктора педагогических наук, профессора, академика Международной славянской Академии информатизации образования, члена-корреспондента Петровской Академии наук, члена Клуба ректоров Европы Валерия Кузовлева — почетная награда «Ректор года», медаль имени Сократа — по представлению Европейской ассоциации бизнеса «За интеллектуальный вклад в развитие современного общества». А также высшая национальная награда общественного признания – орден имени А. С. Макаренко.


Накануне юбилейных торжеств ректор ЕГУ имени И.А. Бунина Валерий Петрович КУЗОВЛЕВ стал гостем «Липецкой газеты».


— Напомню, что семидесятилетие — это всего лишь одна из дат, которые сегодня отмечаются нашим университетом, — без особых вступлений начал нашу беседу Валерий Кузовлев. — Свой отсчет учебное заведение ведет с открытия в 1879 году женской гимназии, построенной на средства елецких купцов. А это уже 130 лет. В 1919 году на ее базе создается рабочий факультет (90-летие которого мы также не можем обойти вниманием), а в 1939 году — буквально накануне второй мировой войны — появился учительский институт. Первые его выпускники, едва получив дипломы, ушли на фронт. Многие из них отважно воевали и после победы вернулись к преподавательской деятельности, пришли на кафедры, чтобы готовить учительские кадры для народного образования страны. Год 1953-й — это очередная веха в жизни елецкого вуза: учительский институт становится педагогическим, развивается заочное отделение, появляются первые доктора наук, растет число дипломированных работников.


Особенно подчеркиваю, именно педагогический институт своей масштабной исследовательской деятельностью в литературном краеведении (общественность Советского Союза многим обязана ученым ЕГПИ, открывшим миру и России имя нобелевского лауреата Ивана Бунина и давшим такое направление, как буниноведение), заложил основы для того, чтобы в биографии вуза появилась еще одна отправная точка. Девятого октября 2000 года решением аккредитационной коллегии Министерства образования России ЕГПИ был присвоен статус государственного университета, и в ХХI век мы вошли Елецким государственным университетом имени И. А. Бунина.


За годы своей деятельности наш вуз выпустил более 50 тысяч специалистов самой гуманной профессии на земле — учителей. Выпускники вуза успешно трудились в разных уголках СССР и сегодня продолжают достойно представлять альма-матер во многих регионах России, за ее пределами (более чем в шестидесяти странах мира). Свыше тысячи из них награждены медалями и орденами, носят звания заслуженного учителя РСФСР и России, работают в различных отраслях народного хозяйства.


— И все же был момент, когда однажды извечный «гамлетовский» вопрос: быть или не быть? — встал и перед елецким вузом. Этот переломный момент совпал с началом вашей ректорской карьеры. Какую антикризисную программу предложил Валерий Кузовлев в 1987 году и каков «бизнес-план» руководителя университета в XXI веке?


— На тот момент наш вуз входил в десятку самых маленьких пединститутов Советского Союза. Министерство на выбор предложило два варианта: либо закрыть, либо изменить подготовку специалистов. Мы выбрали путь развития: на всех факультетах стали готовить кадры для малокомплектных школ. Основной упор делался на подготовку универсальных педагогов, способных обучать школьников из сельской глубинки нескольким предметам, компенсируя тем самым нехватку учительских кадров. И наше ноу-хау оказалось наиболее успешным вариантом из имевшихся на тот момент в стране. Мы развивали и поддерживали направление дошкольного воспитания. И даже позже, когда по стране стали сокращать «ненужные» факультеты дошкольного воспитания и закрывать «за ненадобностью» детские сады, мы продолжали готовить специалистов смежных профессий…


Но вы правы — новый статус университета обязывает решать более сложные и масштабные задачи, главная из которых — полное удовлетворение потребности региона в кадрах. Для чего только за первые три года в нашем университете открылось 10 новых факультетов. И на сегодняшний день более десяти тысяч студентов очного и заочного отделений ЕГУ обучаются по 50 специальностям в таких направлениях, как естественные науки и математика, гуманитарные и социальные науки, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания, сельское хозяйство, информатика и вычислительная техника. Так что Липецкая область с помощью трех государственных вузов, находящихся на ее территории, в том числе и нашего, решает все кадровые проблемы.


— Одним из показателей конкурентоспособности выпускников (а следовательно, и самого вуза) является востребованность молодых специалистов на рынке труда и, главное — их трудоустройство по специальности. А это, согласитесь, зависит от качества подготовки и от уровня профессиональных знаний и навыков.


— Безусловно. И над решением именно этой задачи работают 19 факультетов и более сорока кафедр нашего университета. Главное направление — внедрение современных учебных информационных технологий, которые как раз и дают возможность повысить качество подготовки будущих специалистов в той или иной сфере. С одной стороны, мы занимаемся практической подготовленностью студентов, для чего в вузе серьезно пересмотрены программы производственных практик. С другой — осуществляем подготовку специалистов с учетом потребностей региона и созданием в области особых экономических зон промышленно-производственного типа «Тербуны», «Чаплыгинская», агропромышленного типа «Астапово», туристско-рекреационных зон «Елец», «Задонщина».


С крупными промышленными предприятиями сотрудничаем на договорной основе: утверждены программы совместной деятельности с ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Энергия», ОАО «Гидропривод»; ведется творческое сотрудничество с Елецким отделением Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО «РЖД». А в последнее время в ЕГУ успешно реализуются договоры о сотрудничестве не только с предприятиями Липецкой области и Ельца, но и рядом зарубежных фирм. В качестве примера достаточно назвать научно-образовательное сотрудничество с немецкой фирмой «CLAAS». Наши зарубежные партнеры организовали на базе сельскохозяйственного факультета центр, в котором ежегодно проходят подготовку порядка пятисот человек для работы на современных образцах сельхозтехники этой фирмы. Плюс к тому наши студенты экономфака вместе с сельхозфаком стажируются на предприятиях и заводах этой фирмы. И уже четвертый год подряд мы по приглашению немецкой стороны становимся участниками всемирной выставки сельхозтехники в Ганновере.


Еще одним видом подготовки современного конкурентоспособного выпускника стало создание на базе ЕГУ бизнес-инкубатора. Выиграв пять лет назад грант администрации Липецкой области, мы закупили технику, отремонтировали помещение и стали открывать малые предприятия. Сегодня это пять коммерческих фирм самых разных направлений.


— Каковы же результаты?


— Созданный на базе факультета дизайна центр «Арт-декор» только за прошлый год выпустил порядка ста наименований сувенирной продукции, рекламирующей старинный город, продажа которой осуществляется через сеть городских магазинов и университетский киоск, а ателье на том же факультете обеспечивает костюмами участников художественной самодеятельности, артистов студенческого театра «Тетис». Совсем скоро появится на факультете и малое предприятие по выпуску кружевной сувенирной продукции. Так что студенты не только набивают руку в мастерстве, проходят практику, но и учатся зарабатывать деньги.


— Валерий Петрович, за девять лет в старинном Ельце сложился «университетский округ», естественными границами которого стала конкретная историко-культурная территория, а стержнем Елецкий госуниверситет – не просто учебное и научное заведение, но градо- и системообразующий центр, формирующий культурно-образовательную среду древнего города. Елец и ЕГУ имени И. А. Бунина теперь уже невозможно отделить друг от друга...


— Совершенно верно. Начнем с наиболее актуальной экономической составляющей. Бюджет университета сегодня — это более четырехсот миллионов рублей, или одна четвертая бюджета города. На эти средства живут и трудятся одиннадцать тысяч преподавателей, сотрудников, студентов — по сути, десятая часть Ельца! А если в наши подсчеты добавить их семьи, то получится, что на треть Елец напрямую связан с вузом.


Еще пример. В дни юбилейных торжеств ЕГУ открывает три новых корпуса. Такого крупномасштабного строительства не вел ни один российский вуз! А ведь на эти объекты было потрачено более двухсот миллионов рублей, деньги остались в городе, а мы обеспечили фронтом работ ряд городских строительных организаций. Еще один момент: ЕГУ не только построил самый крупный, на 800 мест, концертный зал в Ельце, но взялся в столь сложное время за другой, куда более трудный проект и смог изменить лицо центральной улицы старинного города, решив проблему брошенного долгостроя. Силами ЗАО «Промжилстрой» на месте заброшенного остова здания мы создали уютный и один из современных учебных корпусов, в котором вместе с общежитием для аспирантов и факультетом журналистики будут располагаться и новые нанолаборатории физмата. А вуз будет продолжать вести строительство: уже заложен нулевой цикл последнего объекта университетского комплекса — библиотеки на миллион экземпляров.


— Но пока мы коснулись только экономической составляющей «университетского округа». А ведь, по сути, именно ельчане в свое время были первыми, кто на региональном уровне увидел в образовании необходимое условие сохранения культурных, исторических традиций не только конкретных территорий, но всей России в целом.


— Научные работы наших преподавателей способствовали тому, что на практике идея Национального парка «Бунинская Россия» была реализована на новом витке — в развитии ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Елец». Впрочем, мое мнение таково, что рано или поздно мы все равно вернемся к идее создания в регионе «Бунинской России», ибо любая городская зона ограничена по своей сути. Иное дело, когда в пределах ВСЕЙ области мы сможем показать в полной мере великолепие историческое, природное, краеведческое нашего края. Тем более, наши ученые разработали программу, которая включает самые разные направления — от восстановления, сохранения, изучения и популяризации памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, природных и антропогенных (ландшафтных) комплексов и объектов до просветительской, культурно-массовой и образовательной деятельности.


Кстати, эта опора на историко-культурное наследие, а также на уникальность историко-культурной территории в свое время определила такую стратегию развития ЕГПИ, которая, с одной стороны, позволила в полной мере раскрыться специфике и творческому потенциалу каждой кафедры, факультета, а с другой — послужила основой для интеграции науки и учебно-воспитательного процесса. А все вместе создавало предпосылки для плодотворного сотрудничества, в том числе и на междисциплинарном уровне — профессоров и преподавателей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры.


— Валерий Петрович, сегодня много говорят, в том числе и на самом высоком уровне, о роли науки в развитии нашего государства. А как, по-вашему, в современном обществе стимулируется интерес к научной и любой иной творческой деятельности?


— Современное положение науки в России меня, как ученого и руководителя вуза, не устраивает, поскольку это одна из причин торможения на пути к инновационному развитию. Не устраивает в том плане, что на сегодняшний день возможности занятия наукой у нас и за рубежом совершенно разные. В последние годы, правда, наметились подвижки к улучшению ситуации (увеличилось количество грантов для молодых ученых, размеры премий, стипендий), но это не решает общей проблемы. Сегодня мотивация получения высшего образования в нашем обществе не соответствует своей сути. В обществе отсутствует атмосфера, стимулирующая интерес к научной и любой творческой деятельности — печальная характеристика наших дней в противовес России 20-30-х годов, 50-70-х годов прошлого века.


А когда стали финансировать науку менее 4 процентов, случился резкий интеллектуальный обвал. Теперь же получается, что сиюминутные проблемы вдруг становятся главными. Поясню. Сейчас, к примеру, в стране дефицит рабочих кадров. Пожалуйста, решайте проблему, но не за счет снижения мотивации к высшему образованию. Ведь еще советскими временами было доказано, что выпускник вуза даже на рабочем месте трудится с большей отдачей и производительностью труда. Повышение которой, кстати, — как раз та задача, о которой много сегодня говорится. Решить ее, я уверен, поможет именно повышение образовательного уровня.


— Так какая она, сильная Россия? Это богатая, умная, образованная или умелая страна?


— Я бы богатство не выносил на первые позиции. Вспомним тот же Китай, страну, может, и не столь богатую в финансовом отношении. Но именно она смогла-таки поставить образование на службу государству. Наши студенты были на стажировке в КНР и смогли воочию увидеть, сколь высока мотивированность обучения у тамошней молодежи. Быть студентом в Китае не только престижно, но требует огромной напряженной работы — и еще средств. Мы тут сокрушаемся о перегрузках школьников и студентов, а в Китае рабочий день студента длится с 8 утра до 22 вечера. Так чего же удивляться экономическому прорыву страны и тому, что даже в условиях экономического кризиса она чувствует себя достаточно уверенно.


Но нам не надо копировать ни западные, ни восточные образцы. Я уверен, рано или поздно главной национальной идеей россияне поставят развитие отечественного образования и науки. Ибо только то государство сможет достичь прорыва в своем развитии, которое серьезно относится к образованию и использует все его возможности для повышения нравственного, экономического, оборонного потенциала. Поэтому мой ответ на ваш вопрос: сильная Россия — была и остается Россией умной и образованной.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Меркурий» защитит от беды

Анна Михалина
// Власть

На страже нашего здоровья

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть

Без пальмы и нитратов

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru, Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть

Условия диктует рынок

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование
Даты
Популярные темы 

В погоне за биткоином

Игорь ПАСТУХОВ // Общество

Проекты будущего

 Виктория ТОЛЧЕЕВА // Общество

Под прицелом папарацци

Олеся ТИМОХИНА // Персона

Каратэ-девчонка

 Олеся ТИМОХИНА     // Спорт

С настроем на успех

 Альберт ВАЙСБЕРГ      // Власть

Школа мастерства

 Виктория ТОЛЧЕЕВА    // Общество



  Вверх