lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Поезд идет на фронт

07.12.2014 "Липецкая газета". Виктор Елисеев, краевед, лауреат областной премии имени И.А. Бунина
// История

Украинское село Дьяковка раскинулось далеко в стороне от больших дорог. Но именно здесь в 1917 году родилась Елена Чухнюк, ставшая машинистом паровоза, одна из первых на железнодорожном транспорте удостоенная звания Героя Социалистического Труда.


В Дьяковке была только четырехлетняя школа. Елене пришлось получать неполное среднее образование в соседнем селе. Среди самых памятных детских воспоминаний — появление первого трактора «Фордзон». Его всем селом встречали. Тогда, наверное, у нее и зародился интерес к технике.


После семилетки девушке хотелось учиться дальше. В то время представительницы слабого пола с энтузиазмом осваивали мужские профессии — тракториста, летчика, комбайнера, шахтера, метростроителя, металлурга. Чухнюк стояла на распутье, пока ей в руки не попала газета, в которой девчат приглашали на курсы помощников машиниста паровоза. Решение принято! Лена отлично занимается на курсах при Гомельском локомотивном депо и получает заветный документ.


Работать на паровозе ей было нелегко. Час за часом большой совковой лопатой надо было бросать в ненасытную топку тонны угля. Она трудилась, ни в чем не уступая мужчинам, не давая себе поблажки. Затем были курсы машинистов. И вот ей доверили самой водить составы.


...22 июня 1941 года она прибыла около полудня в Чернигов. И там узнала, что началась война. Елена и ее товарищи по приказу начальства двинулись на восток. Ехали тяжело, под бомбежками. И наконец оказались в небольшом городке Ельце. Чухнюк возглавила бригаду машинистов. Но в декабре сорок первого враг дошел и до этого старинного русского города. Немцы ворвались в Елец.


Елена Мироновна должна была доставить сплотку паровозов в Среднюю Азию. Вернулась она в Елец, когда оккупантов вышибли из города. Чухнюк увидела страшные разрушения, в том числе на железнодорожной станции. Фашисты, отступив, продолжали ее бомбить, совершая в день десятки налетов. Люди работали под вой пикирующих самолетов, стрельбу наших зениток.


Суровым выдалось лето 1942 года. Враг рвался к Волге. Развернулись ожесточенные бои в Сталинграде. Елена Мироновна тогда трудилась во вновь сформированной паровозной колонне № 4 Особого резерва. Тридцать паровозов. За каждым закреплено две бригады. Для них была специально оборудованная вертушка — маленький дом на колесах, где они, сменяясь, отдыхали в пути.


У Чухнюк была комплексная бригада паровоза ЭП 723-88. Ответственность большая: в 23 года девушка — старший машинист. Первый рейс — в район Сталинграда. Везли боевую технику, боеприпасы, бойцов. На небольшой станции «Петров Вал» скопилось множество составов, пути были забиты до отказа. Из теплушек слышались стоны раненых. А тут еще немцы разбомбили путь. Спустя недолгое время в небе опять появились самолеты с черными крестами. А состав, который вела Елена, — тридцать восемь вагонов с авиационными бомбами! Вместе с машинистом под градом бомб и пуль она переправила эшелон на перегон. Это спасло от неминуемой смерти жизни множества бойцов.


Не раз Елене Чухнюк доводилось потом попадать под бомбежки на станциях и перегонах. И всякий раз она гнала от себя мысль: «Все, не уйти!». Держалась до конца и старалась следовать правилу: «Если можешь, не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку, с прицела проклятых стервятников!».


Бомбы долго миловали паровоз и теплушку Елены. Но однажды удача от нее отвернулась. Случилось это все на той же станции «Петров Вал» в пригожий осенний день 1942 года. Со стороны Камышина появились самолеты. Но на забитой вагонами станции никто и не собирался прятаться: с той стороны обычно летели только наши. Однако на сей раз это оказались «юнкерсы». Пикируя, они сбрасывали бомбы и расстреливали все живое из пулеметов. Вспыхнул один из составов. Эшелон Чухнюк не пострадал, но фашисты сожгли теплушку.


Пока длилась бомбежка, девушка пряталась в старой воронке. Казалось, что все уже закончилось. Чухнюк села в кабину. И вдруг появился одиночный самолет. Он сбросил несколько бомб неподалеку. Одна из них повредила тендер, осколок другой попал Елене в ногу. Но паровоза она не покинула. Взяв кувалду, выправила развороченные борта тендера, как смогла залатала досками и брезентом дыры и вновь — в дорогу, к Сталинграду.


Из Ельца их перебросили за Северный полярный круг. Вместе с бригадой она возила воркутинский уголь. Трудились по-стахановски — вместо трех суток доставляли груз за тринадцать часов. А затем их вернули в Елец. Шли бои на Курской дуге. Вновь бомбежки, обстрелы. Но теперь это случалось гораздо реже — кончилось господство фашистов в воздухе.


Однажды Чухнюк и ее товарищи вели состав, груженный новейшими танками. Семь раз бомбили их гитлеровцы. Но они прорвались. И прямо с платформы танки, заправившись, пошли в бой. Тот осенний день 1943 года Елена Мироновна запомнила навсегда. Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она была одна из трех железнодорожниц, которые первыми в отрасли удостоились такой награды.


После войны Елена Чухнюк закончила институт, много лет работала в локомотивном главке Министерства путей сообщения. Став пенсионеркой, была активисткой Центрального совета ветеранов железнодорожного транспорта. И каждый год 9 мая приходила с цветами на Поклонную гору к мемориалу в честь Великой Победы. Именно сюда 9 мая 1999 года она привела особый поезд, в котором ехали ее ровесники — воины-победители...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх