lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Инвестиции: прогноз стабильный

04.12.2014 "Липецкая газета". Виктор Страхов
// Экономика
Фото Николая Черкасова

Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как «холодный мир» между Россией и Западом, установившийся в последние годы, вновь начал сползать к «холодной войне». Растет недоверие, высказываются многочисленные претензии, принимаются санкции. Извлеченный из нафталина «джентльменский набор» обвинений в адрес России — вот уровень наших политических оппонентов сегодня. Ну а что происходит с диалогом экономическим? Как неблагоприятные западные ветры отразились на российском бизнесе? Об этом корреспондент «Липецкой газеты» беседует с начальником управления инвестиций и международных связей региона Игорем Маленко.

— Игорь Григорьевич, к западным санкциям в России на первых порах отнеслись довольно индифферентно. Мол, чепуха, ничего серьезного. Однако со временем в ряде регионов отмечено снижение инвестиций. А что в Липецкой области? И в частности, что с нашими контактами с западными фирмами?


— Ничего экстраординарного. Бизнес — не политика. Он рационален и прагматичен. У него иные приоритеты. И это не конфронтация, а прежде всего прибыль и развитие. А развитие — новые страны и новые партнеры. Конечно, предпринимателям приходится реагировать и на политические виражи национальных правительств. А вот как реагировать? Здесь многое зависит от того, насколько бизнес ориентирован на собственное государство. Ведь часто бывает так, что основные деловые интересы компании находятся далеко за пределами страны пребывания.


— Но в любом случае приходится выбирать из двух зол?


— Если коротко, то да. Однако экономические интересы не меняются так быстро, как политические симпатии. Вот почему за те полгода, в течение которых ситуация продолжала накаляться, Липецк посетили 19 иностранных делегаций. И в большинстве своем делегаций европейских. То есть тренд на продолжение сотрудничества сохранился. О том же самом говорит и рост инвестиций в экономику региона. За минувшие 9 месяцев он составил 5 процентов. Общая сумма вложений — без малого 62 миллиарда рублей. Иными словами, несмотря на падение инвестиций в целом по стране, мы сохранили позитивную динамику.


— А стало быть, санкции в отдельно взятом регионе успеха не имели?


— Не совсем так. Были и компании, которые, просчитав политические риски, заявили: да, мы будем делать этот проект, но чуть позже, когда ситуация изменится. То есть никто из бизнесменов не говорит: прощай, Липецк! Прощай, Россия! Естественно, и мы с ними не прощаемся. Не повлияли политические осложнения и на инвестиционную привлекательность региона. В октябре международное агентство «Фитч» подтвердило высокий рейтинг нашей территории, и прогноз остается стабильным. Вот почему ограничения иногда серьезно стимулируют деловые переговоры.


Скажем, в то самое время, как правительство США инициирует все новые санкции против России, с нами начинают контактировать многие американские фирмы. Более того, недавно было принято решение о строительстве в особой экономической зоне «Липецк» крупного завода по производству лаков и красок. Проект, оцениваемый почти в два миллиарда рублей, реализует компания PPG Industries Group — мировой производитель красок номер один и одновременно второй в мире производитель автомобильных красок. И у будущего завода уже есть потребитель в регионе. Создаваемый в Красном технопарк, где работает цех покраски автомобилей Great Wall Hover. А в перспективе, вероятно, появятся и другие партнеры, включая автозавод «Лифан» в ОЭЗ «Липецк».


— Несмотря на наш высокий инвестиционный рейтинг, НЛМК, тем не менее, предпочел построить электрометаллургический завод в калужском селе Ворсино…


— Здесь, как говорится, ничего личного. А точный и абсолютно оправданный с точки зрения логистики расчет. Завод построен в Ворсино потому, что там расположен потребитель металла. По той же самой причине, кстати, обосновалась в Липецке рядом с «Йокохамой» немецкая компания «Ланксесс». И «Лифан», выбирая площадку для завода, исходил в том числе и из того, что в Липецке расположен крупный производитель автолиста НЛМК.


— В липецких экономических зонах уже работают многие европейские компании. Но все они пришли к нам до санкций, когда никаких политических ограничений не существовало. Сегодня они появились. Это мешает нашим партнерам из Германии, Италии, Японии?


— Напротив, компания «Йокохама» увеличила выпуск продукции. Вот если бы она ввозила шины из Японии, тогда потери из-за курса валют были бы неизбежными. А так, да, она продает колеса за рубли, но рублями за все и расплачивается. Стабильно развиваются и итальянские заводы. Словом, все, кто локализовал производство до кризиса, сегодня в выигрыше. Появились возможности и у других, скажем так, неевропейских производителей, потому что рынок не терпит пустоты. И если уходят или не приходят одни компании, те, чье появление казалось наиболее логичным, приходят другие. Характерный пример. Буквально на днях в Москве на площадке «Деловой России» прошла презентация Липецкой области для делегации производителей автокомпонентов из Турции. Чем был продиктован наш интерес к турецким компаниям? А тем, что ежегодно фирмы из Малой Азии поставляют в Россию на 4,5 миллиарда долларов различных автодеталей. Почему именно они? А потому, что в бизнесе есть такое понятие, как окно возможностей. И если своими шансами не умеют воспользоваться компании-фавориты, а для нас таковыми до недавнего времени были североамериканские и европейские корпорации, их место занимают конкуренты.


— Видимо, именно так в Липецке появился и один из ведущих производителей автомобилей в Китае компания «Лифан»?


— Вообще-то этот автомобиль называется «Лифан», а компания по-китайски — «Лифань». И появилась она у нас не на волне западных санкций, хотя решение о строительстве в Липецке завода и совпало с ними по времени. Но здесь надо учитывать, что подписание контракта — парадный итог переговоров. Продолжалась работа три года. Мы встречались с партнерами и в Китае, и в Москве, и в Липецке. И присматривались они не только к нашей площадке. Но тем значимее результат. Потому что «Лифан» — это не просто новая машина. Это стратегический проект. С большими перспективами. Да, на первых порах в особой зоне появится завод, рассчитанный на выпуск 60 тысяч автомобилей в год. Но у нас в отличие от других автозаводов, освоивших сборку, будет вестись полноценное производство машин, а также изготовление моторов. А это иной уровень локализации.


— Насколько я знаю, «Лифан» — это не только легковые автомобили, но и автобусы, специальная техника, мотоциклы, мотокультиваторы…


— Полагаю, компания будет развивать свой липецкий сегмент. И, возможно, появятся новые производства и виды продукции. Но главным мне сейчас кажется даже не это. А то, что новое автопроизводство, и особенно моторостроение, предъявляет и качественно иные требования к знаниям, компетенциям персонала. Открывает новые перспективы перед уже состоявшимися инженерами и выпускниками вузов. Формирует запрос на продвинутых, высококвалифицированных специалистов. И на такой запрос уже реагирует высшая школа, и в частности Липецкий технический университет. Промзона «Липецк» превращается в площадку, где можно расти творчески, осваивать новые должностные ступени. Она становится своеобразным производственным и социальным лифтом для талантливых и инициативных специалистов. И в этом заинтересованы не только работники, но и сам бизнес. Не случайно компания «Йокохама» в течение нескольких месяцев готовила часть своего персонала в Японии. А такая стажировка — не только новые компетенции, но и новая техническая, технологическая, корпоративная культура, носители которой способны работать в самых разных уголках планеты.


— Как вы относитесь к утверждению, что санкции для России не столько минус, сколько плюс, потому как они стимулируют отечественное производство?


— Да, это так. К нам приходят многие российские инвесторы, вынашивающие проекты импортозамещения. И некоторые идеи реализуются. В Усмани, например, в скором времени появится завод, выпускающий электродвигатели, способные работать во взрывоопасных средах. Компания, которая прежде покупала их в Европе и поставляла потребителям, решила сама заняться производством. В Воловском районе российские инвесторы, за плечами которых хорошая европейская практика, закладывают сады. Проект не быстрый, но очень перспективный.


— В последнее время сворачивается наше технологическое сотрудничество со странами ЕС. Чем это грозит России и есть ли у проблемы решение?


— В свое время в подобной ситуации оказался Китай. После событий на площади Тяньаньмэнь, где китайские силовики жестко противостояли диссидентам, тоже были введены санкции. Но это ничуть не помешало стране еще в 90-х годах совершить гигантский экономический и технологический рывок. Сегодня развитие продолжается. Китай планирует в ближайшие годы инвестировать десятки миллиардов долларов в альтернативную энергетику, био- и информационные технологии, производство наукоемкого оборудования, современные материалы, в экономичные, работающие на альтернативном топливе автомобили, а также в энергосбережение и экологию. Уже сейчас многие китайские высокотехнологичные компании успешно конкурируют с американскими концернами. Тот же самый сценарий может быть реализован и в России. Все необходимое у нас есть. Напомню, что во многом именно российские эмигранты превратили Израиль в мощное инновационное государство. Ни у специалистов, ни у страны просто не было другого выбора. Мы тоже умеем работать в жестких условиях. Достаточно вспомнить пятидесятые-шестидесятые годы и нашу бесспорную победу в космосе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх