lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 декабря 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Картинки на бутылках

04.12.2014 "Липецкая газета". Лариса Пустовалова
// Общество
Рисунок Андрея Исупова

Антиалкогольная борьба — одна из тем, которые особенно волнуют депутатов всех уровней. И небезосновательно: почти 100 тысяч человек в год умирает в нашей стране от отравления спиртосодержащей продукцией и от болезней, связанных с ее чрезмерным употреблением. Россия по-прежнему остается одной из самых пьющих стран в мире. И хотя в последние годы ситуация стала меняться к лучшему, народные избранники уверены: процесс надо ускорить.



 


Потому в недрах Государственной Думы периодически вызревают соответствующие законопроекты. Так, представители ЛДПР с начала осени озвучили уже не одно предложение на данную тему. Это и идея продавать алкоголь так, чтобы исключить его из общего обзора покупателей: в отдельном помещении или огороженном месте торгового зала. И мысль о том, что продавать спиртное только тем, кто старше 21 года. Но самый большой резонанс вызвала инициатива депутата Андрея Свинцова «украшать» каждую бутылку большими устрашающими картинками, наподобие тех, что можно встретить на пачках сигарет. С таким подходом не согласны даже некоторые однопартийцы Свинцова. Мол, страшилки будут нелепы на бутылке легкого хорошего вина или элитного крепкого напитка. Мы же решили разобраться, что думают о подобных предложениях липчане.


Чугунная медаль и молитва


— Качественная винная продукция всегда была гордостью государства. И размещать страшные картинки на таком алкоголе как-то нелогично, — считает директор Липецкого музея декоративно-прикладного искусства Ирина Жирова. — Во-вторых, подобные этикетки неэтичны. Представьте шампанское с таким «украшением» на столе юбиляра или на свадьбе. Кто же такое купит? Разумеется, люди будут искать альтернативу, и как бы от этого не получилось еще хуже. Да и вообще, нормальному человеку напоминать о вреде алкоголизма незачем: он и так все знает, пьет редко. А на алкоголиков такое не подействует: им не важно, какая упаковка, главное — до содержимого дорваться. Поэтому смысла в этой задумке я не вижу. Вот Петр Первый пьяницам чугунную медаль на шею вешал, этот способ надежнее.


В бесполезности устрашающих картинок уверены большинство опрошенных нами липчан. А вот повышение возрастного ценза на продажу алкоголя и перемещение последнего в специализированные магазины одобрили бы многие. Единственный, пожалуй, кто поддерживает все предложенные меры, — главный врач областного наркодиспансера, заслуженный врач России Михаил Коростин. Пугающие этикетки, уверен он, сформируют представление о вреде алкоголя у подрастающего поколения. Это скажется не сразу, лет через 10—15, но эффект будет стойкий. Михаил Иванович вообще предпочел бы, чтобы спиртные и табачные изделия были бы обезличены. Например, была бы просто водка № 1, № 2, № 3 и так далее. Никаких соблазняющих названий и «завлекалок».


Очевидно, что это пока утопия. А вот повысить возраст покупателей до 21 года — вполне реально и, по мнению врача, оправдано физиологией человека. Ведь наш мозг созревает как раз только к этому возрасту. Алкоголь же вредит формированию нервных клеток. И те, кто начинает пить смолоду, многое теряют в плане развития заложенных природой возможностей.


— И вообще, давайте избавимся от дикой традиции расслабляться с помощью алкоголя, — призывает Михаил Коростин. — Это сильнейший психотропный препарат, вызывающий быстрое привыкание. Мой отец на фронте не пил, а там-то поводов было побольше, чем у нас с вами сегодня. Есть множество нормальных способов успокоиться: физкультура, йога, чтение, прогулки, общение с близкими по духу людьми, с любимыми. Не можете сами решить психологические проблемы — обращайтесь к квалифицированным специалистам. А еще хорошо помогает молитва. Это я как доктор говорю: ученые доказали, что молитва благотворно воздействует на мозг.


Главный нарколог области привел еще один факт в пользу трезвости. Часто говорят: в Европе пьют вино с детства и — никакого ущерба здоровью. Но мало кто знает, что большинство мужчин старше 70-ти лет во Франции больны циррозом печени.


Пьянство русских — миф


Оказывается, устрашающие этикетки на бутылках — это то самое хорошо забытое прошлое, которое кажется новым. В дореволюционной России депутаты Госдумы тоже предлагали пугать выпивох картинками с черепом и костями. Меру так и не ввели — ее, как и сегодня, раскритиковала общественность. Но в трактирах одного из уездов на стаканах нарисовали-таки зеленых чертей, чтобы напомнить любителям горячительного о последствиях злоупотребления. Результат был неожиданный: завсегдатаи полюбили такую посуду и требовали, чтобы им подавали именно стопки с «зелененькими». Об этом нам рассказал ассистент кафедры отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета Иван Шевченко. Молодой человек пишет диссертацию на тему «Употребление алкоголя и борьба за трезвость в дореволюционной России».


— То, что русские всегда страдали алкоголизмом, — исторический миф, — утверждает Иван. — Его придумали журналисты на рубеже девятнадцатого — двадцатого столетий. 70 процентов населения тогда были крестьянами. Им некогда было пить, да и денег на это не водилось. Однако после сбора урожая по осени играли свадьбы, тогда же отмечали престольные праздники. И журналисты, которые попадали в тот момент в деревню, видели хмельных мужиков. Да, нормы сельчане не знали, но по-настоящему злоупотребляли спиртным тогда горожане: рабочие и интеллигенция.


Тем не менее проблема растущего алкоголизма уже тогда беспокоила государственных мужей. Но единственный действенный способ борьбы с пьянством, по мнению Шевченко, существовал, когда жители сел имели право решать судьбу кабака, работающего в их местности. Однако с введением государственной монополии на продажу алкоголя в 1895 году такая возможность исчезла. В 1914-м ввели «сухой закон», чтобы исключить массовое пьянство во время всеобщей мобилизации. Казна тогда потеряла четверть доходов, а население переключилось на самогоноварение.


— Запретительные меры в борьбе с алкоголизмом имеют непредсказуемый эффект. Гораздо действеннее — пропаганда здорового образа жизни. Предложите человеку реальную альтернативу тому, как проводить свободное время, не бросайте его один на один с трудностями, разработайте механизмы решения семейных и социальных проблем, тогда и желающих приложиться к бутылке будет меньше,— считает историк.


Хождение по кругу


Непредсказуемые результаты борьбы за здоровье граждан с помощью запретов уже проявились. Так, запрет продажи пива в киосках породил волну парфюмерно-фармацевтического алкоголизма. Об этой проблеме уже заявили и наркологи, и простые липчане.


— Я любитель и знаток пива. И мне неприятно, что, задержавшись на работе, не смогу купить пенное. При этом в киосках легко можно приобрести лосьон или настойку на спирту. Так что для маргиналов, которым все равно, что пить, ничего не изменилось, — сожалеет известный в Липецке коллекционер пивных этикеток Павел Иванников.


Михаил Коростин и вовсе бьет тревогу: в последнее время резко увеличилось количество смертей, спровоцированных подобным алкоголем. А если выпивохи и остаются живы, то сходят с ума.


— Качество спирта в лосьонах самое низкое, различные добавки не предназначены для употребления в пищу. Лекарства не менее опасны: если выпить сразу весь пузырек настойки боярышника — остановится сердце, — преду­преждает доктор.— Единственный выход в этом случае — повысить цены на лосьоны и настойки.


Как «шарахание из стороны в сторону» охарактеризовал национальную политику по отношению к алкоголю один из наших собеседников. И попал в точку. На днях в Госдуму поступило предложение Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций: разрешить рекламу табака и алкоголя в печатных СМИ. Объясняют чиновники эту инициативу желанием СМИ выжить во время прогнозируемого экономического спада. Они подсчитали, что производители дурмана принесут изданиям прибыль в два миллиарда рублей, четверть от которых пойдет в государственную казну. Уже озвучивались также предложения вернуть пиво и сигареты в киоски. Таким образом, в Госдуме будут обсуждать противоположные, по сути, законодательные инициативы. Борцы за здоровый образ жизни будут спорить с радетелями пополнения казны. Вот только не замечено предложений об альтернативе досугу с рюмкой в руке. И о том, как вывести часть населения из социальной депрессии, зовущей запить по-черному, депутаты, похоже, не придумали. Гораздо интереснее фантазировать, какими будут этикетки.


Кстати



За 10 месяцев 2014 года в Липецкой области полиция пресекла 1951 случай реализации некачественной алкогольной продукции, сообщает пресс-служба УМВД по Липецкой области. Поймали за руку 429 продавцов, реализовавших спиртное несовершеннолетним (за аналогичный период прошлого года — 418 нарушений).


В том числе благодаря антиалкогольной политике в регионе удалось снизить подростковую преступность. Показатели здесь сократились на четверть. В среде несовершеннолетних не допущено убийств, фактов причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом, случаев вымогательства и хулиганства.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество



  Вверх