lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 ноября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Нетленная красота

27.11.2014 "Липецкая газета". Нина Вострикова
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Платье из креп-жор­жета лилового цвета даже приснилось мне: струящаяся фалдами от талии легкая ткань, кокетливая отделка на груди… Сшито оно было в середине пятидесятых годов прошлого столетия. А сегодня его можно увидеть в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, в экспозиции «Привет из Липецка XX века».


Среди тех, кто пополнил музейный фонд редкими по сегодняшним дням экспонатами, — липчанка Галина Орлова. Помимо одежды это — и салфетки, и скатерти, и другие изделия ручной работы. Я встретилась с Галиной Викторовной, чтобы поговорить о моде прошлых лет, но в итоге беседа вышла из берегов этой темы. Старые вещи напомнили о разных моментах в жизни их хозяйки, оказавшейся личностью во всех смыслах незаурядной.


Бархат на шифоне


Галина Орлова (в девичестве Пастухович) родилась в 1932 году в семье летчика морской авиации, прошедшего Гражданскую войну. Ее мама была из рода Туровских, державших до революции в Липецке ликероводочный завод. Но до начала Великой Отечественной войны Галя с родителями жила во Владивостоке. На историческую малую родину девочка вернулась с мамой, когда отца забрали на фронт. Здесь, в Липецке, Галина окончила школу, здесь же встретила своего будущего мужа — Виктора Орлова. В 1956 году молодые поженились.


— На второй день свадьбы я надела лиловое платье из модного тогда жоржета, сшитое руками мамы. То самое, что теперь находится в музее, — вспоминает она. — В день торжества оно было украшено бархатными бордовыми цветами и поясом в тон. В первый же день свадьбы я была одета в платье из бледно-розового шифона, отделанное цветами из бархата.


Только женская память может сохранить и такую деталь: в каком наряде ты встретила мужа после длительной разлуки.


— В 1958 году, когда дочери исполнился год, я поехала к мужу в Могилев, где он учился в школе КГБ, — рассказывает Галина Викторовна. — На мне было темно-лиловое платье с золоченый поясом-змейкой. А сверху меховая накидка и «менингитка» с вуалью — такая миниатюрная шляпка сбоку в волосах.


— Конечно, муж ценил мой вкус и умение выглядеть хорошо, — продолжает она. — Как-то, пытаясь меня порадовать, подарил розовую кофточку с цветами и пуговками на спине. И вышел с ней конфуз. Собираясь в гости, супруг попросил, чтобы я надела ее. Рисунок из цветов и пуговицы, по его мнению, должны были украсить грудь. Как попросил, так и надела. (Правда, мама не могла понять, с какой стати выточки оказались на спине).


Всех своих красивых платьев и нарядов Галина Викторовна уже и не перечислит, потому что их было сотни: одеться со вкусом наша героиня не только любила и умела, но и могла себе позволить. И о близких не забывала: с первой зарплаты мужа Галина, сама еще студентка, сделала царский подарок любимой подруге Кларе Шевчук — купила ей шубу из крота. Кларино пальто, перешитое из шинели, «ушло в отставку».


Вообще, из тканей в почете в те годы были кашемир и штапель, крепдешин, тонкие шерстяные ткани, сукно, драп. Носили легкие платья с вырезом каре или уголочком. Нравился модницам фасон «татьянка», подходящий к любой фигуре, подчеркивающий талию. Пуговицы были из натурального перламутра. А вот брюки женщины той поры не носили. Из обуви предпочитали туфли, а в непогоду — галоши на каблуках. Такие вот модные тренды.


Кстати, училась Галина в Воронежском медицинском институте. Утонченной моднице, чем-то похожей на тезку по фамилии — знаменитую актрису Любовь Орлову, пришлась по душе профессия… танатолога. (Танатология изучает все, что связанно с процессом умирания, прекращением жизнедеятельности организма). Позже решительной, грациозной, с тонкими пальцами, выпускнице мединститута предложили работу в Липецком областном бюро судебно-медицинской экспертизы.


Криминальные тела


За плечами Галины Орловой 54 (!) года стажа в качестве врача-судмедэксперта, 30 лет из них — в качестве эксперта танатологического отделения в Новолипецком морге. Последние годы она работала в отделе освидетельствования граждан, потерпевших и обвиняемых. Перебирая образцы старинной вышивки, переданной ею в дар музею, Галина Викторовна между делом, к слову, вспоминает, как ей приходилось вскрывать трупы — порой «несвежие», иногда искореженные автомобилями или поездами, освидетельствовать избитых, изнасилованных. Были и выезды на место ДТП, убийства или несчастного случая. Со временем Галина Викторовна стала высококлассным специалистом в своей области. Ей поручали и уникальную работу: Орлова участвовала в эксгумации тела отца Михаила Лермонтова, Юрия Петровича, когда в 1974 году его решили перенести из разрушившегося прицерковного кладбища села Шипово Становлянского района в Тарханы.


Признаться, на фоне ажурных салфеточек, вышитых зимнего пейзажа и портрета девушки с кувшином эти воспоминания приобретают особый колорит. В глазах обывателей работа нашей героини малопривлекательна и жутковата: приходишь на службу, а там — трупы. Но со свойственными ей логикой и рассудительностью Галина Викторовна говорит о пользе своей профессии.


— Мои коллеги тоже ставят диагноз, как хирурги и рентгенологи, и уж точно видят клинику заболевания лучше терапевтов, — отмечает она. — Для чего вскрывают погибшего насильственной или естественной смертью человека? Чтобы узнать причину смерти и уровень смертности от разных видов патологий. От заключения судмедэксперта зависели судьбы многих людей, в том числе и врачей. Мы могли установить ошибки диагностики, и на наших заключениях учились врачи-практики.


Ручная работа


Сегодня в свои 82 года Галина Орлова без слов доказывает: женщина может быть интересной в любом возрасте. Аккуратная прическа, тонкие изогнутые ниточки бровей, чуть насмешливый взгляд, маникюр, изысканная бижутерия и массивные серебряные кольца на пальцах… Для полноты образа не хватает шляпки с вуалью. Она по-прежнему любит наряды, хотя из модной одежды прошлого столетия может позволить надеть себе далеко не все. Дело, впрочем, не в возрасте, а в том, что не хочется выглядеть «белой вороной». Недавно, например, в поликлинике Галина Викторовна, переодеваясь за ширмой, услышала, как молодые медсестры диву давались, какая на их пациентке интересная нижняя рубашка. «Да это ж комбинация, девочки», — сказала она и сама рассмеялась. Но кто сейчас из юных красоток знает об этом предмете дамского туалета?


Вкус к красивой стильной одежде — наследственная черта Галины Орловой. Ее бабушка носила в волосах костяной гребешок, который сегодня, кстати, хранится в областном краеведческом музее. Ее мама в свое время не ленилась ездить за одеждой из Таганрога в Ростов. И даже папа умел вышивать. Но в этом искусстве больше всех преуспела бабушка Мария Туровская. Вышитые ее руками изящные вещи сохранились в домашней коллекции Галины Орловой. Одна из них — скатерть, которой больше 100 лет. Бабушка Галины любила вышивать одним из самых красивых, на ее взгляд, видов ажурной вышивки — мережкой. Ею украшали детскую, женскую и мужскую одежду, постельное белье, салфетки, скатерти. Некоторые работы вешали в рамках на стены. Маме же Галины Викторовны особенно удавалась вышивка гладью. Один из любимых сюжетов — анютины глазки. Цветы разных оттенков — от голубых и синих до розовых и лиловых — и поныне сохранили сочность красок, а изделия — великолепный вид.


— В детстве я любила ходить к старушкам-белошвейкам. Их небольшие частные дома стояли на площади Петра Великого напротив Нижнего парка. В нашей же семье были две швейные машинки распространенной в те годы марки «Подольск» — одна для шитья, другая — для вышивания, — рассказывает Галина Викторовна. — А вот у тети была немецкая — «Зингер». Мне нравилось, когда мама шила. Так, любуясь ее работой, научилась этому мастерству и я.


Наша собеседница и вышивала крестиком. Готовыми схемами она пользоваться не любила, создавала работы по маминому методу: понравившуюся картинку перерисовывала, подбирая нужные цвета, а затем переносила сюжет на канву.


Но увлечение изящным рукодельем для Галины Орловой — это не только прошлое. До сих пор она вручную шьет лоскутные одеяла, которые пользуются неизменным успехом на выставках. Причем соответствующий кружок она начала посещать уже в весьма зрелом возрасте. Кружок, кстати, уже распался, а создавать красоту из разноцветных лоскутков Галина Викторовна не перестала. Иголку ее пальцы держат так же крепко, как когда-то скальпель. И она искренне радуется тому, что ручная работа сегодня снова в моде у молодого поколения. С удовольствием заходит в магазины, дивясь новым технологиям, тканям и сравнивая тот век и нынешнее время.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх