lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 ноября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Совместные аукционы

22.11.2014 "Липецкая газета". Галина Светлова
// Экономика
С начала этого года заработал 44-й Федеральный закон о контрактной системе, который установил новые правила закупок, в частности усилил их централизацию. О первых итогах работы в изменившихся условиях мы попросили рассказать начальника управления по размещению госзаказа Липецкой области Владимира Зайцева.

Не по остаточному принципу


— Государственные закупки – это основная часть бюджета как Российской Федерации, так и нашего региона. Прозрачность, недопущение нарушений, исключение коррупционных составляющих в этой сфере являются чрезвычайно важными задачами. Для их решения необходимы квалифицированные кадры, имеющие опыт работы и высокий уровень компетенции в данной сфере. Именно поэтому одним из нормативно закрепленных принципов контрактной системы продекларирован принцип профессионализма.


Квалифицированный закупщик в пределах своей компетенции должен быть подготовлен к решению стоящих перед ним задач на профессиональном уровне, имея при этом соответствующее образование, знания и навыки. Нельзя заниматься таким сложным делом «по остаточному принципу», уделяя ему часть рабочего времени. Несомненно, в нашей области есть заказчики, имеющие целые контрактные службы с определенным кадровым потенциалом, способные качественно организовать закупочный процесс. Но в то же время есть множество бюджетных учреждений с незначительным объемом закупок. И, как правило, их сотрудники, например, экономисты, бухгалтеры и другие, имеющие свои основные должностные обязанности, должны заниматься ещё и закупками. А их проведение предполагает не только грамотное определение потребностей, но и организацию сложных многоуровневых закупочных процедур, контроль за исполнением контрактов, а также соблюдение большого количества обязательных требований, связанных с осуществлением закупок. При таком совмещении обязанностей неизбежны перекосы, и не в пользу закупок. Возникают риски нарушения законодательства. Поэтому у таких заказчиков наблюдается текучесть кадров, обусловленная повышенной нагрузкой и ответственностью, административными штрафами и, при этом, отсутствием стимулирования.


Закон предусматривает, а мировая и российская практика показывает, что централизация закупочного процесса имеет свои преимущества. Это когда закупки осуществляются через институт уполномоченных органов, где сконцентрированы грамотные специалисты, повышение квалификации которых ведется не «от случая к случаю», а является основной формой совершенствования, особенно необходимой в условиях постоянно меняющегося и усложняющегося законодательства. Кроме того, устанавливается более действенный контроль за расходованием бюджетных средств, обеспечивается законность и обоснованность принимаемых решений, исключается неоднозначное толкование или принятие субъективных решений, гарантируется профессионализм и качественный уровень проведения закупочных процедур. Более того, существенным плюсом централизации закупок является то, что значительный объем полномочий, возлагаемых на контрактные службы заказчиков и контрактных управляющих, существенно сокращается за счет передачи функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченному органу.


Заказчики, объединяйтесь


Совместные закупки проводятся в форме аукциона или конкурса в интересах нескольких заказчиков. Смысл их в том, что если нескольким заказчикам требуются одни и те же товары (работы, услуги), то руководители этих организаций могут принять решение об объединении своих потребностей и поручить уполномоченному органу провести одну закупку соответствующих товаров (работ, услуг) для всех учреждений-заказчиков. При этом необходимо отметить, что большие объемы закупок, являющиеся характерной особенностью совместных аукционов или конкурсов, вызывают повышенный интерес со стороны крупных компаний, которые, в свою очередь, за счет своих производственных мощностей способны предложить более выгодную цену закупки.


Именно благодаря объединению потребностей нескольких заказчиков в одну крупную закупку повышается экономия бюджетных средств за счет снижения цены единицы продукции при крупных оптовых закупках, а также обеспечивается снижение трудозатрат, сокращается документооборот, повышается «прозрачность» закупок.


Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать преимущества совместных аукционов, приведу пример закупок лекарственных препаратов и автомобильного топлива для нужд учреждений здравоохранения области. Всего лишь в 2 процентах случаев от участников закупок лекарств не поступило ни одной заявки, при этом область сэкономила 135 миллионов бюджетных рублей. А по результатам совместного аукциона на закупку автомобильного топлива 39 заказчиков в течение четвертого квартала 2014 года получат его по одинаковой цене. Бюджет при этом экономит 2,2 миллиона рублей.


В настоящее время сложилась ситуация, когда большинство бюджетных учреждений социальной сферы закупают, например, одинаковые продукты питания (молоко, рыбу, сметану, хлеб и т.д.), однако на один и тот же товар устанавливаются различные начальные (максимальные) цены (в расчёте на единицу товара), и, как следствие, он закупается по различным ценам. Такая организация закупок приводит к многократному увеличению количества проводимых закупочных процедур, требует дополнительного времени на осуществление закупки, увеличивает цену закупаемого товара и, в конечном итоге, приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств. Как показывает практика, интерес к таким закупкам со стороны поставщиков остается низким ввиду наличия косвенных затрат, как правило, временных и трудовых, необходимых для подготовки заявок на участие в процедурах.


Возникает вопрос, почему этот эффективный, а значит, и необходимый вид закупок пока что у заказчиков не пользуется популярностью? Проблема кроется в организации такого трудоемкого процесса: кто будет организатором таких закупок, подготовит и заключит соглашение, удовлетворяющее интересы всех участников. И здесь, конечно, вполне логично поручить эту работу уполномоченному органу, обладающему необходимым опытом.


За годы работы, в том числе по организации и проведению совместных торгов, нашим управлением накоплен необходимый практический опыт и сформировано понимание задач по превращению совместных закупок, которые порой выступают в роли «пасынка», в действительно эффективный инструмент государственных и муниципальных закупок и обеспечения экономии бюджетных средств. Надеемся, что практика проведения совместных аукционов и конкурсов распространится не только на закупки лекарственных препаратов и автомобильного топлива, но и другие виды товаров, работ и услуг. Это будет грамотным и профессиональным решением.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 22 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: +5C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх