lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 ноября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Виражи поэзии и прозы

21.11.2014 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура

Чтение толстого журнала — занятие для любителей экстрима. Попробуй с ходу перестраиваться на эмоциональную волну очередного автора, вписываясь в крутые тематические, стилистические, философические виражи непохожих друг на друга поэтов, прозаиков, публицистов.


Вот в третьем номере «Петровского моста» за этот год Анатолий Рощупкин в элегических, прозрачных стихах размышляет о неумолимом беге времени, ностальгирует по деревенскому детству, всматривается, вслушивается в родные весенние или осенние пейзажи:



Еще надеюсь и живу,


Еще люблю и ненавижу.


Как листья падают в траву,


Надеюсь, что не раз увижу.



И вдруг по контрасту — взрыв чувств, дерзкие метафоры, то пронзительные, то почти пародийные в своей безоглядности строфы Наталии Рябухиной:



Очень трогательный


без защитной своей кожуры —


взялся трогать меня


за мои города и миры.



Или Михаил Червяков. На фоне более традиционных коллег он кажется жестким, вызывающе дисгармоничным. Фольклорные и евангельские мотивы у него соседствуют с шелухой сегодняшних реалий типа пластилиновых мультфильмов и жвачкой «Дональд Дак». Но это не формальное штукарство. Это его способ осмысления жизни, его стремление прорваться из бытового измерения в бытийное. И он не боится, если при этом строки получатся странные, шероховатые, угловатые, неловкие.


С прозаиками подчас тоже не легче. У них опять-таки много историй «родом из детства». Пространный и весьма дидактический рассказ Тамары Алексеевой «Салют Костям» о некрасивой девочке, гадком утенке, которого травят те, кто мнит себя белыми лебедями. Но спустя годы в прошлом гадкий утенок даст ощипанным жизнью лебедям предметный урок, как быть счастливым. У Петра Игнатова немножко смешная, немножко грустная байка о храбром козле по кличке Борька-гладиатор. Владимир Богданов в «Отрывках из ненаписанного» предложил публике непритязательные рыбацкие зарисовки, проложив их притчей об одиноком человеке и столь же одиноком бездомном псе.


Из этого ряда выламывается известный мне прежде неплохими стихами Андрей Новиков. Что из себя представляет его рассказ «Писатель Капитанкин», несложно догадаться уже по начальной строке: «В этот летний день в поселке Бредкино была очередь писателю Капитанкину коров пасти». Новиков в невозмутимой сказовой манере излагает абсолютно сюрреалистические обстоятельства житья-бытья этого абсолютно абсурдного персонажа. В сдвинутом, однако в чем-то весьма узнаваемом мире Капитанкина женитьба на гермафродите или встреча с инопланетянами — вполне заурядные события. В тексте Новикова слышится эхо «Митьков», а возможно, и «обэриутов». Насколько этот путь для автора органичен и перспективен? А Хармс его знает. Поживем, увидим...


Ну, а большинство стихотворцев и беллетристов сочиняют про любовь. Только у одних интимная лирика замыкается на самой себе, не прорастает корнями в землю, а кроной в небо, превращается в засушенный листочек-лепесточек, вложенный в забытую книгу. А у других звучит сильно и страстно, и ее не заглушит набат никакой прямолинейно гражданской, публицистической поэзии. В этом отношении замечательная подборка у Людмилы Парщиковой. В ее стихах исповедальное так естественно соединяется с общим — судьбой России, судьбой мира.


«Черный Принц» Аллы Линевой — самая обширная публикация номера. Если есть такой жанр — дамский роман, то у Линевой получился роман девичий, девчачий. Манера несколько инфантильная, ученически старательная. В начале главок — добросовестные пейзажики, сводки погоды, чтобы нам было ясно, когда что происходит. Кроме главных героев мелькают братья, подружки, подружки братьев, прочие родные и знакомые. Их много, и они, увы, безлики, запомнить их трудно. Ощущаешь одномерность и действующих лиц, и всей любовной истории. Хочется глубины, второго, третьего плана. Но нас окунают не в море, не в реку, а в фаянсовую ванну.


Похожее впечатление оставляет и написанный опять же в жанре «воспоминаний о молодости» рассказ Александры Тамбовской «Глухари». Зато второй ее рассказ «Лукояр» гораздо интереснее. Он пронизан болью памяти об исчезнувших деревнях. В нем есть та отсутствующая в «Черном Принце» и «Глухарях» многоплановость, тот масштаб, которые отличают художественную прозу от житейской истории.


А больше всего понравилась мне «Веселка» Владимира Коротеева. О чем этот рассказ? Да как будто бы и ни о чем. Никакой интриги, никаких событий. Картинки из жизни, диалоги, вязь точно найденных слов, интонаций — от анекдотической до лирической, от улыбчивой до сострадательной. Так о чем же Коротеев все-таки пытался нам сказать? Так я ведь уже объяснил: ни о чем. И тем не менее обо всем. А сам он подытожил свою «Веселку» так: «Человеческая жизнь: кто прав, кто виноват в ней — поди разберись».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 23 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Аристократ духа

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru
// Культура

Забвению вопреки

Роман Ромашин, romanromashin@ yandex.ru
// Общество

А вот кому «спасатель» от денег?

Анастасия Карташова, тел. 50-17-35
// Общество

Пятый век обители


// Общество
Даты
Популярные темы 



  Вверх