lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 ноября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Тень гения

20.11.2014 "Липецкая газета". Раиса Крылова, заведующая филиалом мемориального музея памяти Л. Н. Толстого «Астапово»
// Культура
Профиль Л. Н. Толстого на стене.
Профиль Л. Н. Толстого на стене. Комната, где умер великий писатель. Фото Р. Ромашина
В доме Ивана Озолина, бывшего начальника железнодорожной станции Астапово (ныне Лев Толстой), хранится трогательная история последних дней жизни литературного гения. Посетители, осматривавшие мемориальную комнату, часто интересуются рисунком над кроватью, на которой скончался Лев Николаевич. На обоях можно разглядеть очертание профиля покойного. Отражение на стене обвел кто-то из присутствующих на прощании 7 (по новому стилю 20) ноября 1910 года.


Кто же увековечил столь необычным способом тень Толстого? Ответ на поставленный вопрос до сих пор будоражит умы многих исследователей. Существует несколько предположений, с которыми я бы хотела познакомить читателей. Согласно первой легенде теневой портрет изобразил художник Леонид Пастернак, известный иллюстратор толстовских произведений, приехавший в Астапово утром 8 ноября. Однако к этому моменту многие корреспонденты уже сообщили в телеграммах об обведенной тени на обоях. Например, репортер «Газеты-Копейки» В. Готвальд 7 ноября в десять вечера написал в редакцию: «В половине одиннадцатого на стене, около кровати, где скончался Лев, тщательно зарисован его силуэт». Корреспондент С. Раецкий в этот же день сообщил в «Столичную Молву»: «Вечером художник толстовец зарисовал силуэт лежащего кровати Льва стене комнаты». П. Виленский в телеграмме в «Киевскую Мысль» 7 числа констатировал: « Инициативе служащих стене, которой кровать, обведен теневой профиль Толстого». Следовательно, предположение про Леонида Пастернака несостоятельно!


По следующей версии, профиль классика обвел учитель пения местной железнодорожной школы Алексей Лебедев. Об этом в свое время написала его младшая внучка Зоя Грандберг, ссылавшаяся на рассказы бабушки. В ее воспоминаниях говорится, что дед обвел тень цветным карандашом. В сборнике телеграмм «Смерть Толстого», увидевшем свет в 1929 году, авторы действительно упоминают о неком «молодом человеке» или «народном учителе». Сотрудник «Киевской Мысли» П. Виленский сообщал 7 ноября в восемь вечера: «…Половина седьмого группы выделился молодой человек форменной фуражке, говорят, народный учитель. Большой искренностью сказал слово. Я, сын народа, земно кланяюсь тебе имени русского народа. Ты весь наш, хотя многие сочинения твои печатаются за границей, доходят отрывками. Ты был счастлив, если бы знал, умер здесь, среди крестьян, которые любят, еще больше будут любить тебя. Время речи явилась графиня. Говоривший обратился просьбой разрешить пропеть вечную. Молча кивнула головой…»


В воспоминаниях Зои Грандберг читаем: «Гражданским поступком моего деда, чем я очень горжусь, было то, что с разрешения Софьи Андреевны детский хор под руководством Алексея Васильевича запел молитву, за что и был тут же грубо препровожден в жандармский вагон и какое-то время содержался под арестом». А в свидетельских показаниях заведующего аптекой станции Астапово Александра Малинина, готовившего лекарства для знатного больного, говорится: «Во время выноса весь двор при доме начальника станции и школьный двор были заполнены народом. Все присутствующие запели «Вечную память» под руководством учителя Лебедева».


В свидетельствах Антонины Поповой, одноклассницы дочери Лебедева Веры, тоже рассказывается, что «школьный учитель пения Лебедев с хором пел «Вечную память». В воспоминаниях дочери Алексея Лебедева Н. Карцевой читаем: «Очень рано утром А.В.Лебедев с группой учеников, в числе которых была и моя сестра Раиса, получил разрешение проститься с великим писателем. В комнате горела лампа, на стену падала четкая, ясная тень Льва Николаевича. Это привлекло внимание учителя. Он вынул из кармана своего пиджака красно-синий карандаш и обвел на стене контур тени синим цветом».


Как видим, версия, что именно педагог, именуемый в телеграммах «молодым человеком» (ему было 38 лет), изобразил силуэт Толстого, не возникла на пустом месте. В скорбные дни Алексей Лебедев бывал в комнате, где вершилась история. Но нас смущает тот факт, что изначально тень была обведена все-таки не цветным карандашом, а древесным углем. Что, кстати, подтверждено актом 1961 года, связанном с закреплением силуэта умершего Л.Н.Толстого на обоях. В документе написано, что «первоначально, в 1910 году, силуэт был нарисован древесным углем, был обведен впоследствии синим карандашом по углю. Рисунок закреплялся трехпроцентным раствором дамара в спирте».


В воспоминаниях начальника станции Ивана Ивановича Озолина есть такие строки: «Целый день и ночь происходят трогательные сцены прощания с покойным. Окрестные крестьяне, служащие и проезжавшие солдаты с поездов, — все заходили проститься. Ночью по очереди дежурили родные и близкие Льва Николаевича. Одним из сослуживцев был срисован на стене профиль покойного по тени от лампы, стоявшей на столе».


Эта история про железнодорожного служащего, проводника елецкого поезда по фамилии Бутримович жива и сегодня в музейных стенах. Он якобы зашел проститься с покойным и, подойдя к кровати, обратил внимание на тень Толстого на стене от света лампы. Попросил дозволения обвести ее. Но хозяина дома не было. Тогда Бутримович вышел на порог, вскоре вернулся назад и сказал, что ему разрешили. Тут же достал уголек из печки и обвел теневой портрет умершего писателя.


Так хочется верить этой красивой легенде! Хотя справедливости ради отметим, что документально она не подтверждена. Но, как видим, сам Озолин написал, что «один из сослуживцев срисовал на стене профиль покойного». Для хозяина крова таковым считался любой коллега, с которым он контактировал по работе. А значит, им вполне мог быть и железнодорожник Бутримович. По-моему, последняя версия об авторстве силуэта наиболее близка к истине.


Возможно, когда-нибудь в дискуссии о рисунке углем будут расставлены все точки над «i». А пока мы не устаем рассказывать экскурсантам об интереснейшем уникальном «экспонате». Неразгаданная тайна вековой давности делает главный музей поселка еще более привлекательным для туристов.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В активном стиле


// Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова
// История

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова
// Культура

«Малиновый звон» под куполом неба (ФОТО)

Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх