lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 ноября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Небо Водопьянова

20.11.2014 "Липецкая газета". Евгения Селезнева, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области
// Общество
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Советский летчик, участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, один из первых Героев Советского Союза и наш земляк, Почетный гражданин Липецка —  Михаил Водопьянов. 115 лет прошло со дня его рождения. Но хорошо ли мы знакомы с его судьбой?


Человек с крыльями


Это только кажется, что мы знаем о нем почти все. Да, когда восемьдесят лет назад было учреждено звание Героя Советского Союза, наш земляк Михаил Водопьянов среди самых первых удостоился этого отличия высшей степени, которое получали «за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига».



Да, он заслужил золотую «звездочку», проявив вместе с еще шестью отважными летчиками исключительную храбрость и редкое мастерство.


Они спасали сто с лишним участников научно-исследовательской экспедиции «Челюскина». 13 февраля 1934 года исследователи и экипаж оказались в беде: судно затонуло, люди вынуждены были высадиться на полярный лед. И тогда на помощь им отправились лучшие асы воздушного флота страны. В том числе Михаил Водопьянов. Они в опаснейших условиях, рискуя всем, совершили перелет на Крайний Север и переправили потерпевших катастрофу челюскинцев на Большую землю. Именно этот подвиг Водопьянова и его товарищей отмечен званием Героя.


Однако в судьбе Михаила Васильевича было еще немало ярких страниц, о которых далеко не каждый из нас осведомлен. Будет справедливо напомнить о них сегодня, когда исполняется 115 лет со дня рождения прославленного летчика. Давайте начнем с самого начала — с детства, точнее с рождения в бедной крестьянской семье в селе Студенки, что ныне часть Липецка, мальчика, получившего имя Миша.


Попытка вырваться из нужды заставила родителей Михаила уехать в Сибирь, где они жили три года. Там девятилетний Миша уже должен был работать. Он стал коногоном на строительстве железной дороги. Видимо, ожидания Водопьяновых не слишком-то оправдались. И они вернулись домой. Здесь мальчик после трех классов церковно-приходской школы вместе с отцом трудился по хозяйству, подрабатывал на Сокольском заводе.


А юность Водопьянова совпала с революцией и Гражданской войной. В 1918 году в Липецке размещалась эскадрилья тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Тогда Михаил впервые увидел самолет. Это произвело на девятнадцатилетнего паренька колоссальное впечатление. В своей книге «Небо начинается с земли» Михаил Васильевич вспоминает: «Однажды мы с отцом чинили крышу сарая.


Я сидел наверху и принимал солому, отец подавал. Вдруг мы услышали шум. Отец поднял голову и говорит: «Вот летит аэроплан!» Я так резко изменил положение и повернул голову, что свалился с крыши. Отец испугался, не напоролся ли я на вилы, потому что я страшно заорал. Он растерялся и сам стал кричать: «Мишка! Где ты там? Вылезай, что ли!» А я лежу в соломе и кричу в полном восторге: «Люди летят! Ой, люди летят на крыльях!»


Это событие стало истоком мечты о крыльях, о небе для самого Михаила.


В феврале 1919 года Водопьянов добровольно вступил в Красную Армию. Он добился, чтобы его зачислили в дивизию воздушных кораблей «Илья Муромец». Михаил принимал участие в разгроме Донского конного корпуса Мамонтова и 3-го конного корпуса Шкуро в Тамбовской и Воронежской губерниях. А после ­войны он работал мотористом, ­бортмехаником. Но все его помыслы были по-прежнему о небе, о полетах…


В 1929 году Водопьянов заканчивает военно-авиационную школу. Его назначают командиром истребительного отряда по борьбе с саранчой. Чем только не занимался молодой летчик: возил почту из Москвы в Иркутск, матрицы «Правды» в Ленинград и Харьков, разведывал лежбища тюленей… Сегодня сотни тысяч пассажиров летают маршрутами, которые много лет назад впервые проложил Михаил Водопьянов. Так, в 1929 году ему поручалось открыть новую пассажирскую линию из Хабаровска на Сахалин. В 1930 году он совершил перелет Москва—Хабаровск, положив начало освоению воздушных просторов Сибири. Летное мастерство Водопьянова совершенствовалось. Для него, казалось, нет такого понятия, как нелетная погода. Не зря Михаила Васильевича называли «пилотом любой погоды». Это стало залогом его успешного участия в челюскинской эпопее.


А 21 мая 1937 года Водопьянов вписал новую главу в историю авиации. Он впервые приземлился на дрейфующую льдину в районе Северного полюса, высадив экспедицию, возглавляемую И.Д. Папаниным. Так появилась научно-исследовательская станция «Северный полюс-1». А Михаил Васильевич был удостоен второго ордена Ленина.


Слава не помешала Водопьянову оставаться простым, дружелюбным, отзывчивым человеком. Он не терял связь с земляками, часто к ним приезжал, переписывался с ними. В декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от липецкого избирательного округа. Летчик всегда был готов помочь родному городу. Благодаря его стараниям в Липецке проложили первую линию трамвая, появился аэроклуб. Забегая вперед, скажем: отнюдь не ради проформы в 1969 году М.В. Водопьянову было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».


…Первые месяцы Великой Отечественной войны. Михаил Васильевич командует дальнебомбардировочной авиационной дивизией. Он одним из первых летал бомбить Берлин. Позже неоднократно выполнял полеты в партизанские соединения.


За заслуги перед Отечеством Водопьянов награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, а также многими медалями.


Он был человеком многогранного таланта. Особенно блестяще проявил себя на литературном поприще и уже в 1938 году вступил в Союз писателей СССР. После выхода в отставку Водопьянов полностью отдался творчеству. Он автор книг об освоении Севера, о летчиках, участвовавших в полярных перелетах и сражениях Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат «Повесть о первых героях», «Путь летчика», «Небо начинается с земли», «Рассказ о моей жизни», «Штурман Фрося», «Валерий Чкалов», «Друзья в небе» и многие другие произведения, включая пьесу «Мечта» — это один из первых литературных опытов Водопьянова.


Ушел из жизни Михаил Васильевич 11 августа 1980 года. Он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. В память о герое-летчике одна из улиц Липецка носит его имя. На фасаде дома № 16 по этой улице установлена мемориальная доска в честь нашего выдающегося земляка.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Неистовый сочинитель

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Вековая история созидания

Надежда Белая, labarita@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество

Эволюция дороги хлеба и металла

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru // Власть

На подходе к новому рекорду

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Сельское хозяйство

«Зеленый век» и другие

Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru // Экономика



  Вверх