lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Живое чувство патриотизма – живо ли?

27.10.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ
// Культура
Фото П. Острякова
Фото П. ОстряковаФото Николая ЧЕРКАСОВА

Шестой год подряд продолжаются беседы «Итогов недели» с Виталием Борисовичем Ремизовым.


Известнейший специалист по творчеству и жизни Льва Николаевича Толстого, профессор навещает Липецк минимум раз в год: Ремизов вот уже несколько сезонов является почётным гостем и членом жюри фестиваля «Липецкие театральные встречи». Повестку дня для диалога с нашим многомудрым собеседником каждый раз определяет время. Мы уже обращались к темам духовности и образования, обсуждению литературной и драматургической классики, проблемам истории и культуры. Сегодня у всех на устах… Впрочем, всё и так понятно. Наш разговор с Виталием Борисовичем – о войне, патриотизме, переделе мира – само собой, под эгидой Толстого.



– Роман «Война и мир», написанный о событиях двухвековой давности, заставляет задуматься о сегодняшнем и завтрашнем дне, в который, по словам видного украинского политика, «могут смотреть не только лишь все». Размышляя об идеях Толстого, невольно начинаешь проводить параллели с нашей действительностью, проникнутой предвестием катастрофы. Был ли Толстой провидцем из числа тех, кого имел в виду Виталий Кличко, чью крылатую фразу я процитировал? Или просто в устройстве нашего мира ничего не меняется?


– Надо вытаскивать смысл и глубину из самого классика – там всё есть! Интерпретация величайших произведений, созданных человечеством, зависит от высоты восприятия классики, от уровня осмысления действительности, от личной духовной культуры. Или это свет, или это тёмная ночь. Кого-то текст заставляет почувствовать себя грязным, мерзким, ничтожным, отверженным. И никогда, как у Гюго, не произойдёт ни взлёта, ни просветления. Но я вижу предназначение классики в пробуждении прямо противоположных чувств.


Сейчас Артемий Троицкий в своей передаче на радио «Эхо Москвы» запустил проект: на вопросы современников о патриотизме отвечают цитатами из наследия Льва Толстого. Разумеется, без комментариев и пояснений. Получается, что патриотизм – чуть ли не худшее зло. Да, позицию классика понимают и принимают далеко не все, более того – умышленно толкуют превратно. Но вспомним формулу из «Войны и мира» – «живое чувство патриотизма». В «Севастопольских рассказах» сердце патриота тоже бьётся сильно. В философском осмыслении Льва Николаевича война – противное человеческому разуму и человеческой природе явление. Вспомним рассказ «Набег». Русские, разгромив кавказский аул, возвращаются через горы к месту дислокации, созерцая бескрайнее звёздное небо над головой. «Неужели людям тесно жить на этой огромной земле под этим прекрасным небом?!» – восклицает повествователь. На планете места хватит всем, так в чём же причина постоянно возникающих конфликтов?!


– Предположу, что ресурсы и сферы влияния.


– Допустим. Получается, защищая одну из противоборствующих сторон, мы защищаем претендентов на захват тех или иных сфер влияния, не так ли? Объективно происходит именно так. Но, с одной стороны, нам говорят: Россия – страна с огромными ресурсами, и границы её нерушимы. А вот ресурсами, будьте любезны, поделитесь. И лучше – отдайте бесплатно. Ресурсы ведь не российские, а всемирные. Притом придерживающиеся такой оригинальной доктрины державы своим делиться категорически отказываются. Совершенно очевидно, что когда международный дискурс выстраивается подобным образом, ни о каком гуманизме или справедливости не может идти и речи. Государство превращается в инструмент удовлетворения и достижения корыстных целей неких закулисных сил. Народом манипулируют, заставляют двигаться указанным правителем путём.



– Виталий Борисович, вы не находите, что расстановка общественно-политических сил внутри России в «Войне и мире» сильно напоминает день сегодняшний? Такое ощущение, что структура и палитра взглядов гражданского сообщества не претерпели вообще никаких особенных изменений.


– Всё было. Приведу такой пример. Первый славянский конгресс проходил в Праге в 1848 году, послужил катализатором Святодуховского восстания и был жестоко разогнан властями. Чехия находилась тогда в зоне влияния Австрийской империи, и основной целью собрания славяне видели противостояние насаждавшемуся германскому национализму. Воодушевлённый сверхзадачей создания мощного костяка всеславянского движения, второй съезд собирается в 1867 году в Петербурге, потом в Москве. Либеральная верхушка при царском дворе люто ненавидела славянские страны, занимала прозападные позиции Германии, Франции, Англии. Именно эти деятели сделали всё, чтобы обречь съезд на неудачу и нивелировать его значение.


Однако движение русских в ту пору приобрело настолько могучий импульс как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, что царь не имел права оставаться в стороне и молчать. Авторитет государя что тогда, что сейчас велик, всё зависит от его слова – все смотрят и ждут, какое слово скажет самодержец, как поведёт себя. И Александр II приглашает избранную съездом в составе двадцати двух человек делегацию к себе в резиденцию. «Приветствую вас, родные славянские братья, на родной славянской земле» – так встретил представителей элиты монарх. Позиция была, таким образом, обозначена вполне чётко. В «Анне Карениной» Лев Николаевич вкладывает в уста Левина мнение диаметрально противоположное: как вообще можно сопереживать славянам? Лично мне такая установка неясна. Славян режут и убивают – ты просто не можешь не сочувствовать, не болеть за этих людей. Достоевский в «Дневнике писателя» открыто выступает против Толстого посредством критики Левина. Представьте себе: турок держит меч над головой ребёнка, рядом стоит русский солдат. Толстой с его непротивлением злу насилием говорит: «не убий!», а Достоевский, напротив, требует: «убий!».



– Действительно, Фёдор Михайлович довольно подробно анализирует слова Левина. Интересно, чьё мнение импонирует в большей степени вам?


– По молодости я склонялся к правоте Толстого. Ведь Россия стояла за славян в войнах – даже в ущерб внутренним интересам страны. Но что мы получили от болгар взамен на военную поддержку их интересов на Балканах? Благодарность? Нет. В Первой мировой войне Болгария выступала против России, во Второй мировой войне – тоже. Да и вообще – я несколько раз ещё при Советском Союзе бывал в Болгарии – население не очень-то дружелюбно относится к русским. Болгары искренне полагают, что язык, письменность, культура русских, всё, что есть у нас хорошего, – всё от них. Подвиги русского народа во имя болгар обесцениваются и подвергаются поруганию. Вот вам и миф о славянском братстве и взаимопомощи. Он обернулся для России лишь тем, что сегодня практически все славяне настроены против нас. Санкции, антирусские настроения, отторжение – результат нашей миролюбивой всеславянской дипломатии. Посмотрите, что пишет Фёдор Тютчев ещё в 1867 году к «Славянам»:


Давно на почве европейской,


Где ложь так пышно разрослась,


Давно наукой фарисейской


Двойная правда создалась:


Для них – закон и равноправность,


Для нас – насилье и обман,


И закрепила стародавность


Их как наследие славян.


Чувствуете? Двойные стандарты были и века назад, пышным цветом разрослись на всей европейской почве они и теперь. Почему мы, россияне, не учимся на уроках жизни?! Нас в покое не оставят никогда – не стоит на это и надеяться. И теперь возвращаемся к самому началу нашего разговора – ресурсы-то у нас огромные и очень уж близки к Европе! Почему не протянуть руку и не взять? Давайте говорить прямо: основная идея приватизации, подброшенная американцами, и была нацелена на завладение нашими угодьями «по дешёвке». Слава Богу, не получилось. Процесс пошёл по другому, незапланированному, пути. Но обобрать Россию всё равно надо! И теперь нас искусственно погружают в разно­образные конфликты, обвиняют во всех смертных грехах… Вспоминается эпизод, когда Толстой отвечает на письмо польской женщины. Содержание примерно такое: Россия – мрак, грязь, насилие, террор, то есть – слово в слово речи современных либералов. Притом Польша представляется сакральной обителью чистого, светлого, устремлённого духа польского народа – примерно то же, как сейчас говорят украинцы о себе.


Лев Николаевич в «Ответе польской женщине» в 1909 году пишет: «Происходит порабощение только от того, что сами порабощённые не только передаются порабощению, но и участвуют в нём, платя поработителям податями, поступая к ним же на административные, финансовые, полицейские службы, поступая в парламенты, которые существуют только затем, чтобы поддерживать существующее устройство, и главное превращая себя в безвольные орудия убийств, поступая в войска. <…> Почему бы не начаться этому решающему судьбы человечества движению в истерзанной Польше? А не в Польше, то в ещё более внутренне истерзанной России? А начнись это движение в одном из славянских народов, и естественно бы было примкнуть к нему и другим, развращённым теперь государственными соблазнами, славянским народам. А захвати это движение славянство, и оно неизбежно заразило бы и все христианские народы. Таковы мои мечты».


Тут Толстой говорит об идее освобождения и дарует привилегию освободителей в исключительной степени славянам. Вместе с этим в 1900 году в статье «Патриотизм и правительство» Лев Николаевич размышляет над тем, сколь губителен патриотизм в его искажённом, варварском понимании. «Народы без всякого разумного основания, противно и своему сознанию, и своим выгодам, не только сочувствуют правительствам в их нападениях на другие народы, в их захватах чужих владений и в отстаивании насилием того, что уже захвачено, но и сами требуют этих нападений, захватов и отстаиваний, радуются им, гордятся ими. <…> Все правители не только самым явным образом нарушали и нарушают против покорённых народов и друг против друга самые первобытные требования справедливости, но совершали и совершают всякого рода обманы, мошенничества, подкупы, подлоги, шпионства, грабежи, убийства, и народы не только сочувствовали и сочувствуют всему этому, но радуются тому, что не другие государства, а их государства совершают эти злодеяния».



– Не требуется круглые сутки смотреть по телевизору новости, чтобы сами собой в голову полезли чересчур навязчивые аналогии, вы не находите?


– Ну, конечно! Посмотрите, какая несказанная радость и ликование расползаются по всему миру от вида того, как России пытаются выкручивать руки.



– Притом в статье Толстой главнейшим злом провозглашает правительства и государство. Идеи практически анархические!


– Толстой призывает к изначальной чистоте нравственного чувства. И к мирному неповиновению. Вспомним, что Индия освободилась от колониального британского гнёта именно таким способом, а инициировал бескровный бунт великий гуманист Махатма Ганди. Остановилась вся страна и просто отказалась подчиняться администраторам. Англии ничего не оставалось, только уйти. Идея непротивления злу насилием, пестуемая Толстым, нашла своё воплощение и в идеях Ганди.



– Не могу не упомянуть в этой связи замечательную цитату Ганди о том, что «принцип «око за око» сделает весь мир слепым». Образно и абсолютно точно.


– Согласен. Тот же принцип действует и в отношении патриотических чувств. По мнению Льва Николаевича, патриотизм важен при формировании народов. Но наступает такой момент, когда Рубикон пройден, и патриотизм становится врагом нации – в том случае, если он достигает степени шовинизма, национализма или фашизма. Какой толк от патриотического бреда, если он заставляет людей убивать и насиловать друг друга, сжигать города?! Именно такие настроения захватили сейчас Украину.


Что касается Крыма и Новороссии… Их задавил украинский патриотизм. Укры – самая великая нация, взрастившая Египет и создавшая Европу, вся Вселенная идёт от них, украинская мова – древнейший на земле язык. А значит, они вправе запрещать другим людям говорить на языке, усвоенным с молоком матери. Почему в крохотной Швейцарии четыре государственных языка, и в чём заключается исключительность Украины, дающая ей основания принуждать своих сограждан пользоваться только «мовой»? Кто наделил Украину правом издеваться и унижать людей с юго-востока, называть их недочеловеками? Я верю, что если начать диалог, обеспечить доступ ко всему многообразию информации, прекратить оголтелую пропаганду и пробудить чувство гражданственности, то ситуация может наладиться.


Если бы интеллигенция Украины и их нынешний президент изначально стояли на высоких принципах, сформулированных Львом Толстым, то это была бы сильная, мощная, красивая страна. Да и нам самим это не помешает. Особенно той части общества, которая ненавидит всё русское. Они умудряются даже идеи Толстого обернуть против нашей Родины, извратив изначально вкладывавшийся в них смысл! Давайте рассмотрим хоть повсеместно тиражируемую приписываемую классику фразу о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Во-первых, Лев Николаевич ничего подобного не говорил, это афоризм, произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 года. Популярна и признана следующая трактовка: даже в самой никчемной и падшей личности живо чувство патриотизма. Интерпретаций много, и Лев Толстой добавил к их числу следующее высказывание: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм». Как нам сегодня это преподносят? В качестве несомненного доказательства того, что патриотизм, любовь к Отечеству, народу и родной культуре – позор и стыд для цивилизованного человека. Что за кощунство?!



– Хочу поинтересоваться, как вы относитесь к патриотизму?


– Я был бы рад разделить критическую позицию «Эхо Москвы», но не могу: в ней нет любви. Есть лишь желчь и яд. Я вижу раны Отечества и испытываю боль за то, что происходит в России. Возьмите Салтыкова-Щедрина, вспомните, как он изобличал родную землю и её пороки. Никто из либералов и в подмётки не годится! Но и ему же принадлежат слова: «Я люблю Отечество до боли сердечной». Вот я так же люблю – до боли сердечной.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 22 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +5C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх