lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Ценою своей жизни

16.10.2014 "Липецкая газета". Виктор Елисеев, краевед
// История
фото Сергея Литаврина

В годы Великой Оте­чественной войны сотни советских летчиков ценой своих жизней таранили наземные цели гитлеровцев. Они вошли в историю как гастелловцы — по фамилии капитана Николая Гастелло, направившего свой самолет 26 июня 1941 года на скопление вражеской колонны. Среди гастелловцев есть немало и наших земляков.


Шел третий день Великой Отечественной войны. Летчики 33-го скоростного бомбардировочного полка в этот день не раз вылетали на боевые задания. Экипажу под командованием капитана Григория Храпая предстояло уничтожить переправу. Получив задание, Храпай повел самолет на цель. Вот и река Щара в районе города Броды. На переправе скопление танков, мотопехоты гитлеровцев. Неожиданно немецкий снаряд из зенитки угодил в бомбардировщик. Самолет загорелся. Не раздумывая, Храпай направил горящую машину на переправу. Ценою своих жизней экипаж самолета задержал на несколько часов продвижение врага. В состав экипажа Храпая входил наш земляк Василий Филатов. Василий Васильевич родился в 1915 году в лебедянском селе Грязновка. 24 июня 1941-го для лейтенанта Филатова стал днем испытания на верность своему Отечеству.


29 октября 1941 года, патрулируя южные подступы к городу оружейников Туле, в районе населенного пункта Щекино в воздушный бой с 27 вражескими бомбардировщиками и сопровождающими их истребителями вступило звено истребителей старшего лейтенанта Н.А. Ишанова в составе ведомых лейтенанта В.Н. Акимахи и младшего лейтенанта Николая Долгих — липчанина. Эти отважные летчики преградили путь к городу, сбив два бомбардировщика и истребитель. Один из них сбил Долгих. При возвращении на аэродром в районе станции Ясная Поляна самолет нашего земляка был подбит немецкими зенитчиками. Свой горящий истребитель летчик развернул и направил на скопление зенитной батареи гитлеровцев. Николай Иванович Долгих родился 3 марта 1921 года в добринском селе Демшинка. Учился в городе Липецке, откуда ушел в ряды Красной Армии. Окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. В годы войны начал службу в 163-м резервном авиационном полку Московского военного округа. Затем был переведен в 171-й истребительный авиационный полк, оборонявший небо Тулы.


Другой наш земляк, лейтенант Василий Служенкин, родился 16 октября 1918 года в селе Павлодар Шпикуловского района Тамбовской области. Детские годы Василий Дмитриевич провел в Добринке. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиашколу. С первых дней войны ушел на фронт. 18 февраля 1942 года при подходе к Харьковскому аэродрому, при сопровождении наших бомбардировщиков, его самолет был подожжен. И отважный летчик направил горящую машину на стоящие на взлетной полосе аэродрома бомбардировщики с черными крестами. 1 марта 1942 года в газете «Сталинский сокол» появилась заметка младшего лейтенанта И. Бару «Бессмертный подвиг тов. Служенкина». В ней автор пишет: «Получены подробности героического подвига, который несколько дней назад совершил летчик младший лейтенант (на самом деле, по документам — лейтенант — Авт.) Василий Служенкин из Н-ской авиационной части. Он показал себя храбрым и искусным штурмовиком. Впрочем, эта слава утвердилась за ним с первых дней войны. Он участвовал в десятках воздушных боев, около 100 раз летал на штурмовую атаку. В конце февраля Служенкин получил задание повторить налет на вражеский аэродром. Рано утром пятерка самолетов поднялась в воздух. Служенкин летел ведущим. Советские истребители подошли к аэродрому с западной стороны. Он дал сигнал к атаке, и в это мгновение немецкие зенитки открыли ураганный огонь. Летчики увидели, как загорелся самолет Служенкина. С колоссальным трудом Служенкин выровнял машину. Он заметил, что вблизи стартовой дорожки на вражеском аэродроме с запущенными моторами стояла группа немецких бомбардировщиков. Героический сталинский сокол, сделав «горку», устремил свой истребитель в самую гущу немецких самолетов. Раздался страшный взрыв. Вспыхнуло пламя. Очевидно, у немецких самолетов были подвешены бомбы. Несколько «юнкерсов» разлетелись в щепы. Так погиб младший лейтенант Служенкин. Его бессмертный подвиг золотыми буквами будет вписан в книгу истории Великой Отечественной войны».


А вот другая героическая история — о ельчанине Вячеславе Кротевиче. Вячеслав Людвигович Кротевич родился в 1908 году в Ельце. Окончил авиационное училище, работал летчиком-инструктором в одном из аэроклубов Москвы. Затем ушел на фронт. Воевал в авиации Балтийского флота. Заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Кротевич к ноябрю 1943 года на своем счету имел потопленных четыре гитлеровских сторожевых корабля, четыре тральщика, самоходную баржу. 19 ноября 1943 года советские штурмовики наносили бомбовые удары по гитлеровским кораблям в Балтийском море. Зенитный снаряд угодил в самолет Кротевича. Машина загорелась. Не раздумывая, летчик направил пылающий самолет на один из кораблей врага. 6 декабря 1993 года Вячеславу Кротевичу было посмертно присвоено звание Героя России. Его именем названы улицы в Ельце и Липецке. Кузьма Коробейников сражался на Ленинградском фронте. Родился Кузьма Петрович Коробейников в 1920 году в задонском селе Репец. Окончил школу ФЗУ при заводе «Свободный сокол», затем работал на этом предприятии. В 1939 году поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Летчик-штурмовик Коробейников участвовал в советско-финской войне. На фронт ушел добровольцем, сражался мужественно и храбро. 8 января 1942 года в районе поселка Ирса при выполнении боевого задания в его штурмовик угодил вражеский снаряд. Пылающую машину Кузьма Коробейников направил на скопление моторизованной колонны гитлеровцев. За этот подвиг наш земляк был посмертно награжден орденом Красного Знамени.


Алексей Иванович Сафронов родился в 1923 году в селе Петровка Задонского района. По окончании семилетней школы трудился в родных краях. В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Воевал стрелком в 75-м гвардейском штурмовом авиаполку. В июле 1944 года экипаж «Ил-2»под командованием лейтенанта Киреева наносил бомбовый удар по вражеской колонне танков в Смолевичском районе Минской области (Беларусь). При повторном заходе на цель в штурмовик угодил вражеский снаряд. «Ил-2» загорелся. Предпочитая смерть плену, Киреев направил пылающий самолет на скопление автомашин с пехотой гитлеровцев. Считалось, что весь экипаж погиб. Но наш земляк каким-то чудом уцелел. Он был тяжело ранен, но выжил. Умер Алексей Иванович в 1972 году.


Григорий Киселев родился в селе Вербилово Липецкого района. Свою жизнь с 1938 года Григорий Ефимович связал с Красной Армией. Участвовал в советско-финской войне. На фронтах Великой Отечественной войны наш земляк с первых июньских дней 1941 года. Участвовал во многих воздушных боях. Был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени. 30 июля 1944 года помощник командира 694-го штурмового авиаполка гвардии майор Киселев на Карельском фронте при штурмовке вражеского укрепленного пункта направил свой горящий «Ил-2» на зенитную батарею гитлеровцев.


Григорий Николаев — уроженец села Новопокровка Задонского района. Трудился в родном селе, а в 1930 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил военную школу пилотов. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе. Прошел путь от рядового летчика до командира авиационного полка. В воздушных боях с гитлеровцами участвовал с июня 1941 года. 14 сентября 1944 года в неравном поединке над Ригой самолет подполковника, командира гвардейского бомбардировочного авиационного полка Николаева был подбит. И Григорий Андреевич направил свою горящую машину на скопление танков и автомашин на шоссе.


Еще один летчик-герой — наш земляк Николай Григорьевич Калашников. Он родился в 1919 году в поселке Красный Путиловец Ясарлыцкого района Ставропольского края. В поисках лучшей доли семья Калашниковых перебралась в Добринский район. Здесь юный Коля учился в школе, отсюда ушел в Красную Армию. В 1939 году стал пилотом. 24 октября 1944 года гвардии капитан, командир эскадрильи 43-го гвардейского штурмового авиационного полка 44-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта Петр Гулевич повел свою эскадрилью на штурм вражеской колонны. При подлете к цели самолет был подбит немецкими зенитками, и, не раздумывая, капитан Гулевич направил свой штурмовик на скопление техники противника. В состав экипажа штурмовика Гулевича входил и гвардии старший сержант, воздушный стрелок Николай Калашников. Так ценой своих жизней летчики нанесли урон врагу.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 23 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Людмила МОИСЕЕВА: «Родительский дом — начало начал»

Александр АНДРЕЕВ, Краснинский район // Спорт

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Ближе и доступнее

// Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество



  Вверх