lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Вода жизни

16.10.2014 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Общество
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода», — эти мрачные строки из Откровения святого Иоанна Богослова вспомнились, когда к нам в редакцию обратился читатель с тревожной новостью: святые источники, что бьют из земли задонской, иссякают. Вода еле сочится, купели едва наполняются — так описывал он свои впечатления от посещения примечательных для православных мест. Мы не могли пройти мимо такого сигнала и решили своими глазами увидеть, действительно ли все так.



Святой или обычный


Всего в нашей области около восьми сотен родников. Но, вопреки распространенному среди скептиков мнению, далеко не все из них почитаются именно как святые источники. Происхождение последних различно. Это могут быть родники, чудесным образом появившиеся на месте явления Божией Матери, святых угодников или их икон. Бывает, ключ бьет из-под алтаря храма, что делает его освященной святыней. Над третьими — и таких большинство в нашей области — ставят кресты или часовни, в которых размещается икона того святого, которому посвящается источник. Четвертые обнаруживают целебные свойства и тоже удостаиваются почитания. Слава об особенных родниках распространяется, к ним начинается паломничество. Люди верующие считают их воду чудодейственной помощью святых угодников, особой милостью Бога к человеку.


Разумеется, посещение святых источников требует соблюдения особых правил поведения. Здесь нельзя курить, громко разговаривать, вообще шуметь, нельзя окунаться в купель в нетрезвом виде. И вообще, стоит помнить, что такой источник — это именно святыня, а не просто приятный уголок для отдыха. Впрочем, мусорить не нужно ни в том, ни в другом случае.


«Родниковое» паломничество


Первый святой источник, который мы посетили, один из самых известных — возле Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. Считается, что обустроил его сам святитель Тихон Задонский. Признаться, к роднику мы подходили с волнением: а ну как бьющий уже более двух столетий ключ и вправду пропал? Но стоило только приблизиться к нему, как стало понятно: все не так страшно. Уверенная струя холодной чистой воды, посверкивая в лучах утреннего солнца, падала в каменную чашу, тревожа залетевшие туда дубовые листья. Захваченные нами с собою полуторалитровые пластиковые бутылки наполнялись за несколько секунд. Заглянули мы и в купель: воды там достаточно, хоть и видно, что несколько меньше обычного. Что же, обратившемуся к нам читателю все примерещилось?


— Да, были проблемы с водой, — рассказала нам монахиня, продающая в киоске возле источника различный церковный товар. — Летом люди подолгу стояли, чтобы воды набрать. Тут и погода повлияла: дождей-то все три месяца, считай, не было. И почистить источник тоже нужно было. Вот это сделали, и сейчас вроде бы все неплохо.


Вторым пунктом нашего своеобразного «родникового» паломничества стал святой источник, расположенный у Задонского Богородице-Тихоновского Тюнинского епархиального женского монастыря. Существует предание, что святитель Тихон своими руками трудился над очищением и приведением в порядок родника, окруженного тогда лесом, приглашал «…к оному друзей и благодетелей своих, назидал их духовною беседою». В наши дни источник продолжает бить из-под земли, в чем мы лично и убедились.


Святой источник, что находится под стенами Задонского Рождество-Богородицкого епархиального мужского монастыря, один из самых древних: он почитаем с начала XVIII века. Из всех посещенных нами источников этот «выглядел» наиболее «болезненно»: струя воды хоть и текла, но как-то вяло, да и купальни оказались на ремонте. В выстроенном поблизости храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» встретили монахиню, которая и объяснила: на источнике ведутся работы по его очистке, поэтому иногда он и вовсе «не работает» — накрыт железным листом.


В последнюю очередь мы навестили святой источник Двенадцати Апостолов у села Камышевка, его еще называют Белые ключи. Ни обители, ни даже часовенки поблизости нет, только поклонный крест осеняет журчащие струи. А так вокруг поле. Но все чисто, ухоженно. Ключевая вода бодро бежит по руслу, выложенному известняком, и пересыхать вроде бы не собирается.


Сухое русло


Вообще, пересыхание святых источников не новость ни в целом для страны, ни, увы, для нашей области. Такая беда произошла с уникальным святым источником святителя Николая Мирликийского и Николая Второго, что находится в Липецке, в районе улицы с говорящим названием Большие Ключи. Уникальность его в том, что освящали его в честь царя-мученика Николая в 1994 году, когда он был канонизирован только Русской православной церковью за рубежом. Ни храмов, ни источников в честь государя в России тогда не было, липчане стали здесь первыми. Но вот уже несколько лет, как источник не действует. Впрочем, как и многие другие ключи, давшие название здешним улицам.


А четыре года назад высох Троекуровский святой источник в Лебедянском районе. Причиной стало засушливое лето 2010 года. Но точку в этой истории ставить рано — местные жители сделали все для того, чтобы святыня «ожила». По информации портала LipetskMedia, организатором акции по возрождению родникового источника стал архимандрит Троекуровского Свято-Димитриевского Илларионовского женского монастыря. Начинание поддержали и оказали помощь глава администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет, неравнодушные местные жители. Родник был расчищен, над ним поставили новый сруб, и в колодце появилась-таки вода. Теперь сюда снова приходят желающие утолить жажду целебной, очищающей водой, несмотря на то, что источник находится в двух километрах от села.


Знамение или закономерность?


Кстати, многие верующие люди уверены: святые источники пересыхают, уходят в землю еще и потому, что человек не должным образом относится к такому Божьему дару, когда к воде, несущей благодать и исцеление, идут не за этим, а просто чтобы развлечься или даже извлечь выгоду. Одним словом, святой источник, шашлык и обильные возлияния — это явления из разных сфер, и пересекаться они не должны.


У специалистов свой взгляд на возможные причины «ослабевания» святых источников.


— Мы не ведем наблюдения за конкретными источниками, но, опираясь на общие сведения, скажу: есть региональное изменение уровня подземных вод, которое определяется природными факторами, — говорит руководитель Липецкгеомониторинга Сергей Бойко. — Установлена связь между такими циклическими колебаниями и солнечной активностью, которая тоже меняется. Колебания уровней стояния вод могут достигать нескольких метров. Поэтому часть источников высыхает, часть мелеет. С 2008 по 2010 год мы наблюдали в регионе снижение уровней до минимальных показателей, но с 2011-го они потихоньку начинают повышаться.


Кроме того, отмечает Сергей Бойко, источники могут менять русло, исчезая там, где они были раньше, и пробивая себе выход в новом месте. Происходить это может, например, из-за подвижек грунта — как по естественным причинам, так и из-за вмешательства человека.


Значит, слабеющие святые источники — это никакой и не знак, не символ, а просто следствие природных процессов? Можно считать и так. Но и со словами владыки Никона, митрополита Липецкого и Задонского, нельзя не согласиться:


— Святые отцы предсказывали, что с приближением последних времен будут высыхать источники, мелеть реки, деревья погибать, а земля оскудевать. И не это ли самое происходит сейчас на наших глазах? Прежде полноводные Дон, Воронеж мелеют, уровень воды в прудах падает, источники слабеют. Нельзя сказать, хорошо это или плохо — это данность, закономерность. Если бы люди иначе относились к природе и друг к другу — с заботой, любовью, то, вероятно, мы бы сейчас не говорили об оскудении всего и вся. Оно начинается прежде всего в наших душах, сердцах, а затем уже проявляется во внешнем мире.


Хранить дар


В нашей области о проблеме сбережения родников задумались уже давно. Областное общество охраны природы совместно с государственными природоохранными организациями периодически проводят их инвентаризацию. Региональная акция «День малых рек» ежегодно объединяет множество неравнодушных людей, которые в том числе помогают родникам, обустраивают их.


Но если просто родники — сама по себе большая ценность, то святые источники — настоящее сокровище, природное и духовное. Смотришь в их студеную воду и вспоминаешь из того же Откровения Иоанна Богослова: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца». Беречь такие источники надо особо.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх