lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Поэзия правды

14.10.2014 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Одна из последних фотографий Вилена Дворянчикова. Художник среди друзей, коллег и юных поклонников живописи (Фото из архива редакции)

То безумное, пропахшее дымом и гарью лето 2010-го добило больное сердце талантливого художника Вилена Дворянчикова. А на следующий день после его смерти огонь не пощадил построенный Дворянчиковым в добровском поселке Дальнем легкий, красивый деревянный храм. Такое вот горькое, почти мистическое совпадение.


Он был живописцем по призванию и общественным деятелем, созидателем по темпераменту. Он не умел замыкаться в стенах мастерской, не любил ­суесловия на трибунах и, как подобает настоящему мужчине, ценил только поступки. Придумал и сделал потрясающий музей для своего учителя Виктора Сорокина, назвав Домом Мастера. Возвел церковь в отдаленном селе. Забыв о возрасте и недугах, взвалил на себя реставрацию особняка Губина, чтобы там наконец обрела пристанище областная картинная галерея.


На презентации выставки в Галерее Назарова, приуроченной к восьмидесятилетию Вилена Дмитриевича, друзья, соратники, ученики вспоминали, каким он был. Народный художник России Александр Вагнер заметил, что старший его товарищ писал заводские пейзажи и портреты металлургов не потому, что это в советские времена считалось тематическим «верняком». Он видел в людях, стоящих у доменных печей и сталепрокатных станов, родственные души. Как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови». И ему хотелось быть таким же реально, весомо нужным стране, как металлург или строитель.


Наверное, поэтому до сих пор и впечатляют дворянчиковские картины, где живет суровая романтика огня, металла, мужества и мастерства. Сдержанный пафос у художника никогда не превращался в плакатный примитив. Его герои, очищенные от всего мелочного, бытового, тем не менее конкретны и убедительны.


Но и в самых камерных вещах Дворянчикова, в каком-нибудь маленьком натюрморте с цветами в простенькой вазе чувствуется то же волевое, властное, опять-таки мужское начало. Нет, ему не были чужды ни тонкость, ни нежность. Однако он не мог быть ни сентиментальным, ни восторженным. Ученик выдающегося русского импрессиониста Сорокина, преклонявшийся перед наставником, у мольберта сохранял независимость, самостоятельность. Он не растворялся без остатка, благодарно и благоговейно, даже в самом родном ему солнечном пейзаже, открывавшемся из окна его деревенского дома в Дальнем. Он не плыл в упоительном потоке мгновенных впечатлений, но в любой работе настойчиво формулировал очень личное, выношенное отношение к миру, воплощал цельное и бескомпромиссное жизненное кредо.


Ему свойственны были надежность и ответственность. Так говорят о нем те, с кем он дружил, кому доверял сокровенные мысли. Есть на выставке необычный портрет известного липецкого художника. Дворянчиков изобразил его в облике актера с перчаточной куклой, поднятой над ширмой к самому небу. Творец призван исполнять свою миссию перед лицом всего человечества, перед предками, потомками и — Богом. А значит, должен стать эхом мира, а не нянькой своей души. Эти слова Максима Горького наверняка созвучны тому, как понимал служение искусству наш земляк.


В юбилейную экспозицию ее инициатор Татьяна Нечаева, многие годы трудившаяся рука об руку с Дворянчиковым в Доме Мастера, включила несколько замечательных автопортретов Вилена Дмитриевича. Но, в сущности, и выставка в целом воспринимается как многогранный автопортрет, как визуальное повествование о себе и обо всем, что было ему дорого, во что он верил, чему служил. Жизнь и живопись здесь неразделимы. Кто-то из художников может рассуждать о правде поэзии. А Дворянчиков исповедовал поэзию правды. Не приземленной, не крохоборской, не чернушной, а высокой, масштабной, если угодно, вечной. Правды, на которой держится свет.


Посмертная судьба творца продолжается. Остаются с нами его картины. Работают созданные им музеи. А в Дальнем, на том месте, где было выжжено черное пятно пожарища, уже восстал из пепла Божий храм, которому также суждено хранить память об этом человеке.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 19 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Видели ночь, гуляли всю ночь

Олеся Тимохина
// Общество

Лучше гор могут быть только горы...

Ирина Овчинникова
// Общество

Юра, беги!


// Спорт
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх