lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

На обломках великого храма

14.10.2014 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Н. Черкасова

Юбилейные, XXX, «Липецкие театральные встречи» отличает на редкость насыщенная и интересная программа. Одним из самых ярких событий международного фестиваля стал спектакль «Бердичев» Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Молодой режиссер Никита Кобелев впервые перенес на сцену пьесу Фридриха Горенштейна, написанную еще в семидесятых годах прошлого века.


Горенштейн известен прежде всего своими кино­сценариями, среди которых «Солярис», поставленный Андреем Тарковским, и «Раба любви», снятый Никитой Михалковым. После публикации своей прозы в обход советской цензуры на Западе писатель был вынужден в 1980 году эмигрировать из СССР. Горенштейн умер больше десяти лет назад в Германии. Его творческое наследие, переведенное на несколько языков, еще только начинают заново открывать на родине. В прошлом году Александр Прошкин представил картину «Искупление», снятую по повести Фридриха Горенштейна, в этом году состоялась мировая премьера «Бердичева» в «Маяковке».


Действие семейной саги охватывает три десятилетия — с 1945-го по 1975-й год. В центре внимания — живущие в одной квартире две сестры. Младшая, вдова, потерявшая на войне близких, мать двух дочерей Рахиль (Татьяна Орлова), и старшая, бездетная портниха Злота (Татьяна Аугшкап), вместе воспитывающие племянника-сироту — Вилю. Этот автобиографичный для Горенштейна образ играет дебютант театра Александр Паль. Широкой публике он известен по эксцентричной роли бритоголового гопника, брата жениха в нашумевшей комедии «Горько». Паль прекрасно справляется с непростым драматургическим материалом, эволюционируя по ходу действия из колючего подростка в заношенном пальтишке, орущего теткам «Заткнись!», в «большого человека» из столицы, твердо уверенного в том, что отрекаться от своих национальных корней также глупо, как скрывать большой нос.


Спектакль не случайно имеет подзаголовок «драма в 6 эпизодах, 30 годах и 68 скандалах». Непростая история страны проходит у нас на глазах чередой семейных сцен и склок с соседями в простеньком («А эту мебель мне выдал НКВД»), не меняющемся десятилетиями интерьере. Разве что портрет Сталина на стене к финалу заменит незамысловатая чеканка. На сцене много и с удовольствием кричат, проклинают родных и близких. Однако эти проклятья звучат как пассажи виртуозного музыканта.


— Вот так, как я держу руку, я тебе войду в лицо, — то и дело угрожает своим недругам решительная Рахиль, добавляя: «шоб у тебя язык отсох, шоб тебя разрезало на кусочки».


«Ой вей, я имею от нее отрезанные годы», так характеризует она отношения с сестрой-портнихой. Злота — полная её противоположность, лишь причитает да «писяет глазами». Сестры то и дело ссорятся, но остаются при этом самыми близкими друг другу людьми, медленно старея вместе. На огонек заходят брат Сумер (Игорь Марычев), сосед Брофенмахер (Ефим Байковский), нерадивый зять, муж старшей дочери Миля (Виталий Гребенников) и другие многочисленные обитатели бердичевского мирка, блестяще сыгранные актерами «Маяковки».


Неумолимо идет время. Отправляются в большую жизнь из родительского гнезда взрослые дети, подрастают своенравные внуки, уходят старики. «Я такая больная, еле живу...» — привычно стонет за швейной машинкой Злота. Рушится старый Бердичев, освобождая пространство для новостроек с удобствами. В начале спектакля нам напоминают про реплику Чебутыкина из чеховских «Трех сестер»: «Бальзак венчался в Бердичеве». Автор иронически замечает, что теперь в историческом здании находится детская спортшкола, которую, судя по вывеске, посещал Бальзак в юные годы. В финале постановки повзрослевший Виля, пятнадцать лет не видевший родной город, находит Бердичев уродливой хижиной, выстроенной из обломков великого храма. Здесь не живут, а выживают Рахиль и Злота, последние представители своего племени…


«Бердичев» — это история о маленьких людях на фоне большой эпохи, печальная драма о распаде семьи как основы основ и одновременно уморительно смешной еврейский анекдот. Любопытно, что в свое время пьеса Горенштейна не понравилась и советским чиновникам, и родственникам драматурга. Слишком уж правдивыми получились образы её героев.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх