lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

На острие русской классики

13.10.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ
// Культура
Фотографии П. Острякова и Н. Черкасова
Фотографии П. Острякова и Н. Черкасова

Юбилейный ХХХ Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи» на прошлой неделе принял эстафету от столичной «Золотой маски». Интерес к традиционному липецкому театральному форуму ничуть не меньше, чем к «Маске»: в зале нет свободных мест


В нынешнем сезоне программа «Липецких театральных встреч» получилась необычайно насыщенной и разно­образной. Это с одной стороны. С другой стороны – тематически строго очерченной и серьёзной с точки зрения выбора материала. Театрам из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и других городов нашей страны компанию составили даже представители сербской драматической сцены. Объединяет их одно – русская драматургическая классика: Островский, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин через призму современного театрального языка в исполнении лучших театральных коллективов.


Впечатления пока слишком свежи, чтобы делиться суждениями о спек-таклях, тем более фестиваль продолжится вплоть до 15 октября. В эти дни вы ещё успеете насладиться игрой артистов из Белграда, Санкт-Петербурга и Стерлитамака. А пока – слово участникам, организаторам и гостям фестиваля.


«Театральная территория»


Вице-губернатору Людмиле Кураковой выпала миссия открывать фестиваль. По словам Людмилы Валентиновны, в тот день начальник управления культуры Татьяна Горелова отправилась в командировку, а её заместитель Владимир Кравченко… играл на сцене! В премьере липецкого театра «Банкрутъ», с которой и стартовала конкурсная программа.


– Я благодарна Сергею Александровичу Бобровскому за то, что он приложил массу усилий, чтобы сохранить изначальный формат фестиваля, который был создан ещё при Владимире Михайловиче Пахомове. Новому главному режиссёру удалось сохранить и воспроизвести основные традиции главного театрального форума области. Изменилось лишь время. Старожилы помнят, что раньше «Встречи» проходили весной. Теперь мы стали встречаться по осени. Думаю, новой команде удалось наполнить фестиваль свежим дыханием, расширить его географию.


Мы сохранили традицию открывать «Липецкие театральные встречи» премьерой, и постановку «Банкрутъ» можно без преувеличения назвать очередным успехом. Об этом можно судить хотя бы по количеству зрителей в зале, большинство из которых – молодёжь. Знаете, поначалу наш фестиваль служил в основном плацдармом для работы театральной критики, обсуждения репертуара, анализа произведений. То есть направленность была узкопрофессиональная. В последние годы курс и смысловые акценты несколько изменились: «Липецкие театральные встречи» повернулись лицом к зрителю. Согласитесь, задача состоит не только и не столько в том, чтобы обогатить внутреннее пространство театра, «зарядить» артистов созидательной энергией и соревновательным духом. Первостепенное предназначение фестиваля – воспитать следующее поколение театралов, взращенных на лучших образцах драматургии в исполнении лучших театральных коллективов не только нашей страны, но и мира.


У нас особая публика – отзывчивая, способная к сопереживанию. Я чувствую каждый раз, что зал – соучастник театрального действа. И лишь по зрительскому отклику можно судить – развивается театр, нужен ли он людям. В этом отношении у нас, к счастью, всё благополучно.


В нынешнем году Липецкий областной академический театр драмы преподносит нам приятные сюрпризы: призы на выездных фестивалях, насыщенный гастрольный график, добрые партнёрские отношения с другими театрами и городами. К тому же, театр удостоился чести предоставить площадку для проведения ещё одного знакового события – выездного фестиваля Национальной премии «Золотая маска», у которого и приняли эстафету «ХХХ Липецкие театральные встречи». Это значительный шаг для региональной культуры в целом: таким образом, мы на самом высоком уровне получили признание в качестве «театральной территории». Сегодня у нас в гостях телеканал «Театр», который снял видеоверсии уже двух спектаклей нашей труппы. Считаю, что это тоже можно считать знаком неподдельного интереса к Липецку со стороны российского театрального сообщества.



Международный форум с русским лицом


Театральный критик, драматург, сценарист, член редколлегии журнала «Театральная жизнь» Юлия Маринова – почётный член жюри «Липецких театральных встреч». С кем, как не с ней, обсудить конкурсную программу: Юлия Михайловна знает практически обо всех конкурсантах далеко не понаслышке.


– Не люблю, знаете, сопряжённую с какими-то юбилейными мероприятиями торжественную помпу. Однако выбор спектаклей для ХХХ фестиваля считаю полностью соответствующим масштабу события. Русская классика, составляющая основу программы фестиваля, – неисчерпаемый кладезь мысли, которую препарировать можно практически бесконечно. Фестиваль должен развиваться, а не «сужаться», и афиша вполне соответствует этой задаче. Замечу и другое. Русская классика сейчас настолько современна и злободневна – вряд ли какой-либо другой драматургический язык сможет лучше описать окружающую действительность. Тот же самый «Банкрутъ» в своё время запрещался, автор подвергался всевозможным гонениям. И сегодня пьеса не потеряла своей актуальности: я вполне поняла бы любое мировое правительство, которое вдруг запретило бы эту вещь Островского в наши дни.


Или возьмём толстовскую «Крейцерову сонату» в постановке Александра Баргмана, которого я лично считаю одним из самых сильных современных режиссёров. Спектакль, который Барг­ман вынашивал чуть ли не полтора десятилетия, наконец-то поставлен в Большом тюменском драматическом театре. Безусловно, интересна пьеса Фридриха Горенштейна «Бердичев», которую привёз Московский академический театр имени Маяковского. Считаю, это лучший спектакль Никиты Кобелева. Более того – один из лучших спектаклей сейчас в Москве. История, в общем-то, очень точная, хотя речь и идёт о советской России, но каждый эпизод вполне применим к современным реалиям.


Все отобранные спектакли преимущественно соответствуют фестивальному формату, духу Липецких театральных встреч. Ведь крайне важно не просто показать качественную театральную продукцию, но вынести на зрительский суд именно свежие, актуальные, острые постановки. Что же касается акцента на русскую классику, не ошибусь, если сделаю такое предположение: тот же Горенштейн – русская классика, как и Окуджава, например. То есть классика – от самых истоков и далее, поскольку она не является чем-то застывшим во времени и пространстве. Оговоримся: последний спектакль программы Липецких театральных встреч – «Королева красоты» по тексту МакДонаха. Какое отношение ирландский драматург имеет к избранной теме? Раскрою интригу: этой постановкой организаторы перекидывают мостик к следующему фестивалю. В будущем году вектор поменяется в сторону зарубежной классики и новой драматургии.


Липецкие театральные встречи по-настоящему симпатичны научным подходом к теме. Ведь лейтмотив фестиваля, как правило, созвучен научно-практической конференции, которая проходит параллельно форуму. Уверена, театральным специалистам будет любопытно подискутировать относительно судеб русской классики в современном театре, а всем приглашённым на конференцию – послушать аналитику видных экспертов. Липецк посетили Нина Шалимова – историк театра, профессор, специалист по творчеству Островского, Лана Гарон – театровед и эссеист, Виталий Ремизов – персона, хорошо знакомая липчанам, профессор, педагог, известный исследователь личности и наследия Толстого.


В общем, методическим наполнением столь высокого уровня способен выделиться далеко не каждый театральный фестиваль. Причём конференция, как и форум, тоже международная: профессор отечественной и мировой драматургии из Сербии Драгана Бошкович поделится своим мнением относительно проникновения русской классической культуры в сербскую. Пожалуй, Сербия (помимо Болгарии) – одна из немногих стран, буквально «повёрнутых» на России. И если в Болгарии обожают Высоцкого, то сербы пылают не­угасимой любовью к Достоевскому. Так что Драгана – «наш человек», она «в теме».



О Липецке – всей планете


С необычным подарком для одного из спектаклей юбилейных «Встреч» в Липецк прибыла делегация телеканала «Театр». Что приготовили коллегам тележурналисты, рассказывает креативный продюсер канала Марина Меркулова.


– На фестивале «ХХХ Липецкие театральные встречи» телеканал «Театр» вручит лучшей, по нашему мнению, конкурсной постановке сертификат на право трансляции в эфире. Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого уже дважды удостаивался чести воспользоваться подобной привилегией: год назад на форуме «Золотой витязь» сертификат вручили «Дяде Ване», а совсем недавно – спектаклю «Полковник-Птица» на фестивале «У Золотых ворот».


Когда мы впервые увидели постановку липецкой труппы по Чехову, в Москве шли ещё два «Дяди Вани» – Туминаса и Кончаловского. Мы, естественно, смотрели московские театры ранее, и тут – попадаем на Бобровского. Это было очень интересно! И самое главное – мы совершенно не были разочарованы! Напротив, увидели свежий авторский взгляд. Наше приятное знакомство продолжилось во Владимире, где довелось попасть на «Полковника-Птицу». Оба спектакля отлично будут смотреться на телеэкране – в этом их неоспоримое преимущество в сравнении со многими другими. К тому же, канал не просто даёт эфирное время, но предоставляет полный спектр маркетинговой «раскрутки» – с рекламой на телеканале, в Интернете, баннерами в социальных сетях. И всё это – совершенно бесплатно! Таким образом, театр получает отличную медиа-площадку, дающую шанс заявить о себе не только в России, но и за её пределами, ведь «Театр» транслируется по системе спутникового телевидения на всю Восточную Европу, а средствами Интернета – на весь мир!


Канал «Культура», к сожалению, не имеет возможности широко освещать происходящее в российской театральной среде, их задача – охватить весь пласт современной отечественной культуры. В этом смысле телеканал «Театр» уникален, поскольку посвящён исключительно продвижению театрального искусства. Сделаю небольшой анонс: главный режиссёр академического театра драмы Сергей Бобровский получил от нас сертификат на участие в авторском проекте Александра Мягченкова, где в формате беседы «без галстуков» худрук вашей труппы расскажет о Липецке всей планете. Следите за нашим эфиром!



Чем интересен театр?


Художественный руководитель телеканала «Театр», телеведущий Александр Мягченков – лицо хорошо известное театралам. Кто-то из давних поклонников театра, возможно, даже помнит, как молодой ещё Александр Васильевич приезжал в Липецк на гастроли в качестве актёра. Сейчас же он – один из самых внимательных зрителей в зале. Ещё бы, выбирать, что потом покажешь всему миру, – дело ответственное!


– Поскольку телеканал «Театр» впервые в гостях у «Липецких театральных встреч», мне, как журналисту, очень интересно: что у вас происходит. В чём зерно, изюминка, необычность этого конкретно взятого фестиваля? Сегодня в России насчитывается порядка трёхсот театральных форумов. То есть можно хоть каждый день при желании попадать на один из них. Более-менее известных, громких, с историей – около ста двадцати. И, вообразите, каждый фестиваль обязан выделяться индивидуальностью, иметь своё лицо. Моё наблюдение: липецкий фестиваль начисто лишён ненужной напыщенности, пафоса, присущих многим другим. На мой взгляд, в театре важен прежде всего сам процесс, а не «заряженность» на результат, громкие сенсации или скандальную славу. Ежедневная работа, поиск, репетиции. А уж премьера – это всё равно не результат. Ведь после премьеры спектакль набирается соков, оттачивается, совершенствуется. То же самое можно сказать и относительно фестиваля: он должен постоянно находиться «в процессе». Причём нет чётких рамок и границ – есть только превалирующая тема, меняющаяся год от года. Другой немаловажный аспект – отбор спектаклей. Иной раз приезжаешь на фестиваль, сидишь в зрительном зале и недоумеваешь: откуда они взяли эту чудовищную постановку? Кто подбирал? К составлению афиши «Липецких театральных встреч» подходят со всей серьёзностью, не допуская «досадных недоразумений». Таким образом, в программу попадают исключительно качественные вещи, а не на словах – «лучшие из лучших».


Нельзя не отметить мужество и благородство принимающей стороны: именно Липецкий академический театр драмы взял на себя ответственность открыть конкурсную программу своей свежей постановкой «Банкрутъ». Поверьте, это большой труд – выйти к ещё не разогретой публике. Что касается самой постановки, она показалась мне сложной. Я увидел интересный коллектив, интересную режиссуру, значительный потенциал. Тем не менее обращает на себя внимание и такая особенность: два акта – будто два разных спектакля. Подобный приём сегодня применяют некоторые режиссёры, хотя, с моей точки зрения, – не всегда оправданно. С другой стороны, я отметил бы подход Сергея Бобровского с позиции сегодняшнего дня – даже в первом, «классическом», акте. Второй акт – это вроде бы и не наш век, а, скорее, 90-е годы прошлого столетия, на что намекают некоторые детали.


Забегая несколько вперёд, поделюсь следующим соображением. Кипят споры о том, каким должен быть театр: должен ли он оставаться «вещью в себе», некой замкнутой параллельной реальностью, существующей по своим законам, либо отражать актуальную действительность, современные чаяния? Поверьте, в меньшинстве те, кто считает театр естественным продолжением жизни и старается говорить современным языком о том, что вокруг нас. Я склоняюсь именно в эту сторону. Говорят: политике не место в театре! Позвольте, как же так?! А мы с вами тоже будем витать где-то вне политики, если политика и в особенности экономика пронизывают все аспекты человеческого бытия? Да, российское общество политизировано до крайности. Почему же, в таком случае, театр призывают оставаться в стороне? Возвращаясь к «Банкруту», актуальность комедии XIX века для зрителя века XXI состоит в изложении на понятном языке через понятные и созвучные нашей эпохе реалии… Поэтому нам и интересен липецкий театр, поэтому нам и интересен Сергей Бобровский…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх