lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Профессия дальнего действия (ФОТО)

06.10.2014 "ЛГ:итоги недели". Евгения ИОНОВА
// Образование
фото Николая ЧЕРКАСОВА

Поэт в России – больше, чем поэт. Учитель – больше, чем профессия. Первым учителем на Земле стал первый человек. И с тех пор каждый из живущих ищет своего учителя. Когда человечество начало терять человеческий облик, Учителя послал Создатель. Кажется мне, что всё-таки не стоит ждать повторения (тем более что известно, чем всё это закончится) – нужно доверять земным учителям


«Учителем надо будет родиться. И только после этого стать!» – считал поэт Роберт Рождественский. Он так верил в предназначение учителя, что написал, думается, провидческое стихотворение о педагогах. Ведь это какая удача – встретить на своём жизненном пути настоящего учителя! Об этом мечтают родители, отдавая своих малышей в школу, об этом вспоминают дети, когда оглядываются на свои школьные годы, этого желает каждый, кому хочется что-то в этой жизни понять, постичь самого себя и быть полезным людям.


«...Вы знаете,


Мне по-прежнему верится,


Что, если останется жить Земля, –


Высшим достоинством Человечества


Станут когда-нибудь учителя!»


В этом году исполняется 20 лет, как во всём мире, в том числе и в России, отмечается День учителей. В нашей стране он по старинке называется Днём учителя. Суть праздника от этого не меняется.


ФОТО


В нашем регионе День учителя – профессиональный праздник для более 15 тысяч педагогов. Среди них большее количество – 9033 человека – работают в школах, 4174 – в детских садах, 1221 преподаватель трудится в системе среднего профессионального образования, 857 педагогов обучают ребятишек в учреждениях дополнительного образования. С первого сентября 2014 года в областную учительскую армию поступили ещё 163 молодых педагога.


О каждом из них не напишешь. Но когда был задуман материал к Дню учителя, первое имя, которое прозвучало, – Вячеслав Александрович Котельников. Его нет с нами уже пять лет. Но почему-то о современной школе захотелось рассказать через «призму» Котельникова, поговорить с его учениками. Тем более что есть в областном центре гимназия, которую он создал, возглавлял и которая теперь носит имя отца-основателя.


Сегодня гимназия № 64 – так сказать, брендовое учебное заведение региона. А в 1987 году она стала новой, экспериментальной площадкой продолжателя «Липецкой школы», учителя с большой буквы, преданного педагогике человека – Вячеслава Александровича Котельникова. Потом – в сумбурном, переломном и тяжелейшем 1991 году – состоялась аттестация на право носить громкое имя – гимназия. Затем – попадания во всевозможные рейтинги и топы. Есть гимназия и в последнем Топ-500 лучших образовательных учреждений страны, подготовленном Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке группы РИА Новости и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки РФ. Кроме того, гимназия № 64 имени Вячеслава Александровича Котельникова вошла в число двухсот российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся.


Наличие благоприятного морально-психологического климата в гимназии подтверждается результатами ежегодного анкетирования. 97 процентов выпускников выразили желание привести своих детей учиться в шестьдесят четвёртую. 93 процента учеников считают, что обучение позволило раскрыть им человеческие качества, 70 процентов – интеллектуальные…


В кабинете директора липецкой гим-назии № 64 помимо самой Ольги Сергеевны Карташовой ещё два её заместителя – Валерия Петровна Кушникова и Наталья Анатольевна Руднева. Это сейчас они коллеги. В год создания школы – в 1987-м – Валерия Кушникова и Наталья Руднева были старшеклассницами, пришедшими в новое образовательное учреждение, а Ольга Сергеевна – заместителем Вячеслава Александровича. И если Котельников преподавал Валерии Петровне и Наталье Анатольевне физику с астрономией, то для Ольги Сергеевны он стал учителем в профессии, в жизни…


– Мы проработали с ним 30 лет… А познакомились при довольно-таки комических обстоятельствах, – Ольга Сергеевна улыбается. – На стадионе «Металлург» проводился День физкультурника. Мы с мужем только переехали в Липецк, был август, и я наслаждалась последними свободными денёчками перед выходом на работу в областное управление образования, тогда оно называлось облоно. Мимо меня стремительно прошёл мужчина и сел на ряд выше. Почему-то я его запомнила... А первого сентября муж привёл меня в гороно к… Вячеславу Александровичу. Он меня тогда увидел впервые, а я призналась, что знаю его. Так мы и познакомились. И уже потом я всегда следовала за ним. Вот и в шестьдесят четвёртую он меня позвал одной из первых.


– Моя первая встреча с директором была не на первосентябрьской линейке, а на практике, – вспоминает Валерия Петровна Кушникова. – Мы накануне учебного года отмывали только что построенную школу, наводили порядок, знакомились с учителями. Здесь нас ожидало главное открытие – отношение к нам, ученикам. Ни в одной школе, где я училась до этого, ничего подобного не было. Нас всех, учеников, учителя и директор знали по именам. Тогда в школу пришло 1176 ребят. Потом нас стало значительно больше. А через две недели после начала учебного года был первый поход с ночёвкой, с палатками. Помню, нас тогда искусали комары, но мы были так счастливы!


– Вячеслав Александрович хотел, чтобы дети прежде всего учились на собственных ошибках. И умели прогнозировать последствия своих необдуманных поступков, – говорит Ольга Сергеевна Карташова. – Это был стержень его воспитательной системы. Вячеслав Александрович воспитывал и личным примером. Он ведь не мечтал быть учителем. Он занимался физикой, радиотехникой. И поступать хотел в Рязанский радиотехнический институт. Но звёзды сложились иначе. Он ушёл в армию… Знаете, во время войны его отец погиб, защищая Житомир. А Вячеслав Александрович потом попал служить в этот город. Но найти могилу отца ему так и не удалось… Демобилизовавшись, он поступил в наш пединститут на физмат. И только потом пришёл в школу. И оказалось, что это его стихия. Его жизнь! Работая учителем, он понял, что без создания классного коллектива не может быть никакого воспитания. По­этому он организовывал коллективные творческие дела, походы на два-три дня, смотры строя и песни, акции, выезды. Ему было важно сплотить людей, как взрослых, так и детей. А рядом всегда была жена Светлана Васильевна, учитель математики. Так и вершился воспитательный процесс: палатка, ночь, песни у костра, задушевные беседы. Ребята видят, как директор относится к ним, к жене, к коллегам, к природе. Такое единение семьи и школы естественно воспитывало детей. Он всегда учил родителей: не надо много говорить с ребёнком – ему важны не многочасовые нотации, а пример, родительское участие в его судьбе. Вячеслав Александрович выработал свою воспитательную систему. Когда накопилась мудрость педагогическая, когда можно было опираться на интуицию, тогда только пришло понимание правоты собственного метода. Его воспитательная система – это результат многолетнего труда. Он пришёл к выводу, что без доверия к ребёнку, без уважения к нему, без создания ситуации успеха невозможно вырастить личность. Школьники доверяли учителям, учителя – ученикам.


– У нас сразу же появились группы особого доверия. И нам всем было важно попасть в число учеников, которым так доверяли, – рассказывает Наталья Анатольевна Руднева. – Для этого нужно хорошо учиться, принимать правила жизни в школе и помогать учебному процессу. Нам доверяли школьное оборудование, подготовку к урокам, мы были активистами школьного самоуправления. И при этом у нас имелись «льготы». Никому из учителей не понравится, если ученик не выучил домашнее задание. Если такой казус случался с кем-либо из нас, учителя давали возможность до­учить заданное на следующий день. Они понимали, что доверенный ученик обязательно исправит недочёты. За хорошее поведение, учёбу, активность нам даже полагались дополнительные выходные! И когда ребёнок такого доверия лишался, приходило осознание, что за ошибки нужно платить. Такое вот воспитание кнутом и пряником. Это и есть часть воспитательной системы Вячеслава Александровича Котельникова. При этом с первых дней существования школы формировался культ знаний. Нам всем давали понять, что при желании можно достичь любых вершин.


– В каждой из нас Котельников оставил большой отпечаток. Учитель Вячеслав Александрович был от Бога, – вздыхает Валерия Кушникова. – Он был очень интересной, однозначно неординарной личностью. Мы перенимали его мир, и он становился нашим. Пять лет мы идём по проторённой учителем дороге, но уже без него. Начало положено. Главное для нас – следовать намеченным курсом.


Так вышло, что и Наталья Анатольевна Руднева, и Валерия Петровна Кушникова практически не покидали стен родной гимназии. Каждая с семнадцати лет начинала здесь свой профессиональный путь. И если Наталья Анатольевна стремилась стать педагогом, то Валерия Петровна мечтала заниматься математикой. Но в Воронежский госуниверситет на факультет прикладной математики и информатики поступила её дочь, исполнив мамину мечту. Сама же Валерия Петровна сначала поучилась в ЛГТУ, а затем перевелась на физмат ЛГПУ.


В их трудовых книжках только одна запись – гимназия № 64. Сам же Вячеслав Александрович сменил не одну школу. Поэтому к «своей» пришёл уже во все­оружии.


– Ольга Сергеевна, гимназия создавалась в переломное время для нашей страны. Какое тогда, в разломанном мире, Вяче-славу Александровичу виделось будущее своего детища?


– Время для школы было действительно страшное. Отсутствие кадров, нестабильность педагогического состава в связи с непростой экономической ситуацией в стране. У нас всё получилось благодаря твёрдой и мудрой позиции нашего директора. Вячеславу Александровичу нужны были единомышленники, и они у него были. Был создан институт доверия учеников и учителей. Весь наш коллектив сплотился вокруг главного вопроса – формирования культа знаний у учеников. Нам было важно сохранить лучшие традиции российской и советской школы в современном мире. К тому времени Котельников уже четверть века проработал учителем, директором, заведующим городским отделом образования. Ему доверяли безоговорочно. Кстати, будучи чиновником, то есть главным городским педагогом, он из школы не ушёл. Утром проводил уроки физики в школе № 9, а потом мчался на совещания или заседания. Он не мыслил своего существования без детей, своих учеников. Вячеслав Александрович был настоящим фанатом физики. Но при этом понимал, что в столь переломный период делать ставку только на физико-математическое образование нельзя. Так в нашей школе появилась гуманитарная составляющая. И такое соединение было делом непростым. Мы пошли по пути формирования языкового образования в гимназии. Через год после создания у нас появился иностранный язык в начальной школе. Мы работали по учебным планам специализированных московских школ, приспосабливали их возможности к нашим. Мы первыми в области ввели трёхязычие (немецкий, английский, французский языки), так называемый языковой плюрализм. При этом в гимназии много внимания уделяли воспитанию. Именно Вячеслав Александрович был инициатором формирования в регионе особой воспитательной системы. За смотр строя и песни его очень сильно критиковали, а мы не сдавались и бережём военно-патриотическое воспитание до сих пор. Мы стараемся донести до сознания каждого ребёнка важность этого мероприятия, нам необходимо, чтобы память о наших героях-победителях сохранялась. Котельникова вообще всегда много «били», как бьют всех новаторов. Другой человек, может быть, и не выдержал бы того натиска. А Котельников выстоял. Его школа стала надёжным оплотом воспитания и образования детей.


– Как вам кажется, такая стойкость была присуща Котельникову в силу личностных качеств или же потому, что был он ребёнком войны, познавшим, как и всё поколение, неимоверные тяготы?


– Характер Вячеслава Александровича, безусловно, формировался в тяжёлых послевоенных условиях. Но он был уверен в правоте собственного дела – отсюда его стойкость. Ещё в самом начале пути он понимал, что в сложные для страны времена школа обязана брать на себя главную воспитующую функцию. Родители, к сожалению, не всегда с этим справляются. А вот школа не должна опускать руки. Он сам приходил в дома, где на ребёнка махнули рукой, поднимал «Петьку» из постели и вёл в школу. И «Петька» вырастал человеком. На его похоронах потом знаете сколько таких «петек» было! Он вложил в учеников всё что мог: свою молодость, свою душу, свою жизнь.


– Имя Котельникова теперь работает уже не на него, а на всю его школу. Вы упомянули, что даже в сложнейшие перестроечные года вам было важно сохранить традиции советского и российского образования. С позиции дня сегодняшнего – что же такое наша традиционная школа?


– В первую очередь – это духовно-нравственное воспитание детей. Как бы мы ни критиковали нашу образовательную систему, всё равно воспитание остаётся здесь одной из главных составляющих. Воспитание начинается на уроке. Отношение учителя к предмету, взаимоотношения ученика и преподавателя – всё это «льёт воду на мельницу» воспитания ребёнка. Учитель должен научить своего подопечного работать. Тогда и во взрослой жизни ученик не станет лениться. Воспитательная система, созданная Котельниковым, формирующая как ученические, так и педагогические коллективы, до сих пор живёт. У нас действует своеобразная рамочная конструкция коллективных творческих дел и общегимназических традиций, которые сплачивают классные и параллельные коллективы. Всё начинается с традиционного Дня знаний. Затем мы проводим осенний День здоровья, отправляемся в поход с рюкзаками и спортснаряжением, открытие круглогодичной спартакиады сменяется подготовкой к празднику Урожая, следом – ярмарки «Дары осени», олимпиады, Декада предметных Дней, конкурсы новогодних сказочных представлений. Потом организовываем праздник для микрорайона «Встреча русской зимы». А ещё – Месячник героико-патриотической работы, Неделя православной культуры, Масленица, весенний поход с одним привалом, встреча с выпускниками и ветеранами микрорайона, смотр-конкурс строя и песни, пятая трудовая четверть – не менее важная коллективная детско-взрослая трудовая деятельность. Кстати, о возрождении духовности в школе заговорил именно Котельников, до мозга костей атеист. Первый раз Вячеслав Александрович пригласил священника для нас, учителей, готовя почву для дальнейшей работы.


Во все времена среди учителей были и творцы, и ремесленники. Учителя соответствуют своему времени. Жизнь другая, дети другие, и система это должна учитывать. Но накопленный годами опыт –цементирующая основа для совершенствования, залог успешного развития гимназии № 64. Школа никогда не стоит на месте. Она следует за временем. Но именно духовность, традиции наполняют школьную жизнь. Это понимают сегодня все.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх