lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 октября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Дети и грамотность

02.10.2014 "Липецкая газета". Марина Кудаева.
// Образование
Фото Ольги Беляковой

Наверняка все помнят старый анекдот про Вовочку, написавшего на уроке русского языка «птицы улЯтели на юг», потому что «склЯвали все». Сегодняшние ученики таких ошибок, возможно, и не допускают, но, к сожалению, и особой грамотностью не отличаются. Достаточно почитать их эсэмэски или переписку с друзьями в соцсетях. Это же подтверждают и ежегодные данные ГИА и ЕГЭ. В чем причины тотального снижения грамотности? Как исправить ситуацию? Об этом размышляют участники сегодняшнего родительского собрания.


Мнение экспертов


Вместо компьютера — книга


Светлана Бедрова, директор школы № 51 Липецка, учитель русского языка и литературы:


— Я работаю в старших классах, и мне отрадно, что в большинстве своем выпускники понимают: писать нужно грамотно. И те, у кого грамотность явно «хромает», всячески стараются это исправить.


Вместе с тем сейчас между детьми идет очень сильное расслоение. Есть достаточно грамотные, в том числе и на интуитивном уровне, которые даже не задумываются, как пишется то или иное слово. Немало и тех, кто сознательно пользуется правилами. И есть, к сожалению, очень неграмотные дети. С моей точки зрения, снижение уровня грамотности у школьников идет в первую очередь от недостатка чтения. Когда ребенок читает, он запоминает образ слова, что затем, безусловно, отражается на качестве письма. Кроме того, всевозможные гаджеты, с одной стороны, делают нашу жизнь проще, а с другой — наносят вред. Как известно, развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга. А, например, от руки мы пишем все меньше и реже. Немалый вред наносят и компьютерные программы-редакторы, которые подсказывают правильные варианты и подчеркивают ошибку. Они не дают возможности задуматься над тем, как написать то или иное слово. Из-за этого атрофируются очень важные для человека функции: контроль за собой, самоанализ.


Разумеется, спорить с техническим прогрессом бесполезно. Поэтому имеет смысл обратить его себе на пользу, например, сказав ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово.


Еще хотелось бы посоветовать молодежи трепетнее относиться к родному языку: не коверкать его, не поддаваться современным тенденциям общения, когда слова намеренно перевираются.


Необходимо заниматься и саморазвитием. Поэтому чтение хорошей, правильной, классической литературы должно присутствовать в жизни каждого.


Надо больше общаться с ребенком


Марина Мерная, учитель-логопед школы № 59 Липецка «Перспектива»:


— К сожалению, такие тенденции, как снижение грамотности учащихся и рост детей, страдающих различными нарушениями речи, есть. Специфика школьного логопеда — это исправление вторичных ошибок, возникающих по разным причинам. Прежде всего, от засилия в русском языке жаргонизмов и иноязычной лексики.


На то, как ребенок говорит и пишет, оказывают влияние многие факторы. К примеру, даже обычный ринит у мамы в первом триместре беременности может спровоцировать речевые нарушения у малыша. Не менее важно и то, в каких условиях растет ребенок. С горечью могу констатировать: молодые мамы зачастую не занимаются со своими детьми, не читают им сказок, не играют, не разговаривают с ними, считая, что главное — накормить и нарядить свое чадо. Между тем недостаточные речевые контакты в семье накладывают большой отпечаток на развитие дошкольника.


Особое внимание родителям стоит обращать на леворуких детей, а также если ребенок пишет перевернутую «С», недописывает буквы «П», «Т» или не может распознать первый или последний звук в слове. Сложность с произношением звуков или запоминанием букв в детсадовском возрасте — тоже повод обратиться к специалисту. Пропуски и замены букв на письме и при чтении, недописывание букв или слогов дети часто делают не по рассеянности, а потому, что имеются проблемы, исправить которые может только логопед. Для этого существует масса специальных коррекционных упражнений.


Всем без исключения первоклашкам очень полезно заниматься пальчиковой гимнастикой (в Интернете есть множество вариантов) и массажем кончиков пальцев. Для этого хорошо подходят трехгранные ручки и карандаши с пупырышками.


Говорят родители


Вера Григорьева, экономист, г. Липецк:


— Убедить ребенка в том, что нужно быть грамотным, сегодня очень трудно, а подчас невозможно. Потому что правила русского языка нарушаются практически повсеместно. За примером далеко ходить не нужно, достаточно открыть газету или включить телевизор. Даже учебники часто печатаются с ошибками.


Но это не означает, что не надо учиться писать и говорить правильно. Думаю, в этом очень важен личный пример. Если в семье уважительно относятся к родному языку, не коверкают слова, любят читать, причем не комиксы с анекдотами, а хорошую литературу, то и для ребенка это становится нормой. Но среди моих знакомых, взрослых людей, много таких, у кого в речи постоянно присутствуют слова-паразиты, и они не видят в этом ничего ужасного.


Наталья Никитина, юрист, г. Липецк:


— По-моему, стыдно писать и говорить с ошибками. А исправить ситуацию, уверена, можно только одним способом: обязательно приучать ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этом случае может выручить компьютер или электронный вариант книги. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, чем с бумажных страниц. Да и нужное произведение очень часто можно найти в Интернете быстрее, чем в библиотеке. А еще хочу поделиться своим опытом. Например, нас очень выручили такие игры, как «Словодел», где нужно составлять слова, и компьютерная — «Поле чудес». Там требовалось отгадать задуманное слово, но для этого нужно знать, как оно пишется. Интересно и поучительно. И польза для дела опять же.


Александр Черкасов, специалист по ремонту оргтехники, г. Липецк:


— Не считаю, что писать с ошибками — это уж очень страшно. Особенно это касается разных знаков препинания. Русский язык настолько сложный, что выучить все до тонкостей могут лишь единицы. Думаю, ситуацию можно — и нужно — исправить, если упростить нормы произношения и правописания. Ведь изменили же род у слова «кофе»! Вот бы и другие правила привели более-менее к одному знаменателю, а то столько исключений и разночтений, что и взрослый человек не в состоянии все это в голове удержать. Где уж тут ребенку запомнить. А еще я сторонник той точки зрения, что грамотность — это своего рода дар свыше, то есть либо она есть, либо нет. Можно знать правило, но не уметь им пользоваться.


Кстати


Исследователи давно заметили: девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков — только в одном. Поэтому важно — особенно для дошколят и учеников начальной школы — делать процесс обучения грамотности увлекательным. Так ребенок быстрее раскрепощается, а «грамотное» полушарие быстрее включается в работу.


Тема следующего выпуска: «Дети и милосердие»


Добросовестные родители тщательно следят за оценками в тетрадях и дневнике, гордятся победами наследников в различных конкурсах и олимпиадах, так популярных сегодня. И это замечательно. Но, подталкивая детей к гонке за успешностью — в учебе, а затем и в карьере, не забываем ли мы, взрослые, привить им жизненно важные качества: доброту, отзывчивость и милосердие? Что нужно делать, чтобы нравственный рост не отставал от интеллектуального? Эти вопросы мы обсудим в следующем выпуске рубрики «Родительское собрание».


Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх